Факторы взаимодействия "учитель-ученик" в современной школе

Мария Владимировна Романова

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса как междисциплинарный феномен современной образовательной среды и научной мысли является очень актуальной на сегодняшний день, поскольку именно благодаря ему осуществляется универсальное развитие, как новое качественное состояние личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

        XXI век ознаменовался серьезными социокультурными преобразованиями, которые затронули практически все сферы жизнедеятельности человека. В связи с социальной, политической и экономической трансформацией возникает острая необходимость изменения и системы образования, которая учитывала бы потребности общества нашего времени. Новая общественная среда «диктует» новые требования к выпускникам образовательных учреждений, сегодня как никогда необходима активная и созидающая личность, способная к сохранению культуры, экологии и правопорядка. Как известно именно в школьном возрасте происходит раскрытие лучших качеств личности, чему во многом способствует эффективное взаимодействие между учителем и учащимися, которое выступает своеобразным связующим компонентом педагогической системы образовательного пространства, основополагающим средством решения образовательных задач. Учитель и ученик с самого первого контакта вступают в сложную систему тесно переплетающихся организационных, дидактических, воспитательных, деловых и межличностных, трудовых, нравственно-эстетических, эмоционально-рациональных отношений. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема взаимодействия участников педагогического процесса, как междисциплинарный феномен современной образовательной среды и научной мысли, поскольку именно благодаря ему осуществляется универсальное развитие, как новое качественное состояние личности.

Несложно понять, что ключевым понятием настоящей статьи является понятие «взаимодействие», поэтому для того, чтобы понять его сущность для начала следует обратиться к его определению. В научной работе М.И. Баликовой «взаимодействие» с точки зрения педагогики отражает процессы воздействия субъектов учебно-воспитательного процесса друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимный переход и определяется как процесс интеграционной учебно-познавательной деятельности субъектов, состоящий из целевого, мотивационного, деятельностного и процессуального аспектов [1]. В связи с этим целесообразным нам видится рассмотрение основных составляющих взаимодействия в системе «учитель-ученик», среди которых взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия и взаимовлияние [5].Рассмотрим более подробно каждую из них.

Взаимопознание применительно к системе «учитель-ученик» представляет собой стремление субъектов образовательного процесса к познанию друг друга, обоюдный интерес друг к другу, учет индивидуальных характеристик при непосредственном взаимодействии.

Взаимопонимание предполагает понимание субъектами общей цели взаимодействия в рамках образовательного пространства, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в разных ситуациях, адекватность оценок и самооценок, а также совпадение установок на совместную деятельность [3]. В системе «учитель-ученик» взаимопонимание может быть развито на трех уровнях [2]. На первом уровне имеет место лишь совпадение системы социальных и индивидуальных значений, с отсутствием совпадения в рамках личностной взаимооценки. Для второго уровня характерно совпадение не только системы значений (социальных и индивидуальных), но и уровня взаимной оценки личностных качеств. И, наконец, третий уровень характеризуется высокой степенью взаимного доверия и открытости взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Взаимоотношение представляет собой эмоциональную готовность субъектов образовательного процесса к осуществлению совместной деятельности, проявление такта и внимания к мнению, идеям и предложениям друг друга, творческий характер отношений, стимулирующий инициативу, а также удовлетворенность результатами совместной деятельности. Взаимоотношение в рамках системы «учитель-ученик» также предполагает три уровня развития. Первый уровень предполагает отсутствие общей цели взаимодействия, отсутствие совместной деятельности как таковой с вероятностным проявлением взаимного интереса друг к другу. На втором уровне уже имеет место общая цель, а также возможное одностороннее воздействие со слабо налаженной обратной связью. Третий уровень уже характеризуется наличием общей цели, общих интересов и успешного взаимодействия.

Можно сказать, что каждый современный педагог должен стремится к взаимопониманию и взаимоотношению наивысшего уровня, поскольку лишь при таких условиях взаимодействие в системе «учитель-ученик» будет налажено, а процесс обучения будет действительно эффективным.

Взаимные действия в педагогическом процессе предполагают осуществление постоянных контактов между учителем и учащимися, активность участия в совместной деятельности, инициативу в установлении разных контактов, идущую с обеих сторон, координацию действия на основе взаимного содействия, согласованности, подстраховке и поддержке друг друга.

Взаимовлияние представляется как способность приходить к согласованию по спорным вопросам, учет мнения друг друга при организации взаимодействия в системе «учитель-ученик», действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга.

Нарушение одной из вышеперечисленных составляющих может привести к существенным трудностям и нарушениям взаимодействия, что в свою очередь снизит качество и эффективность образовательного процесса в целом. Именно эти составляющие являются основой личностно-ориентированного подхода к обучению, который приобрел сегодня массовую популярность и мировое распространение.

Исходя из характеристики сущности и структуры взаимодействия можно выделить его основные уровни применительно к системе «учитель-ученик»[3]:

  • Начальный уровень предполагает воздействие со стороны одного субъекта, а также сугубо деловые контакты, носящие эпизодический характер;
  • Уровень «Сотрудничество» характеризуется наличием постоянных деловых контактов с несистематическим проявлением сработанности на высоком уровне;
  • Уровень «Партнерство» предполагает долговременность, добровольность осуществляемого взаимодействия, высокую срабатываемость и оперативную координацию совместных действий.

