Проект на тему "Проблема нехватки кадров в образовательных учреждениях (школах)"

Хасметдинова Анна Александовна

В настоящее время в системе образования РФ наиболее актуальной является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Данная проблема актуальна именно в настоящее время, потому что на современном этапе развития общества первоочередной задачей стоит обучение школьников на уровне усвоения и применения полученных знаний, достаточном для дальнейшего обучения в высших  и средне - специальных учебных заведениях. А данная задача невыполнима без участия в образовательном процессе квалифицированных педагогических кадров.

Если рассматривать средние образовательные школы, то там данная проблема назревает особенно остро. Низкая заработная плата учителей, чрезмерная умственная, а порой и физическая нагрузка, директивное управление руководителей школ – одни из многих причин кадровой проблемы в школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Проект

По дисциплине: Теория и практика управления образовательными процессами и системами

Тема: Проблема нехватки кадров в образовательных учреждениях (школах)

Выполнила:

cтудентка 1 курса

группы №6727з

Хасметдинова Анна Александровна

Проверила:

к.п.н. Рахманова Алсу Рамилевна

Елабуга

2017

Оглавление

Введение        3

Анализ литературы        4

Заключение        9

Список литературы        11

Введение

В настоящее время в системе образования РФ наиболее актуальной является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Данная проблема актуальна именно в настоящее время, потому что на современном этапе развития общества первоочередной задачей стоит обучение школьников на уровне усвоения и применения полученных знаний, достаточном для дальнейшего обучения в высших  и средне - специальных учебных заведениях. А данная задача невыполнима без участия в образовательном процессе квалифицированных педагогических кадров.

Если рассматривать средние образовательные школы, то там данная проблема назревает особенно остро. Низкая заработная плата учителей, чрезмерная умственная, а порой и физическая нагрузка, директивное управление руководителей школ – одни из многих причин кадровой проблемы в школах.

Также к одним из причин нехватки учителей в школах можно отнести то, что студенты, отучившись в высших учебных заведениях на педагогические специальности, после получения диплома идут работать на более высокооплачиваемую работу. Десятки из потока студентов идут работать по специальности. И лишь единицы из них не уходят из школ спустя пару лет.

К  путям решения данной проблемы можно отнести: повышение заработной платы учителей, финансовое поощрение квалифицированных педагогов и  повышение статуса учителя в современном обществе, а также модернизация системы подготовки педагогических кадров.

Анализ литературы

Рассмотрим первый путь решения проблемы нехватки педагогических кадров в школах, а именно -  повышение заработной платы учителей.

По данным Росстата, заработная плата учителей за прошедшие 5 лет увеличилась в 2 раза. Однако если анализировать эти показатели по более инфляционно - устойчивому индикатору – в долларах США, то окажется, что реальная покупательная способность заработной платы учителей из-за инфляции либо совсем не росла, либо росла незначительно.

В абсолютном выражении рост заработной платы учителей в долларах США составил 71,1% с 2010 по 2013 год, после чего произошло резкое сокращение, и к сентябрю 2015 года этот показатель достиг 104% от величины 2010 года, т.е. за 5 лет рост всего на 4%.

Реальная потребительская величина заработной платы учителей за период 2010–2015 годы практически не изменилась или повысилась очень незначительно. Поэтому неудовлетворенность учителей своей заработной платой обоснованна.

Ключевой принцип сегодняшнего финансирования образования в Российской Федерации – подушевой. На норматив подушевого финансирования на одного обучающегося в первую очередь влияет месторасположение школы – сельская она или городская.

Также с  1 декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда учителей, согласно которой зарплата учителей будет состоять из 3 частей: 1 часть – это выплаты по тарифу,  2 часть -  выплаты компенсационного характера и  заключительная часть – это стимулирующие выплаты.[1]. Вместо тарифной ставки за основу при расчетах берется минимальный размер оплаты труда, который с 1 января 2009 года составляет 4330 руб.[2] Новая система оплаты в состоянии гарантировать, что учителя  будут получать заработную плату не меньше заработного минимума.

