Статья на тему "Анкетирование учителей как метод определения психологического климата в коллективе"

Хасметдинова Анна Александовна

Аннотация. Статья посвящена психологическому климату в педагогическом коллективе; способам его определения и некоторым возможным решениям. 

Ключевые слова: образование, управление образовательной организацией, перспективы разрешения проблем управления образовательной организацией, психологический климат.

Abstract. The article is devoted to the psychological climate in the teaching collective, methods of its definition and some possible solutions.

Key words: education, the management of the educational organization, the prospects for resolving the problems of management of the educational organization, the psychological climate.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hasmetdinova.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371

Хасметдинова А.А.

магистрант 3 года обучения

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Казанский (Приволжский)» федеральный университет.

Khasmetdinova A.A.

undergraduate, 3 course of study.

Elabuga Institute (branch) of the Federal state

Autonomous Educational Institution of  Higher Education

"Kazan (Privolzhsky) Federal University"

e-mail: minnymaus@mail.ru

 

Анкетирование учителей как метод определения психологического климата в коллективе

Questioning of teachers as a method of determining the psychological climate in the collective

Аннотация. Статья посвящена психологическому климату в педагогическом коллективе; способам его определения и некоторым возможным решениям.  

Ключевые слова: образование, управление образовательной организацией, перспективы разрешения проблем управления образовательной организацией, психологический климат.

Abstract. The article is devoted to the psychological climate in the teaching collective, methods of its definition and some possible solutions.

Key words: education, the management of the educational organization, the prospects for resolving the problems of management of the educational organization, the psychological climate.

Педагогический коллектив очень многогранный и интересный для исследований субъект. В настоящее время, когда образование претерпевает изменения на различных уровнях,  необходимо как можно тщательнее и чаще анализировать внутреннее состояние отдельно взятой образовательной организации. Другими словами, состояние социально – психологического  климата  - одна из важнейших характеристик успешно функционирующей образовательной организации.

 Проанализировав данную проблему совершенствования методов управления образовательными организациями, мною было предложено следующее возможное решение данной проблемы. Анкетирование педагогов с последующим анализом результатов способно выявить состояние психологического климата в коллективе. В дальнейшем останется лишь выявить конкретную проблему и составить план мероприятий по решению данной проблемы.

Анкетирование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №3» Заинского Муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ).

Анкетирование проводилось во время педагогического совещания 11 апреля 2018 года. В исследовании принял участие весь педагогический состав в количестве 41 учителя.

Анкета состояла из 11 вопросов закрытого типа и 1 вопроса открытого типа. Текст анкеты представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Текст анкеты

Вопрос анкеты

Варианты ответа

1. Нравится ли вам ваша профессия?

Да / Нет

2. Нравится ли вам ваша работа?

Да / Нет

3. Хотели ли бы вы, чтобы ваше рабочее место находилось ближе к дому?

Да / Нет

4. Как вы считаете, качества какой из показанных ниже групп свойственны вашему директору?

1 группа

2 группа

ответственность;

трудолюбие;

упрямость;

справедливость;

авторитарность;

умение распределять обязанности;

отзывчивость;

консервативность.

1 группа / 2 группа

5. По вашему мнению, качество работы может зависеть от климата в коллективе?

Да / Нет

6. Как вы считаете, у вас есть друзья среди вашего педагогического коллектива?

Да / Нет

7. Если бы вам предложили перейти в другую школу с такой же заработной платой, вы бы согласились?

Да / Нет

8. Устраивают ли ваше руководство мероприятия, направленные на повышение благоприятных отношений в коллективе?

Да / Нет

9.  Вам нравится участвовать в мероприятиях подобного плана?

Да / Нет

10. Если бы вам предложили перейти в другую школу  и повысить вам зарплату в 1,5 раза вы бы согласились?

Да / Нет

11. Как вы считаете, зависит ли психологический климат в вашей организации от директора вашей организации?

Да / Нет

12. Какие мероприятия вы бы предложили провести, чтобы улучшить социально – психологический климат в МБОУ?

Следует остановится на количественных показателях анкетирования подробнее.

38 учителей (92,7%) удовлетворены выбором своей профессии. Лишь 3 педагогов (7,3%) ответили, что им не нравится выбранная ими профессия.

Отвечая на следующий вопрос анкеты, педагоги должны были ответить нравится ли им их работа. 35 человек (85,4%)  ответили положительно. Отрицательно ответили только  6 учителей (14,6%).

12 педагогов (29,3%) хотели бы, чтобы их рабочее место находилось ближе к дому. 29 человек (70,7%) устраивает удаленность работы от дома.

Отвечая на следующий вопрос анкеты, учителя должны были выбрать, какие качества одной из двух представленных групп, характерны для их руководителя. 27 учителей (65,9%) выбрали характерными чертами директора черты, относящиеся к 1 группе. 14 человек (34,1%) выбрали 2 группу.

Большинство учителей - 37 (90,2%) считают, что качество работы напрямую зависит от климата в коллективе. Лишь 4 человека (9,8%) считают по – другому.

26 учителей (63,4%) считают, что у них есть друзья среди педагогического коллектива. 15 человек (36,6%) ответили на этот вопрос отрицательно.

