Социальные сети и Интернет как опасности для подрастающего поколения

Большая часть населения Земного шара теперь «онлайн», включая самые беднейшие регионы нашей планеты. Мессенджеры отбирают аудиторию от социальных сетей, «Тик Ток» теснит мессенджеры, последние сами превращаются в соцсети. Проблема ухода наших детей в виртуальный мир остается и возрастает, меняются лишь формальные площадки. Отрицательное воздействие соцсетей на психику признают даже исследования «Фейсбук». Мониторинг и купирование проблем, которые угрожают подрастающему поколению с «той стороны» смартфона – наша важнейшая задача.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные сети и Интернет как опасности для подрастающего поколения.

В теперь уже далёком, с точки зрения истории развития современного Интернета, 1988 году финн Ярко Ойкаринен разработал рабочую версию программного обеспечения для обмена сообщениями в реальном времени. В 1990-е  годы Интернет чаты получили широкое распространение, например, существующий и ныне «ICQ». Вслед за ними начинают появлятся и социальные сети, которые первоначально тоже использовались в основном как чаты, но со временем в них стал расширяться функционал по обмену личной информацией. Определенным этапом по завоеванию общественного признания соцсетями стало появление в 1995г. социальной сети «Классмейтс» (Classmates.com), её можно считать первой социальной сетью в современном понимании этого слова. «Классмейтс», с некоторыми оговорками, представляла собой аналог известной российской сети «Одноклассники» (значительно более поздней). В сети «Классмейтс» в качестве основы для общения и круга друзей предлагался поиск по потокам выпускников различных учебных заведений. Но природа соцсетей типа «Классмейтс» или «Одноклассники» обеспечивает не только огромный успех, на определенном этапе,  и стабильную наполняемость, но и некоторую ограниченность по сравнению с более открытыми и полностью  некорпоративными сетями.

История мира социальных сетей делится на «до и после» появлением сети «Фейсбук» (facebook). В 2004г. Марк Цукерберг создает социальную сеть с говорящим названием, которое в переводе означает нечто вроде  «книга лиц». Первоначально сеть объединяла только студентов Гарварда. Но уже в 2005г. соцсеть объединила студентов всех университетов. Первоначально, существуя как закрытая сеть только для студентов, «Фейсбук», казалось бы, сам себя ограничивал. Однако, совсем скоро стало очевидно, что это совсем не так, «Фейсбук» готовился к огромному прыжку. Дело в том, что создавая полностью открытую соцсеть, вы сразу же столкнетесь с несравненно более крупными конкурентами, и тем, что в вашу соцсеть никто не захочет входить, т.к. «там же никого нет». Напротив, создав пусть и первоначально закрытый, но опирающийся на конкретный и достаточно широкий круг лиц продукт, вы сразу наполняете новую соцсеть смыслом. Именно так и начал Марк Цуркерберг со своими единомышленниками. Всего за шесть месяцев своего существования «Фейсбук» объединил миллион пользователей , а через два года, ставший удивительно популярным среди студентов «Фейсбук» становится полностью открытой соцсетью. Уже в 2006 г. на вопрос: «Есть ли ты в фейсбуке?», молодые американцы стали отвечать: «Конечно!», а еще через пару лет вопрос окончательно утратил свою актуальность. В том же 2006 году появляется Твиттер, но что еще более важно для нас, в России появляются сети «Вконтакте» и «Одноклассники». Таким образом, именно 2006 год  объективно может претендовать на звание реально поворотного в истории развития соцсетей.

Постепенно, регистрация в социальных сетях стала общепринятой. Человеку, поддерживающему деловые контакты, стало не обязательно делиться визиткой, чтобы оставить координаты, молодым людям завязавшим случайное знакомство больше не было необходимости искать бумагу и ручку, чтобы обменятся контактами. С конца 2000х годов практически всех можно было найти в сети «Фейсбук». Исключение представляли собой лишь страны СНГ, особенно Россия, где роль главных соцсетей уверенно заняли «Вконтакте» и «Одноклассники».

