Жизнь и педагогическая деятельность Василия Александровича Сухомлинского (реферат и презентация)
Реферат и презентация на тему : "жизнь и педагогическая деятельность Василия Александровича Сухомлинского и его биография"
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Василий Александрович Сухомлинский
1918-1970
Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: Любовь к детям.
2 слайд
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.
3 слайд
Жизнь Василия Сухомлинского
В украинском селе Васильевка в 1918 году в бедной крестьянской семье родился будущий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский. Здесь он провел свою юность и детство. Его отец, Александр Емельянович Сухомлинский, в советское время был передовиком села – общественный активист, заведующий колхозной избой-лабораторией, участвовал в руководстве колхозом и потребительской кооперацией, сельский корреспондент, руководитель трудового обучения в семилетней школе (по деревообработке). Мать Василия Александровича (Оксана Авдеевна) была домохозяйкой, работала в колхозе и делала мелкую портняжную работу. Кроме Василия в семье было еще три ребенка – Сергей, Иван и Мелания, которые в будущем стали сельскими учителями.
4 слайд
Летом 1933 года Сухомлинский уехал в Кременчуг и поступил на рабфак, после окончания которого, он пошел учиться в педагогический институт. Уже в 17 лет он был учителем в заочной школе рядом с родным селом. В 1938 году он окончил Полтавский педагогический институт и вернулся на родину преподавать в Онуфриевской средней школе литературу и украинский язык. В 1941 году Василий ушел добровольцем на фронт. В январе 1942 года его тяжело ранили, когда он защищал Москву, и чудом выжил. В память об этом навсегда в груди его остался осколок снаряда. Позднее, после окончания лечения в госпитале на Урале, Василий хотел идти на фронт, но комиссия не признала его пригодность к службе. После освобождения родных мест, Сухомлинский вернулся домой, и уже в 1948 году был директором Павлышской средней школы. Ей он руководил до конца своих дней.
5 слайд
Педагогическая деятельность
Сухомлинский является автором оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма. В его системе личность ребенка признавалась высшей ценностью. И весь процесс образования и воспитания должны быть ориентированы на это. Важная роль отводилась формированию мировоззрения учащихся. Свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Василий Александрович воспитывал в них ответственность перед друзьями, обществом, родственниками и собственной совестью, понимание своего дела и личного отношения к окружающей действительности. В практике многих школ его идеи воплотили в жизнь.
6 слайд
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд.
Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. (Книги «Поющее перышко», «Цветок солнца», «Пусть будет и соловей и жук», «Все добрые люди одна семья», «Огнегривый конёк»)
7 слайд
Произведения Сухомлинского
Его наиболее значительные произведения: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Родительская педагогика», «Письма к сыну», «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека», «Методика воспитания коллектива», «Мудрая власть коллектива».
Сухомлинский был дважды награжден орденом Ленина, в 1968 году получил Героя Социалистического труда, а также получил Орден Красной Звезды. Только тот учитель влюблен в свой предмет, который на уроке может поведать лишь малую часть того, что он знает. Учитель играет большую роль в воспитании из ребенка человека будущего, от которого потом будет зависеть будущее всей страны. Учитель станет светочем знаний только тогда, когда у воспитанника появится желание знать много больше, чем он узнал на уроке. Это желание — один из главных стимулов, которые побуждают ученика к овладению знаниями.
О воспитании детей, режиме труда и отдыха школьников Сухомлинский считал, что те, кто спит достаточно времени, рано ложится и рано встает, чувствуют себя лучше всего. После пробуждения в зависимости от возраста в первые 5-10 часов следует заниматься интенсивной умственной деятельностью, постепенно снижая нагрузку к вечеру. А в последние пять-семь часов перед сном напряженный умственный труд категорически запрещен.
8 слайд
Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А. Сухомлинского. Читатель имеет возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и в школе, о формировании личности.
Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…
Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом.
В.А. Сухомлинский
9 слайд
В книгу вошли произведения В.А. Сухомлинского – «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Все произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.
Ученье может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский
10 слайд
О работе с «трудными» школьниками и другие советы найдет в этой книге для себя молодой учитель.
Я знаю работников десятков специальностей, но нет – я в этом уверен – людей более пытливых, неугомонных, более одержимых мыслями о творчестве, чем учителя.
В.А. Сухомлинский
11 слайд
Проблему нравственного воспитания Сухомлинский считал самой главной в работе школы. В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю.
Человек лишь тогда становится человеком, когда он любит детей.
В.А. Сухомлинский
12 слайд
Книга проникнута глубоким гуманизмом, стремлением автора показать, как в современной школе необходимо воспитывать человека-коллективиста, гражданина, творца. Это произведение как и все творческое наследие педагога-гуманиста, окажет большую помощь всем школьным воспитателям.
Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно как бурый поток, увлекает самых равнодушных.
В.А. Сухомлинский
13 слайд
В 1975 году был основан педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе, а также создали Международную ассоциацию В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.
14 слайд
Поселок Павлыш. Надгробный памятник Василия Сухомлинского
Мемориальная доска в поселке Павлыш
15 слайд
Бюст в Николаеве
Мемориальная доска в Полтаве
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Александрович Сухомлинский Советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека .
Жизнь Василия Сухомлинского
Педагогическая деятельность Сухомлинский является автором оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма. В его системе личность ребенка признавалась высшей ценностью. Важная роль отводилась формированию мировоззрения учащихся. Василий Александрович воспитывал в них ответственность перед друзьями, обществом, родственниками и собственной совестью.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А. Сухомлинского. Читатель имеет возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и в школе, о формировании личности. Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. В.А. Сухомлинский
В книгу вошли произведения В.А. Сухомлинского – «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Все произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши. Ученье может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. В.А. Сухомлинский
О работе с «трудными» школьниками и другие советы найдет в этой книге для себя молодой учитель. Я знаю работников десятков специальностей, но нет – я в этом уверен – людей более пытливых, неугомонных, более одержимых мыслями о творчестве, чем учителя. В.А . Сухомлинский
Проблему нравственного воспитания Сухомлинский считал самой главной в работе школы. В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю. Человек лишь тогда становится человеком, когда он любит детей. В.А . Сухомлинский
Книга проникнута глубоким гуманизмом, стремлением автора показать, как в современной школе необходимо воспитывать человека-коллективиста, гражданина, творца. Это произведение как и все творческое наследие педагога-гуманиста, окажет большую помощь всем школьным воспитателям. Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно как бурый поток, увлекает самых равнодушных. В.А . Сухомлинский
Поселок Павлыш. Надгробный памятник Василия Сухомлинского Мемориальная доска в поселке Павлыш
Бюст в Николаеве Мемориальная доска в Полтаве
Спасибо за внимание!