ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.
Деятельность кружка является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_diskussionnogo_kluba.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Нормативно-правовой основой формирования плана внеаудиторной воспитательной деятельности являются следующие нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (ст.43);
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273 – ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. От 18.08.20160 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. А также оказания им при этом необходимой помощи;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ( вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.
Программа дополнительного образования является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса и обеспечивает единство обучения и воспитания.
Основная задача современного образования – разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Одной из задач воспитательной работы с обучающимися является предоставление возможности реализовать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, воспитать нравственного человека, который имеет цель, умеет решать жизненные проблемы, ориентирован в социальном пространстве, имеет творческую индивидуальность.
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Рабочая программа кружка «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования. Программа рассчитана на студентов СПО всех курсов.
Деятельность кружка является внеаудиторной и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Метод проектов, метод критического мышления, метод дебатов, ролевые технологии, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Разработчик: Артемьева Светлана Геннадьевна – кандидат исторических наук, преподаватель высшей квалификационной категории;
Веденина Светлана Вильямовна - преподаватель высшей квалификационной категории.
Цели программы:
- формирование современной востребованной обществом личности, способной, опираясь на полученные знания и личностные качества реализовать себя в обществе, тем самым способствуя процветанию нашей страны.
- формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам;
- развитие умения работать в команде;
- развитие способности отстаивать различные идеи и убеждения;
- формирование среды культурного общения, обмена мнениями по важнейшим вопросам современной социально-экономической и политической ситуации;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности ученика и учителя
Задачи программы:
- Развитие интеллектуальной, творческой инициативы, учебно-познавательных интересов обучающихся.
- Активизация гражданской позиции обучающихся.
- Активное включение обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации.
- Развитие коммуникативных умений и способностей обучающихся.
- Организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение обучающихся в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности.
- Повышение правовой культуры обучающихся.
- Определить свои жизненные планы, выбрать будущую профессию и прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуть в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
- Сформировать умение участвовать в дискуссии, выступать перед аудиторией с докладами.
- развивать у учащихся навыки научной работы, знакомить обучающихся с методами и приемами научного поиска.
В ходе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- использовать различные СМИ для получения информации;
- использовать критическое мышление для анализа информации и построения аргументации;
- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
- организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
- опровергать аргумент оппонента;
- умение определить и вычленить проблему;
- умение делать выводы и заключения;
- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
- умение работать в команде.
Необходимое оборудование: видеопроектор, компьютер, Интернет.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
∙ ориентация в системе моральных норм и ценностей;
∙ заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
∙ ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Метапредметные результаты проявляются в :
∙ умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
∙ способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
∙ овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
∙ умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются в сфере:
познавательной
∙ относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;
∙ знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
∙ умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия. ценностно-мотивационной
∙ знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
∙ приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой
∙ знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
∙ понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
∙ умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
∙ знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Сроки реализации и целевая аудитория
Программа кружка рассчитана на 15 занятий по 2 часа в течение учебного года. Целевой аудиторией дискуссионного клуба являются обучающиеся всех курсов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Наименование разделов и тем | Объем часов |
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности кружка «Дискуссионный клуб». Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий | 2 |
Тема 2. Подготовка и проведение дискуссии. Правила проведения дискуссии | 2 |
Тема 3. Формулировка и анализ тем дискуссии. | 2 |
Тема 4. Поиск и анализ информации. Источники информации | 2 |
Тема 5. Деловой этикет при проведении дискуссий | 2 |
Тема 6. Культура речи. Выразительные средства речи. | 2 |
Тема 7. Структура и логика речи. Деление на речевые такты. Паузы. Ударения. | 2 |
Тема 8. Дикция. Методика работы над чистотой звучания | 2 |
Тема 9. Личностные качества оратора. | 2 |
Тема 10. Общение и контакт с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию | 2 |
Тема 11. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль. | 2 |
Тема 12. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций | 2 |
Тема 13. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией. Эмоции и их контроль. | 2 |
Тема 14. Выступление (творческий отчет) | 2 |
Тема 15. Подведение итогов работы дискуссионного клуба | 2 |
ВСЕГО | 30 |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
- Зачем я учусь?
- Всегда ли прав учитель?
- Влияние современных средств связи на образовательный процесс
- Умеем ли мы общаться друг с другом?
- Возможен ли свободный выбор
- Нужна ли семья современному человеку?
- Милосердие, нравственность, жизненные ценности
- Как хочу, так и живу?
- Виртуальный мир –побег от реальности
- Вредные привычки –путь в никуда
- Моя будущая профессия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
2. Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.
3. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
4. Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.
5. Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.
6. Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.
7. Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.
8. Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
2. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
3. Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.
4. Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996..