Обобщение опыта работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводятся часы на обследование детей и комплектование групп. Особое внимание в процессе диагностики уделяется тем детям, у которых нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения ориентировки в пространстве.
Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:
- развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);
- зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_psihologa_2022_god.docx | 155.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Обобщение опыта работы
педагога-психолога по теме
«Развитие коммуникативных навыков школьников посредством использования коллективных технологий»
Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева
2020 г.
Цель: формирование навыков адекватного общения всех участников образовательного процесса, навыков адекватного, уважительного и доброжелательного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков общения у всех участников образовательного процесса.
2.Создание условий для развития коммуникативных навыков обучающихся и педагогов.
3.Формирование партнерских отношений между семьями и педагогами в вопросах формирования коммуникативных отношений.
Первый блок был направлен на диагностическо-исследовательскую деятельность: ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития детей для своевременного корректирования и планирования профилактической и коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.
Диагностическое направление осуществлялось на основе изучения развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития каждого ребенка.
Содержание | Адресат |
Определение образовательного маршрута, планирование коррекционной, профилактической и консультативной работы | Вновь поступившие обучающиеся,1 класс |
Обследование обучающихся по причине их перехода в среднее звено | 5 класс |
Тестирование на предмет немедицинского потребления наркотических средств | обучающиеся от 13 лет |
Изучение степени тревожности и особенностей психоэмоциональной сферы | 5,6,7,8,9 классы |
Количественная и качественная оценка категории детей «группы риска» для последующей разработки научно-методического обеспечения и профилактической деятельности в ОУ. Мониторнг «Трудный подросток» | 5-9 классы |
Изучение личностных качеств и профинтересов учащихся | 8-9 классы |
Изучение уровня профессиональной компетенции и степени профессионального выгорания | педагоги |
Анкетирования на предмет выявления степени удовлетворённости качеством оказания образовательных услуг ОУ | родители |
Программный комплекс для скрининга соматического, психического и социального здоровья обучающихся как средство изучения и формирования коммуникативных навыков, индивидуальных качеств личности позволяет осуществлять мониторинг диагностики школьной адаптации обучающихся.
Ежегодная диагностика признаков дезадаптации детей 1,5 классов показывает благоприятный прогноз развития адаптационных возможностей школьников, динамику развития познавательной деятельности в результате психологической деятельности по формированию коммуникативных навыков: преобладает средний уровень адаптации обучающихся.
Сравнительный анализ изучения адаптационных возможностей школьников с помощью программного обеспечения позволяет выявлять степень тревожности, агрессивности, школьной мотивации, сформированность навыков общения. Результаты диагностики показывают, что повышенная тревожность обучающихся по школе небольшая (10% -11%), преобладает низкий уровень тревожности:
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» проводилось анонимное социально-психологическое тестирование обучающихся в возрасте старше 13 лет на предмет выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение. Результаты тестирований за три года показывают, что обучающихся, вовлеченных в зависимое поведение не выявлено.
Цель участия психолога в ПМПк была направлена на организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся, путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для развития, социализации и обучении детей.
Количество обучающихся прошедших обследование
на школьном ПМПк за три года
Период | Количество детей переведенных в другое ОУ | Количество детей обследованных на ППк |
2019 - 2020 | 0 | 11 |
2020 -2021 | 0 | 28 |
2021 -2022 | 0 | 18 |
Второй блок, эмоционально-волевой, связан с формированием коммуникативных навыков у школьников на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий: на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.
Одно из важных направлений работы по формированию коммуникативных навыков являлось повышение эффективности психопросветительской и психопрофилактической работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации досуга, оказание просветительской и консультативной помощи подросткам, родителям, социально-бытовая адаптация школьников).
Формы работы:
- Групповые и индивидуальные занятия.
- Анкетирования и тестирование.
- Семинары-тренинги для педагогов.
- Круглые столы.
- Родительские собрания.
Виды работы | Адресат |
Групповые профилактические занятия по программе формирования здорового образа жизни «Перекресток» | 7-9 классы |
Участие в неделе безопасности. Мини-тренинги: «Один на улице. Один дома», «Учимся общаться и дружить» | 1-9 классы |
Акция «За здоровье и безопасность наших детей»; психологическая акция «Цветное настроение». Цель: формирование навыков адекватного социального поведения подростков и младших школьников | 1-9 классы |
Семинар-практикум для педагогов «Как предупредить буллинг в детском коллективе», «Профилактика профессионального выгорания», | педагоги |
Анкетирования и профилактические занятия на темы: «Внимание, СПАЙС», «Осторожно! Снюс!» | 1-9 классы |
Родительские собрания «Профилактика интернет-рисков детей и подростков»; «Дети в сети: интернет-зависимость и буллинг» | родители |
Значительное место занимали психокоррекционные занятия (1-5 классы) на которых в ходе коррекционно-развивающей работы происходило выравнивание отклонений и нарушений эмоционального развития младших школьников, корректировались недостатки личности каждого ребенка: коммуникативные умения и навыки, творческие способности.
