Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1-2 классов
Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_grazhdansko-patrioticheskih_kachestv.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у
учащихся 1-2 классов
Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан - людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».
Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов (См. в Приложении 1). Ответы на эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов ГПД.
Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:
1. 8-10 баллов – высокий уровень;
2. 5-7 баллов – средний уровень;
3. 0-4 балла – низкий уровень.
Следующей проведенной диагностикой была методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.
За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:
11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;
7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;
5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;
0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.
Третьим методом, который я использовала для диагностики гражданско-патриотических качеств, было проведение индивидуальных бесед с учащимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций: В.С. Горбунов). Целью этих бесед было выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране. В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации, целью которых было выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.
Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:
1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?
2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?
3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?
Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:
7-9 баллов – это высокий уровень;
4-6 балла – это средний уровень;
0-3 балла – это низкий уровень.
Последней проведенной диагностикой для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова). С ее помощью я определила уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.
Методика состоит из 20 вопросов (См. в Приложении 3). В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.
Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:
За ответ «Да» начислялось 2 балла;
За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;
За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.
Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:
1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;
2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;
3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;
4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.
Критерии оценки гражданско-патриотических качеств обучающихся.
В итоге, на основе аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были взяты три уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств обучающихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень: младший школьник проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества. Знает некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет гордость за свое Отечество. Активно выражает готовность помочь другим людям и положительное отношение к миру, всему живому. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Осознает себя гражданином и патриотом своей страны. Желает служить в армии. Уважает традиции других народов.
Средний уровень: младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать. Не проявляет особого желания служить в армии.
Низкий уровень: младший школьник имеет лишь обрывочные и поверхностные сведения о прошлом своего народа, своей стране и культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории родного края и Отечества, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. В патриотической деятельности участвует неохотно. Иногда наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. Служить в армии не желает. Не уважает традиции других народов.
Приложение 1.
Анкета «С чего начинается Родина?»
- Что такое Родина?
- Как называется твоя Родина?
- Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
- Как называется твоя малая родина?
- Какие города России ты знаешь?
- Какие реки России ты знаешь?
- Какая птица изображена на гербе нашей страны?
- Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
- Назови самые известные памятники своего города?
- Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?
Приложение 2.
Методика «Неоконченные предложения»
- Патриот – это …
- Настоящий патриот обладает качествами …
- Гражданин – это …
- Гимн – это …
- Флаг – это …
- 9 мая Россия отмечает …
- Президент Российской Федерации – …
- Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я
хотел бы побывать …
- Любить свою Родину значит …
- Защищать свою Родину значит …
- Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …
- Марки отечественных машин …
- Русские народные сказки …
- Русские писатели и поэты …
Приложение 3.
Методика «Я – патриот»
- Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
- Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
- Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
- Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
- Ходишь ли ты в музеи своего города?
- Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
- Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
- Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
- Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
- Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
- Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
- Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
- Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
- Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
- Участвуешь ли ты в них?
- Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
- Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
- Любишь ли ты свою семью?
- Заботишься ли ты о своих близких?
- Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?