С тех пор мир российских подростков претерпел значительные изменения. Если раньше дети и, к сожалению, часть взрослых могли часами пропадать в компьютерных играх, то теперь к старой проблеме добавилась новая. Соцсети стали занимать столько же времени, сколько раньше потратить впустую могли только несчастные люди, страдавшие серьезной игровой зависимостью. «Вконтакте», «Одноклассники» и их менее популярные аналоги вовлекли в свою орбиту гораздо более широкие социальные группы, чем компьютерные игры. К концу 2000-х годов на многих коммерческих предприятиях указанные сайты блокируются для доступа со служебных компьютеров, так как значительная часть сотрудников проводила часть рабочего времени, общаясь на упомянутых сайтах. Нельзя было не заметить грозящую обществу опасность. Дело в том, что для работы соцсети используются крайне редко, если сравнивать с количеством времени проведенного в соцсетях «впустую», т.е. для развлечений или решения дел личного характера. Даже если брать Интернет в целом, с его почти безграничными возможностями, то регулярно для работы его используют лишь около половины пользователей1. Таким образом, можно отметить, что преобладает малоэффективное времяпрепровождение в сети, не связанное с получением пользы или творческим развитием. Данный факт не означает полное отсутствие положительной мотивации для выхода в социальную сеть, однако, совершив за несколько минут необходимые действия, человек нередко тратит часы на действия уже бесполезные. Как Интернет в целом, так и соцсети предлагают потребителю массу готовых продуктов не нуждающихся в творческой обработке. Перескакивая с одного мема на другой, пользователь, в большинстве своем, проводит время совершенно бесцельно.

Участники социальной сети, особенно дети, приобретают зависимость от виртуального  «общения». Страдающий от одиночества человек, вместо того чтобы предпринять действия по выходу из создавшейся ситуации, начинает проводить еще больше своего времени в виртуальном мире, только усугубляя свои проблемы. Нередки случаи, когда люди, испытывающие проблемы с кругом личного общения в реальной жизни, обзаводятся тысячами «друзей» в соцсетях. Как правило, создавая некую отдушину в виртуальном мире, соцсети сокращают общение молодых людей в реальном мире. В некоторых случаях может происходить почти полная подмена «живого» мира миром «мнимым». На наш взгляд, было бы лишним подробно излагать, почему виртуальный мир не может заменить реальный. Проблемы с осанкой, зрением, физическим развитием в целом, незаменимость непосредственного общения с природой, невозможность осуществления через «онлайн» отдельных биологических и социальных функций - это далеко не весь перечень вытекающих последствий.

Здесь нельзя не отметить одну из важнейших угроз – это давление на психику. Во-первых, следует сказать о повышенном электромагнитном излучении, которое оказывает влияние на весь организм. Сотрудники центра ЭМ безопасности  (г. Москва) провели эксперимент и пришли к выводу, что использование компьютеров в таких масштабах, как это имеет место быть сегодня, значительно превышает биологически опасный уровень ЭМИ. Известно, что повышенный фон ЭМИ вызывает нервозность, усталость, головные боли и может снижать иммунитет организма. Схожий эффект имеет и неконтролируемый перегруз наших домов точками «Вай-Фай». Лучше не находиться в зоне перекрываемой несколькими роутерами одновременно, если сигнал каждого из них максимален по мощности. На ночь, или в случае длительного неиспользования, точку рекомендуется отключать.

Кроме того, имеет место превышение времени работы за компьютером. Согласно нормам СанПиНа дети могут проводить перед монитором не более нескольких десятков минут в лучшем случае (речь о старшеклассниках). В реальности, особенно, если принимать во внимание вездесущие смартфоны, стандарты превышаются многократно. Справедливости ради, можно отметить, что есть ряд современных исследований представляющих другие нормы.  Например, исследование, проведенное в 2017г. учеными Оксфордского университета2, которое говорит о том, что если молодые люди не отказываются от живого общения с друзьями, не жертвуют сном или занятиями спортом, то лимит в рамках относительного безопасного общения с гаджетами может составлять до 257 минут в день. Однако, даже столь оптимистичные оценки устанавливают границы, которые нашим подросткам, особенно страдающим зависимостью от соцсетей или компьютерных игр, к сожалению, удается нарушить. Но главное, почти неизбежное нарушение первого условия, если ребенок тратит на виртуальный мир 4,5 часа, то либо живое общение, либо спорт, или учеба, или предполагаемые прогулки вне дома на природе, занятия в кружках, а иногда и даже сон ребенка, не могут не пострадать в той или иной степени.

  Разнообразен и даже не до конца изучен вред наносимый нашим глазам при общении с виртуальным миром. В 2016 году группой корейских ученых было установлено, что у детей пользующихся смартфонами более 3х часов в день, возникает синдром сухого глаза3.