По новой системе зарплата будет напрямую зависеть от качества работы преподавателя. Чем больше показателей качественной работы педагога, тем выше будет его зарплата. Складывается прямая пропорциональность. Данная система начинает показываться в выгодном свете, если только рассмотреть, что же именно относится к качественным показателям работы учителя. К этим показателям можно отнести: наличие специального образования и профессионального опыта, наличие квалификационной группы, наличие ученой степени или доплату за выслугу лет.

К выплатам компенсационного характера можно отнести такие доплаты к заработной плате, как: выплаты за совмещение профессий (должностей) – к примеру, один человек может числиться как преподавателем в школе, так и заместителем директора по учебной части; также к подобного типа выплатам можно отнести увеличение количества часов работы  - в данном случае мы говорим о повышении ставки у учителя; и последний тип -  выплаты за работу в областях с особыми климатическими условиями.  

Заключительные выплаты, влияющие на уровень заработной платы учителей, - это стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты также можно отнести ко второму пути решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в образовательных организациях, а именно: финансовое поощрение квалифицированных педагогов.  

К стимулирующим выплатам можно отнести премии за выполненную работу в образовательных организациях, выплаты за одаренных учеников, занимающих призовые места в олимпиадах по предмету, который преподает учитель, премии за стаж непрерывной работы в образовательных организациях или же за выслугу лет. Отдельные виды стимулирующих выплат образовательная организация имеет право определять самостоятельно, учитывая, конечно, фонд оплаты труда.

К последнему пути решения проблемы кадров можно отнести модернизацию системы подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях, таких как: высшие учебные заведения и средне – специальные учебные заведения.

Модернизация в системе подготовки педагогических кадров за последние десять лет претерпевает значительные изменения. В Российской Федерации начата реализация «Программы модернизации педагогического образования на 2014–2017 гг.», ВУЗом – участником которой является Казанский (Приволжский) федеральный университет.

К целям данной программы можно отнести:

1) повышение качества людей, получающих педагогические специальности;

2) изменение содержания и технологии педагогического направления:

3) повышение эффективности существующих педагогических вузов и колледжей.

К повышению качества людей, получающих педагогические специальности, можно отнести ОПК[3], которым должен соответствовать каждый студент, получающий современное педагогическое образование.

Изменение содержания и технологии педагогического направления нужно для обеспечения реализации нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования.

Повышение эффективности педагогических ВУЗов и колледжей можно трактовать как увеличение числа выпускаемых данными учебными заведениями педагогических кадров, что напрямую служит решением проблемы нехватки кадров в средних образовательных организациях.

Несомненно, повышение эффективности существующих педагогических вузов и колледжей приведет к повышению квалифицированности выпускаемых учебным заведением студентов, что, в свою очередь, послужит их соответствию, в дальнейшем, занимаемой педагогической должности.

К первым проектам реализации данной программы можно отнести:

1) Изменение перечня педагогических образовательных программ.

Началась реализация таких направлений, к примеру, как: «Педагогическое образование», «Психолого – педагогическое образование», «Профессиональное образование» и «Специальное (дефектологическое) обучение».

2) Переход к иерархической системе подготовки педагогических кадров.

Иерархическая система представляет собой многоуровневое получение высшего образования. Обучение начинается с бакалавриата, которое представляет собой незаконченное высшее образование. Затем студент переходит к следующей ступени педагогического образования –  к магистратуре. Студенты, получившие педагогическое образование по программе магистратуры, считаются имеющими полное высшее образование. Заключительная ступень педагогического образования – это аспирантура. Студенты, защитившие аспирантские диссертации, вправе преподавать в высших учебных заведениях и, конечно же, заниматься в дальнейшем педагогической научной деятельностью.

3) Значительное сокращение количества профильных учебных заведений.

Сокращение количества профильных учебных заведений приводит к увеличению числа абитуриентов, стремящихся поступить в высшие учебные заведения. Что также может повлиять на увеличение числа педагогических кадров.

