Организация развивающей среды в спец. учреждении

В статье описываются принципы организации развивающей среды  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razviv._sredy_v_spets._uchrezh._soloveva.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда- это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответстветствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на “зону его актуального развития’’, для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации « зоны ближайшего развития»;

- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;

- обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции;

- требования к коррекционно-развивающей среде базируются на основе стандартов, рекомендаций к оснащению, финансированию и функционированию всех блоков среды в соответствии с профилем специального учреждения. (это необязательно)

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане, необходимо создание  специальной среды развития. Надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала.

Под коррекционной средой подразумеватся совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса, но в разной степени. Она обуславливает цели специального образования:

1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта;

2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией);

3) поиск более эффективных путей для развития детей с нарушением интеллекта.

Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы.

Цели и задачи обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для  детей с нарушением интеллекта эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми с нарушением интеллекта, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

- развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

- воспитание таких детей, формирование у них правильного поведения.

- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

- бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- физкультурно-развивающие модули и оборудование;

- системные блоки оздоровительных комплектов;

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- коррекционно - развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

- игры-драматизации;

- театрально-музыкальные салоны и блоки;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты;
- коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей среды является ее превентивная (предупредительная) направленность, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения появления вторичных отклонений в психофизическом развитии детей.

Превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимании структуры дефекта и анализа «зоны актуального развития ребенка», то есть того, что ему доступно в настоящее время и прогнозирования «зоны ближайшего развития», то есть того, что он может усвоить в данный период.

При этом конструируется целостное образование медико-психолого-педагогической поддержки, в которой предусматриваются условия для успешной социализации ребенка.

Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки.

Это возможно при условиях:

- наличия специальных игрушек и организации действий с ними;

- обеспечения доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического развития детей с нарушением интеллекта;

- наличия у детей возможностей овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им компенсировать недостаточность отдельных психических функций.

Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с существующим перечнем игрушек и оборудования для детских садов. Каждый из существующих комплектов дидактических и наглядных пособий, необходимых для обучения дошкольников с отклонениями в развитии подбирается с учетом специфических особенностей ориентации в окружающем мире.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:

- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

 - физкультурно - развивающие модули и оборудование;

- системные блоки оздоровительных комплектов;

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

- игры - драматизации;

- театрально-музыкальные салоны и блоки;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гидонистические способности восприятия красоты;

 - коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Детей с нарушением интеллекта привлекают специально созданные ситуации: лежащая на полу коробка с прорезями и вокруг нее кубики, шарики и другие предметы, которые побуждают ребенка собрать их коробку, просунуть в окошко тот или иной предмет. При этом, действуя путем «проб и ошибок», ребенок с нарушением интеллекта в результате предметно-практического действия достигает правильного решения задачи.

 Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальные сооружения (горки, каталки, кукольный театр и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.

Специальные упражнения компенсаторного характера раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть.

Детям необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Готовим пищу для кукол», «Сервируем стол для обеда», «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла причесывается». Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям.

Для стимулирования различных способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, формирования способностей использования разных видов сенсорных ориентировок в окружающей среде хорошо применять не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.

                                         Используемая литература.

  Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы // Учитель. - 2009.

  5. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. - СПб. :Детство-Пресс, 2010.

  6. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. - М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.   7. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010