Ученые королевского колледжа Лондона и Кардифского университета проанализировав исследования с участием более 125 тыс. детей пришли к выводу, что использование гаджетов резко отрицательно влияет на сон, и вызывает сонливость в течение дня. Что удивительно, негативный эффект продолжал наблюдаться, даже если гаджеты были выключены на ночь, но оставались в спальне. Нахождение нервной системы в напряжении, нарушения здорового сна несут разнообразные угрозы здоровью, в том числе и отрицательно влияют на психику4. Интересно, что всего два часа использования смартфона в день, уже снижают качество сна у подростков5.

Но дело не ограничивается подспудным давлением на психику, через общее ухудшение физического состояния. Соцсети полны информацией несущей прямую угрозу. Ярким примером такой опасности стала работа многочисленных «групп смерти» толкающих подростков к самоубийству, к счастью, теперь несколько ограниченных в своем влиянии, благодаря тому, что государство и следственные органы обратили на их деятельность серьезное внимание.

Часто оказывает угнетающее воздействие на человека и сама природа контента соцсетей. Каждый пользователь ведя свой микроблог, демонстрирует некую парадную сторону жизни. Редко кто занимается публикацией глубокомысленых идей  или «душеспасительных» историй. Просматривая красиво сделанные чужие фотографии, которые собрали много «лайков», «историю успеха» других, подросток начинает чувствовать собственную ущербность, со временем перерастающую в депрессивные состояния, с одной стороны, и в желание соответствовать стандартам, с другой. Разумеется, как правило, в соблазнительных материалах ни о каком успехе речи не идет. Подростки начинают завидовать не только проявлениям «успеха», а просто удачному селфи, возможно, сделанному с риском для жизни, или какому-то безумному видео участники которого совершают административное правонарушение.

Отрицательное воздействие соцсетей на психику признали даже исследования самого «Фейсбука»6. Было бы наивно ожидать разгромного доклада о собственной роли в негативном воздействии на наше здоровье. Но надо отдать должное исследователям Гинсбергу и Бёрк, которые отметили отрицательное воздействие на психику чтения новостной ленты и информации о других пользователях, без общения с ними.

Большая часть населения Земного шара теперь «онлайн», включая самые беднейшие регионы нашей планеты7. На начало 20019г. в России насчитывается 109,6 миллионов Интернет- пользователей, то есть, охват населения сетью Интернет составляет около 76%. Хотя в динамике процент оказывается выше, чем у стран постсоветского пространства, кроме Прибалтики8. Наблюдается некоторое торможение роста пользователей в последние годы9, что, скорее всего, вызвано достижением относительно высокого уровня, при котором дальнейшее расширение идет почти только за счет привлечения к сети Интернет  людей пенсионного возраста и естественного прироста юных пользователей, не являвшихся ранее таковыми в силу возраста. Расширение количества пользователей среди основных возрастных категорий распространения, фактически, закончено. В связи с этим, угрозы содержащиеся в негативном воздействии классических соцсетей, набравших популярность мессенджеров чрезвычайно актуальны. При разумном подходе к делу, риск исходящий от соцсетей можно сократить.  Интернет- коммуникация, несомненно, несет большие преимущества и возможности. Однако, главным принципом, в том числе и при внедрении новых технологий, должен быть принцип - «не навреди»10. Мониторинг и купирование проблем, которые угрожают подрастающему поколению с «той стороны» смартфона – важнейшая задача современного образования, медицины и общества в целом.


1. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 7-25. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25.

2.https://www.telegraph.co.uk/science/2017/01/13/257-minutes-time-teens-can-spend-computers-day-harming-wellbeing/

3. https://bmcophthalmol.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12886-016-0364-4

4. https://www.telegraph.co.uk/science/2016/10/31/smartphones-and-tablets-in-bedrooms-disrupt-sleep-even-when-swit/

5. https://rg.ru/2016/10/29/uchenye-rasskazali-kogda-gadzhety-stanoviatsia-opasnymi-dlia-detej.html

6.https://newsroom.fb.com/news/2017/12/hard-questions-is-spending-time-on-social-media-bad-for-us/

7. https://www.productmafia.com/global-social-media-research-summary-2018/

8.https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015#rostauditoriivrossii.sravneniesdrugimistranami

9. https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/

10. https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/