Безусловно, учитель должен стремится к достижению качества взаимодействия самого высокого уровня, однако, зачастую бывает так, что это попросту невозможно из-за ряда объективных и субъективных факторов. Так, характер и уровень взаимодействия в системе «учитель-ученик» в современных условиях определяется многими факторами, среди которых обнаруживаются следующие.

Во-первых, одним из главных факторов взаимодействия в системе «учитель-ученик», на наш взгляд, является уровень коммуникативной компетентности учителя. Именно благодаря навыкам педагогической техники, эффективного выстраивания процесса педагогического общения, а также перцептивным умениям учитель сможет обеспечить такие условия взаимодействия, которые неизбежно приведут к успеху и будут эффективны в конкретной образовательной ситуации.

Во-вторых, на успешность взаимодействия значительное влияние оказывают индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики личности, как учителя, так и учащихся. Сюда можно отнести такие личностные характеристики, как эмоциональная устойчивость, агрессивность, уверенность в себе, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении и прочие. Среди социально-психологических факторов взаимодействия обнаруживаются специфические установки на общение, особенности распределения ролей между участниками педагогического процесса, специфика позиций учителя и ученика в решении сложных проблем, отличительные способы оценки результатов деятельности, а также элементарная психологическая совместимость или несовместимость учителя и учащихся.

В-третьих, успешность взаимодействия в системе «учитель-ученик» определяется также двухсторонними мотивами общения. В частности, одним из главных мотивов здесь выступают познавательные мотивы, предполагающие, что ученик вступает во взаимодействие с целью получения новой интересной информации, проверки своей компетентности в определенной области знаний, получения навыков решения более сложных задач. Тоже самое касается и непосредственно учителя и его мотивов передачи знаний и жизненного опыта.

В-четвертых, на взаимодействие учителя с учащимися оказывает непосредственное воздействие развитость коммуникативных свойств ребенка, а также его способность к психологическому сближению и слиянию с «образом учителя». Так, если школьник имеет некоторые психологические трудности, ведет себя отстраненно, является замкнутым – может возникнуть проблемы взаимодействия непосредственно между ним и учителем.

В-пятых, немаловажную роль во взаимодействии играет психолого-педагогическая компетентность учителя, предполагающая учет индивидуальных характеристик школьников, выбор эффективных методов обучения, гибкость в изменении и перестройке задач в процессе урока, креативность и творческий подход. Такой комплекс профессионально важных характеристик способен обеспечить как успешное взаимодействие, так и привести к снижению интереса учащихся за счет формализации урока.

Все вышеперечисленные факторы носят более субъективный, нежели объективный характер, поскольку обусловлены специфическими индивидуально-личностными и социально-психологическими характеристиками. Что касается объективных факторов взаимодействия в системе «учитель-ученик» то здесь можно выделить следующие.

        Первый фактор – неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе. Данный фактор является одним из основных, поскольку имеет колоссальное влияние не только на взаимодействие учителя с учащимися, но и на образовательное пространство в целом.

        Второй фактор – содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса. Так, недостаточное обеспечение учебно-воспитательной и материальной базы образовательного учреждения влечет за собой слабую эффективность процесса обучения, а также способно привести к возникновению конфликтов и нарушению взаимодействия в системе «учитель-ученик».

        Третий фактор – специфические принципы функционирования образовательного учреждения. Так, если в образовательном учреждении реализуются принципы взаимоуважения, полноправности всех сторон образовательного процесса, свободного выбора – взаимодействие между учителем и учеником будет не просто носить конструктивный характер, но и будет эффективным.

Обобщив педагогический опыт выяснилось, что в современных школах взаимодействие между учителем и учащимися носит скорее стихийный и сумбурный характер, что обуславливает авторитарный стиль общения, приводит к возникновению межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками, падению дисциплины, снижению успеваемости, отсутствию мотивации к обучению, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а также к реализации отклоняющегося от социальных норм поведения школьников [1, 4]. Одной из главных причин этого, на наш взгляд, является отсутствие у учителей нашего времени систематических знаний о природе взаимодействия, условиях и закономерностях его формирования. Таким образом, настоящее исследование, на наш взгляд, позволит разрешить противоречие, сложившееся между объективной потребностью педагогической практики и не разработанностью в педагогической науке целостного теоретического рассмотрение проблематики взаимодействия в системе «учитель-ученик» в школе.

Список источников

1. Баликова М.И. Факторы успешного педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» // Интернет журнал «Науковедение». – 2015. - № 5. – Т.7. – 8 с. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/95PVN515.pdf (дата обращения 4.02.2017).

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 475 с.

3. Елистратова С.И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как фактор повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. - № 2-2. – С. 324-329.

4. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Специальность: 13.00.01. – Омск, 2016. – 27 с.

5. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981. - 234 с.