Готовы перейти работать в другую образовательную организацию с учетом такой же заработной платы 2 человека из коллектива (4,9%). Большинство учителей – 39 человек (95,1%) не готовы менять место работы на таких условиях.

7 человек (17,1%) ответили, что руководство устраивают мероприятия, направленные на повышение благоприятных отношений в коллективе. 34 учителя (82,9%) ответили на этот вопрос отрицательно.

Большинству педагогов нравится участвовать в мероприятиях,  направленных на повышение благоприятных отношений в коллективе. 33 человека (80,5%) ответили на этот вопрос положительно, а 8 человек (19.5%)  ответили на него отрицательно.

14 человек из коллектива (34,1%) согласны перейти работать в другую школу, если им повысят заработную плату в 1,5 раза. Отрицательно на этот вопрос анкеты ответили 27 учителей (65,9%).

31 педагог (75,6%) считает, что психологический климат в школе зависит от директора. 10 учителей (24,4%) так не считают.

Последний вопрос анкетирования был вопросом открытого типа. Учителям предлагалось привести пример мероприятий, которые могли бы улучшить социально – психологический климат в МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ. Анализируя полученные результаты анкетирования, мы встретили мероприятия, которые можно отнести к 4 группам. Первая группа – встречи  коллектива с социальным психологом – 13 учителей (31,7%). Следующее мероприятие – работа круглых столов - 10 человек (24,4%). Также были предложены внеклассные мероприятия – 12 человек (29,3%). И 6 учителей (14,6%) предложили совместные походы в театр и др.

Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты анкетирования

Вопрос анкеты

Варианты ответа

1. Нравится ли вам ваша профессия?

Да  – 38 (92,7%)

Нет – 3 (7,3%)

2. Нравится ли вам ваша работа?

Да  – 35 (85,4%)

Нет – 6 (14,6%)

3. Хотели ли бы вы, чтобы ваше рабочее место находилось ближе к дому?

Да  –12(29,3%)

Нет – 29 (70,7%)

4. Как вы считаете, качества какой из показанных ниже групп свойственны вашему директору?

1 группа

2 группа

ответственность;

трудолюбие;

упрямость;

справедливость;

авторитарность;

умение распределять обязанности;

отзывчивость;

консервативность.

1 группа  – 27 (65,9%)

2 группа – 14 (34,1%)

5. По вашему мнению, качество работы может зависеть от климата в коллективе?

Да  –  37 (90,2%)

Нет – 4 (9,8%)

6. Как вы считаете, у вас есть друзья среди вашего педагогического коллектива?

Да  –  26 (63,4%)

Нет – 15 (36,6%)

7. Если бы вам предложили перейти в другую школу с такой же заработной платой, вы бы согласились?

Да  –  2 (4,9%)

Нет – 39 (95,1%)

8. Устраивают ли ваше руководство мероприятия, направленные на повышение благоприятных отношений в коллективе?

Да  –  7 (17,1%)

Нет – 34 (82,9%)

9.  Вам нравится участвовать в мероприятиях подобного плана?

Да  –  33 (80,5%)

Нет – 8 (19.5%)

10. Если бы вам предложили перейти в другую школу  и повысить вам зарплату в 1,5 раза вы бы согласились?

Да  –  14 (34,1%)

Нет – 27 (65,9%)

11. Как вы считаете, зависит ли психологический климат в вашей организации от директора вашей организации?

Да  –  31 (75,6%)

Нет – 10 (24,4%)

12. Какие мероприятия вы бы предложили провести, чтобы улучшить социально – психологический климат в МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ

Наиболее часто встречающиеся:

Встречи с соц. психологом – 13 (31,7%)

Работа круглых столов – 10 (24,4%)

Внеклассные мероприятия – 12 (29,3%)

Совместные походы в театр и др. – 6 (14,6%)

Анализируя полученные результаты анкетирования, можно прийти к следующим выводам:

1. Педагогический коллектив МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ  удовлетворены своей профессией и работой;

2.  Не все характерные трудовые качества директора устраивают педагогов МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ;

3. Большинство педагогов не готовы перейти работать в другую школу, но некоторые из них могут поменять место работы, если им предложат повышение заработной платы;

4. Большинство педагогов считают, что психологический климат в коллективе напрямую зависит от непосредственного руководителя образовательной организации;

5.  В МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ редко устраивают мероприятия, направленные на повышение благоприятного психологического климата в коллективе. Но многие из педагогов положительно настроены на подобного рода мероприятия.

План мероприятий для улучшения психологического климата в МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ:

1. Устроить регулярные встречи с социальным психологом на педагогических совещаниях (мастер – классы, беседы, консультации);

2. Воплотить в деятельность МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ работу круглых столов среди педагогических работников;

3. Поощрять различного рода внерабочие мероприятия;

4. Пройти руководящему составу МБОУ «ЗСОШ №3» ЗМР РТ курсы переподготовки по теме «Психология в образовании».

Список литературы:

  1. Ахметшин Э.М. Контроль как фактор обеспечения эффективности менеджмента // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.1. С. 104-110.
  2. Бочкарева Т.Н. Влияние познавательной активности на формирование профессиональной компетентности студентов вузов / Т.Н. Бочкарева. - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. - 202 с.
  3. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41260 (дата обращения: 29.12.2018).