РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Самохлеб Марина Александровна

В статье раскрыты факторы, влияющие на организацию эмоционального комфорта педагогов; выделены идеи по созданию эмоционального комфорта педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu_itog.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.11

РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Самохлеб Марина Александровна,

обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа: «Менеджмент в образовании».

Научный руководитель: Головань Т.М.,

кандидат педагогических наук, доцент

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

Аннотация. В статье раскрыты факторы, влияющие на организацию эмоционального комфорта педагогов; выделены идеи по созданию эмоционального комфорта педагогического коллектива.

 Ключевые слова: Образование, педагогический коллектив, эмоциональный комфорт, управление.

Summary. The article reveals the factors that influence the organization of the emotional comfort of teachers; The ideas on creation of emotional comfort of pedagogical collective are allocated.

Key words: Education, pedagogical collective, emotional comfort, management.

На современном этапе модернизации образования, первостепенной задачей повышения качества образовательного процесса обучающихся, особая роль отводится организации и управлению данного процесса. Для достижения поставленной задачи важна не только работа учителей, но и взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, в том числе между администрацией школы и педагогическим коллективом.

Для рациональной организации деятельности педагогического коллектива необходимо своевременно и оперативно устранять дестабилизирующие факторы и диагностировать актуальные проблемы с целью нахождения оптимальных методов их решения.

Также, качественное выполнение своих профессиональных обязанностей напрямую зависит от атмосферы, в которой находятся работники. В современных экономических условиях достаточно сложно управлять педагогическим коллективом. Это связано с определённым рядом проблем: невысокий уровень оплаты труда, невозможность предоставления широкого спектра социальных гарантий и льгот, но самая главная проблема заключается в том, что пути решения часто находятся вне компетенции руководителя.

Падение престижа труда в сфере образования привело к тому, что значительная часть молодых специалистов, которые имеют педагогическое образование, не видя реальных возможностей получения материальных и социальных благ за счет честного, официального труда в бюджетной организации, вынуждена заниматься другими, более прибыльными, видами деятельности, что приводит к нарушению психологического состояния молодого специалиста, а также к катастрофической нехватке педагогических кадров. По этой причине, действующие учителя перегружены работой, что может привести к эмоциональному и профессиональному выгоранию, а в следствии – падению уровня качества обучения и воспитания современных школьников.

Несмотря на сложности, которые имеются в сфере образования, наиболее значимая и ответственная роль лежит на администрации школы. Руководителю необходимо учитывать все факторы, влияющие на деятельность педагогического коллектива.

Этими факторами являются психолого-эмоциональное состояние каждого сотрудника (так как профессия учителя предполагает тонкую душевную организацию, но вместе с этим повышенный уровень ответственности и профессионализма), а также обеспечение учителей всеми необходимыми материалами, для полноценного осуществления и реализации педагогического процесса. Управление педагогическим персоналом общеобразовательного учреждения будет эффективным, если обеспечен комплекс педагогических условий такого управления.

Управленческая деятельность требует от руководителя организаторских, коммуникативных, научно-познавательных, конструктивных, экспрессивных и других способностей. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом.

Таким образом, хотелось бы вспомнить слова известного современного исследователя в области лидерства Джона Адаира: «Лидер – это первый среди равных. Он стремится в полной мере раскрыть возможности тех, кто работает рядом с ним, и ведет их за собой к намеченным целям. Его лидерство определяется не должностью или социальным положением, а превосходством интеллекта. Совершенным владением самой профессией. Он делится ответственностью и обязанностью принятия решений – насколько это возможно. Настоящий лидер понимает своих подчиненных, видит их сильные и слабые стороны. Он приветствует идеи и предложения тех, кто по прошлым представлениям считался ниже его по рангу. Он создает отношения, построенные на взаимном доверии» [1, с. 173]. На мой взгляд, именно такой управляющий должен руководить педагогическим коллективом общеобразовательной организации.

Литература:

1. Адаир Дж. Искусство управлять людьми и самим собой, - Москва: Издательство «Эксмо», 2006. – 650 с.

2. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.

3. Гусева Н. В. Современные проблемы руководства педагогическими коллективами // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.2. – с. 59-61.

4. Мальцева Т. И. Система управления персоналом образовательного учреждения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – с. 43-44.