4) Существенные изменения содержания подготовки студентов педагогических учебных заведений.

Изменение содержания подготовки студентов происходит путем ориентации обучения на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.  

Данные существенные изменения в подготовке педагогических кадров требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации  «Проекта  модернизации  педагогического  образования»  осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов.

К результатам и эффектам первого этапа проекта, а именно 2014 – 2015 гг, можно отнести:

1) были разработаны и апробированы программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям образовательной области: «Образование и педагогические науки»;

2) были подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения;

3) была разработана и апробирована независимая оценка ОПК выпускников педагогических специальностей в ВУЗах;

4) были разработаны новые технологии подготовки педагогических кадров, которые реализуют принципы деятельностного подхода и направлены на углубленную практическую подготовку;

5) Преподавательский состав ВУЗов – участников проекта прошел повышение квалификации  и стал профессорским;

6) Дружеская взаимовыручка ВУЗов – участников данного проекта;

7) Были разработаны модели разработки примерных образовательных программ.

Заключение

В заключении рассмотрим некоторые пути решения проблемы нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных организациях РФ.

Самый логичный, казалось бы, путь решения данной проблемы – увеличение заработной платы учителей, но не самый простой, т.к. средние образовательные школы – школы бюджетного финансирования. Такие образовательные организации, к сожалению, не располагают большим бюджетом.

Проанализировав литературу на данную тему, можно придти к выводу, что реструктуризация бюджета образовательных организаций и увеличение фонда стимулирующих выплат в каждых школах смогут помочь в данной проблеме.

Что касается повышения статуса учителя в современном обществе: данный путь решения проблемы невозможен без активной пропаганды высокого статуса учителя. В первую очередь, в этом должно быть заинтересовано правительство РФ и органы местного самоуправления, т.к., не уважающий учителя ребенок, не будет уважать никого.   Также необходима поддержка директивного руководства в школах. К сожалению, в настоящее время руководство в школах более благосклонно к требованиям и жалобам учеников и их родителей, нежели к своему преподавательскому составу.

Проведя анализ литературы, также можно придти к выводу, что целесообразней для решения данной проблемы придерживаться намеченного пути модернизации педагогического образования.

Рассматривая проект модернизации педагогического образования, можно отметить его дальнейший путь развития:

1) данный проект целенаправлен на расширение списка ВУЗов – участников;

2) также он направлен на ориентацию абитуриентов на педагогические специальности;

3) проект будет направлен на разработку более углубленного в профессиональную деятельность курса обучения студентов педагогических специальностей;

4) также будут разрабатываться программы дополнительного профессионального образования.

В заключение стоит отметить, что для того, чтобы решить проблему нехватки педагогических кадров в образовательных организациях, недостаточно будет придерживаться одного или только нескольких из перечисленных путей решения данной проблемы.

В моей работе представлены лишь несколько возможных путей решения данной проблемы, и лишь интегрированное использование всех путей решения приведет к положительному результату.

Я считаю, что данная проблема одна из тех проблем в современном образовании РФ, которую стоит решать в первую очередь. Ведь учителя  - это та «рука», которая переводит ребенка во взрослый мир, а ребенок, не получивший достаточных знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения или же трудоустройства, рискует стать неблагополучным членом общества.

 

Список литературы

  1. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, П.Е. Царьков. — М.: Центр социологических исследований, 2016. —327 с.
  2. https://e-koncept.ru/2015/15193.htm

Дата обращения: 10.04.2017 г.

  1. http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/

Дата обращения: 10.04.2017 г.

  1. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102123581&rdk=&backlink=1

Дата обращения: 11.04.2017 г.

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-v-sisteme-oplaty-truda-kak-faktor-upravleniya-motivatsiey-trudovogo-povedeniya-rabotnikov-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy

Дата обращения: 12.04.2017 г.


[1] (п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583).

[2] (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

[3] ОПК – Общие профессиональные компетенции студентов высших учебных заведений и средне – специальных учебных заведений.