ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»

Артемьева Светлана Геннадьевна

Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.

Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.

Деятельность кружка   является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.

Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_diskussionnogo_kluba.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Нормативно-правовой основой формирования плана внеаудиторной воспитательной деятельности являются следующие нормативные документы:

- Конституция Российской Федерации (ст.43);

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273 – ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. От 18.08.20160 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. А также оказания им при этом необходимой помощи;

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ( вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

Программа дополнительного образования является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса и обеспечивает единство обучения и воспитания.

Основная задача современного образования – разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Одной из задач воспитательной работы  с обучающимися является предоставление возможности реализовать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, воспитать нравственного человека, который имеет цель, умеет решать жизненные проблемы, ориентирован в социальном пространстве, имеет творческую индивидуальность.

Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.

Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.

Деятельность кружка   является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.

Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ  «Акушерский колледж»

Разработчик:  Артемьева Светлана Геннадьевна – кандидат исторических наук, преподаватель высшей  квалификационной категории;

Веденина Светлана Вильямовна -  преподаватель высшей  квалификационной категории.

Цели программы: 

  • формирование современной востребованной обществом личности, способной, опираясь на полученные знания и личностные качества реализовать себя в обществе, тем самым способствуя процветанию нашей страны.
  • формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие способности отстаивать различные идеи и убеждения;
  • формирование среды культурного общения, обмена мнениями по важнейшим вопросам современной социально-экономической и политической ситуации;
  • развитие интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности ученика и учителя

Задачи программы:

  • Развитие интеллектуальной, творческой инициативы, учебно-познавательных интересов обучающихся.
  • Активизация гражданской позиции обучающихся.
  • Активное включение обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации.
  • Развитие коммуникативных умений и способностей обучающихся.
  • Организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение обучающихся в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности.
  • Повышение правовой культуры обучающихся.
  • Определить свои жизненные планы, выбрать будущую профессию и прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуть в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
  • Сформировать умение участвовать в дискуссии, выступать перед аудиторией с докладами.
  • развивать у учащихся навыки научной работы, знакомить обучающихся с методами и приемами научного поиска.

В ходе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- использовать различные СМИ для получения информации;

- использовать критическое мышление для анализа информации и построения аргументации;

- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;

- организовывать наработанный материал; правильно строить речь;

- опровергать аргумент оппонента;

- умение определить и вычленить проблему;

- умение делать выводы и заключения;

- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;

- умение работать в команде.

Необходимое оборудование: видеопроектор, компьютер, Интернет.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

 ориентация в системе моральных норм и ценностей;

 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

Метапредметные результаты проявляются в :

 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются в сфере:

 познавательной

 относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;

 знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

 умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия. ценностно-мотивационной

 знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой

 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

 понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;

коммуникативной 

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.

Сроки реализации и целевая аудитория

Программа кружка   рассчитана на 15 занятий по 2 часа в течение учебного года. Целевой аудиторией дискуссионного клуба являются обучающиеся всех курсов.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование разделов и тем

Объем часов

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности кружка «Дискуссионный клуб». Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий

2

Тема 2. Подготовка и проведение дискуссии. Правила проведения дискуссии

2

Тема 3. Формулировка и анализ тем дискуссии.

2

Тема 4.  Поиск и анализ информации. Источники информации 

2

Тема 5. Деловой этикет при проведении дискуссий

2

Тема 6. Культура речи.  Выразительные средства речи.

2

Тема 7. Структура и логика речи. Деление на речевые такты. Паузы. Ударения.

2

Тема 8. Дикция. Методика работы над чистотой звучания

2

Тема 9. Личностные качества оратора.

2

Тема 10. Общение и контакт  с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию

2

Тема 11. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль.

2

Тема 12. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций

2

Тема 13. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль.

2

Тема 14. Выступление (творческий отчет)

2

Тема 15. Подведение итогов работы дискуссионного клуба

2

ВСЕГО

30

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ

  1. Зачем я учусь?
  2. Всегда ли прав учитель?
  3. Влияние современных средств связи на образовательный процесс
  4. Умеем ли мы общаться друг с другом?
  5. Возможен ли свободный выбор
  6. Нужна ли семья современному человеку?
  7. Милосердие, нравственность, жизненные ценности
  8. Как хочу, так и живу?
  9. Виртуальный мир –побег от реальности
  10. Вредные привычки –путь в никуда
  11. Моя будущая профессия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.        Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

2.        Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.

3.        Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

4.        Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.

5.        Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.

6.        Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.

7.        Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.

8.        Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

ЛИТЕРАТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1.        Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

2.        Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

3.        Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.

4.        Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996..