АВТОРИТАРНЫЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Статья посвящена раскрытию сущности проектной методики, через специфику двух подходов (авторитарного и демократического), имеющих место в отечественном педагогическом опыте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРИТАРНЫЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Антропянская Александра Михайловна
магистрант, ФГБОУ ВО «Армавирский
государственный педагогический университет»
Аннотация: Статья посвящена раскрытию сущности проектной методики, через специфику двух подходов (авторитарного и демократического), имеющих место в отечественном педагогическом опыте.
Ключевые слова: авторитарный подход, проектное обучение, проектная деятельность, демократический подход, проектнопреобразовательная деятельность.
Авторитарный подход к проектному обучению был свойственен для плановой, административной экономики, однако, к большому сожалению, они имеет место и в современной системе как школьного, так и вузовского образования. Следует отметить, что в советской школе проектного обучения в привычном для нас понимании как творческой учебно-познавательной и преобразовательной деятельности не существовало, но говорить о полном отказе от него нельзя. Элементы проектной деятельности присутствовали, главным образом, во внеурочной и внеучебной деятельности школьников и находили свое воплощение в техническом творчестве. К числу «проектов» можно отнести организацию самими учащимися внутришкольных олимпиад, конкурсов, викторин, выпуск стенгазет и т.п. Однако представление у школьников о том, что они были задействованы в творческой проектной деятельности, у них отсутствовало. Однажды осужденный властью проектный метод надолго стал изгоем в образовательном процессе, а его использование и упоминание осуждались [1].
Задание, как правило, давалось обучаемым «сверху», а проблема, встававшая перед ними, была лишена личностного значения и смысла. Все этапы выполнения такого «проекта» жестко контролировались либо самими педагогами, либо наставниками - учениками старших классов, назначенных руководством школы. В условиях авторитарного управления образовательными системами эта деятельность от проекта унаследовала только право школьников на самостоятельный поиск решения обозначенной проблемы, но и эти пути должны были укладываться в рамки моральных, идеологических и правовых догм того времени.
Проектирование как вид внеучебной деятельности не было направлено ни на развитие инициативы, ни на формирование каких-либо общеучебных или личностных компетентностей, являлось орудием становления коммунистического мировоззрения подрастающего поколения, воспитания аккуратного исполнителя, четко следовавшего и выполняющего инструкции. Проектная методика, как ни странно, учила послушанию и исполнительности, а не инициативе, предприимчивости или творчеству.
Таким образом, основными характеристиками проектного метода в свете авторитарного подхода являются:
- обязательность выполнения определенного проекта каждым учеником, независимо от его интересов, склонностей и возможностей;
- отсутствие самостоятельности, постоянный контроль за ходом выполнения преобразовательной деятельности школьниками со стороны педагогов и воспитателей;
- ограничение инициативы, осуществление проектирования в рамках господствующей идеологии, невозможность выйти за ее пределы;
- воспитание исполнительных качеств;
- приоритет общественных потребностей и социального заказа при выборе темы проекта, отказ от учета личностных потребностей и мотивов преобразовательной деятельности («сперва думай о Родине, а потом о себе»);
- низкий уровень мотивации включения школьников в проектную деятельность;
- воспитание простого исполнителя, неукоснительно следующего инструкциям, а не творческой личности, способной самостоятельно и рационально преобразовывать окружающую действительность;
- непризнание когнитивного и культурного потенциала метода проектов, отказ от его рассмотрения в качестве мощного орудия формирования знаниевой и проектно-преобразовательной компетентностей.
Творческая проектная деятельность в контексте демократического подхода ориентирует подрастающее поколение на самоорганизацию учебно-познавательной деятельности, обеспечивая сотрудничество педагогов и воспитанников [2].
Демократический подход к проектному методу обучения характеризуется:
- самоорганизация проектной деятельности школьников;
- сотрудничество субъектов учебного процесса;
- дифференциация образовательных проектов в соответствии с запросами каждого школьника, его интересами, склонностями, способностями, уровнем сформированности навыков проектно-преобразовательной деятельности;
- многообразие типов образовательных проектов (творческие, социальные, информационные, телекоммуникационные и т.д.);
- демократические механизмы организации и управления проектной деятельностью школьников;
- ориентированность учебных проектов на анализ и прогнозирование последствий любой деятельности для окружающих людей и среды;
- проблемный характер проектного обучения, причем проблема является личностно значимой для каждого школьника;
- установление субъект-субъектных отношений в процессе проектнопреобразовательной и учебно-познавательной деятельности.
Первой ласточкой, свидетельствующей о демократизации образовательной сферы, стала деятельность членов Московского методологического кружка под руководством Г.П. Щедровицкого, построившего свою деятельности вокруг созданной им теории системного мышления, ведущего экспериментальное исследование влияния организационно-деятельностных игр в становлении глобального мышления молодежи и активно внедрявшего их в образовательную практику. Эти игры стали своеобразным прототипом современных образовательных проектов, так как в них присутствовали элементы имитации, моделирования предстоящей деятельности, анализа ресурсов, необходимых для ее осуществления, их сравнение, сопоставление, подбор в соответствии с поставленными генеральной и конкретизированными целями учебно-познавательной деятельности. Деятельностная активность - вот основная черта, которая была присуща этой форме учебной деятельности и является основной характеристикой проектной методики. Помимо этого данная категория также, как и в современной методике проектной деятельности, рассматривалась в качестве основного ресурса функционирования и развития образовательной отрасли.
А.М. Кондаков указывает, что «в это время под эгидой Министерства образования РФ были сделаны попытки разработки на новых основаниях, вполне адекватных тогдашнему уровню развития проективно-программной методологии и одновременно адаптируемых к специфике сферы образования первых федеральных программ развития образования (ФПРО). Это - «Программа стабилизации российского образования в переходный период» (1991) и «Программа реформирования системы образования Российской Федерации в условиях социально-экономических реформ (1992)» [3, С. 27].
Список литературы
- Лукин В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Народное образование. – 2002. - №10. – с. 7-13.
- Симоненко В.Д. Обучение учащихся 5-11 классов проектной деятельности. Монография. – М.: Вентана Граф, 2005. – 151 с.
- Кондаков А.М. Ресурсный подход в сфере образования / А.М. Кондаков. – СПб.: Специальная литература, 2011. – 48 с.