Динамика мониторинга показателей эмоционального здоровья учащихся 1-4 классов за период с сентября 2021 года по март 2022 года
Мониторинг выявляет:
- эмоционально-психическую организацию личности;
- понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;
- адекватность ответной реакции;
- самоконтроль и саморегуляция поведения.
Ежегодный мониторинг эмоционального здоровья школьников 1-4 классов показывает, что в результате применения на коррекционных занятиях методов толерантного направления, наблюдается динамика в формировании положительных качеств личности детей.
Наблюдаются изменения психоэмоциональной сферы детей, поведения до и после занятий с использованием АРТ-терапевтических методов
Профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения осуществлялась на профилактических и психопросветительских занятиях по программам: «Карусель эмоций» (5 класс), «Перекресток» (7-9 классы), «Песочная фантазия» (1-2 классы), «Дорога в жизнь» (8-9 классы).
Результаты исследований обучающихся 8-9 классов в результате проведения занятий по программе «Дорога в жизнь» за три года (2019-2022 гг.)
Уровень | Способность к выбору профессии ( %) | Профориентационные знания ( %) | Адекватное оценивание своих возможностей ( %) | ||||||
2019- 2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019- 2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2019- 2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | |
Высокий уровень | 24 | 24 | 45 | 24 | 24 | 45 | 24 | 24 | 45 |
Средний уровень | 41 | 41 | 45 | 41 | 41 | 45 | 41 | 41 | 45 |
Низкий уровень | 35 | 35 | 10 | 35 | 35 | 10 | 35 | 35 | 10 |
Наблюдаются стабильные положительные результаты профориентационной деятельности: выпускники поступают в образовательные учреждения, выбранные ими в ходе изучения профориентационного курса; принимают участие в школьном конкурсе профориентационных проектов «Будущая профессия» в течение 3-х лет.
Результаты исследования мотивации выпускников к выпускным экзаменам
(анкета Н.Г. Лускановой) за три года (2017-2020 гг.)
На графике видно, что у обучающихся преобладает мотивация успеха.
Психологическая готовность выпускников к выпускным экзаменам:
Уровень психологической готовности к экзаменам | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
10 человек | 6 человек | 10 человек | |
Низкий | 1 | 2 | 2 |
Средний | 4 | 2 | 5 |
Высокий | 5 | 2 | 3 |
Психопросветительская и профилактическая работа с детьми позволяла отслеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в развитии навыков адекватного общения и поведения, умения ориентироваться в трудностях школьной адаптации, определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого обучающегося школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.
Диаграмма показывает динамику в формировании дружеских отношений между детьми, в соблюдении дистанции учеников и педагогов, снижение уровня агрессивных проявлений.
Работа с родителями осуществлялась в форме организации родительских собраний, индивидуальных и групповых консультирований на темы «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», «Ваш ребенок - пятиклассник», «Трудности адаптационного периода школьников», «Возрастные особенности подростков», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить», «Воспитание личности», «Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы», «Профессиональное самоопределение подростков».
Проведенные исследования показывают, что наблюдается рост психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Уровень посещаемости родителями родительских собраний в сравнении с прошлым годом вырос на 8%, на 8% выше уровень индивидуальных обращений в психологическую службу по вопросам воспитания и общения с детьми.
Работа с педагогическим коллективом носила просветительский и консультативный характер: создание памяток и рекомендаций различной тематики; ведение уголка психолога; проведение семинаров и практикумов для педагогов; участие в педагогических советах, заседаниях МО и МС.
Изучение динамики профессиональной компетенции, профессиональных качеств педагогов в течение трех лет показывает, что способность к саморазвитию у педагогов выросла на 20 %, стремление к профессиональному росту увеличилась на 51%, стремление к высокому качеству образования выше на 20%, способность к творчеству выросла на 32 %:
Третий блок – социально-значимый. Это деятельный блок, который предполагает участие детей в социальных проектах вне школы, в акциях социально - нравственной направленности.
Формы работы:
1.Привлечение детей к участию в творческих конкурсах.
2.Внеклассные занятия.
3.Проекты и конференции.
4.Танцевальная студия «Мелодия».
Конкурсное движение – инновационный фактор, позволяющий через формирование творческих способностей воспитывать толерантность школьников. В течение трех лет наблюдается активное участие старших школьников в круглых столах и конференциях.
Наименование мероприятий | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | 2019-2020 учебный год | |||
кол-во участников | кол-во призеров (1-3 место) | кол-во участников | кол-во призеров (1-3 место) | кол-во участников | кол-во призеров (1-3 место | |
Круглый стол «Знаешь ли ты закон?» | 3 | 1(2 место) | 4 | 1(1 место) | 4 | 2 |
Круглый стол «Ты имеешь право» | 5 | 2(2 место) | ||||
«Что такое экология?» | 2 | 1(1 место) | 4 | 2(2 место) | 4 | 2(2 место) |
Дистанционный конкурс «Золотая рыбка» Номинация: проект | 1 | 1 место | ||||
Акция-проект «Я выбираю жизнь» | 3 | 2(3 место) | 6 | 1(3 место) | ||
Проект «Экологический бумеранг» | 14 | - | ||||
Проект «Самая красивая кормушка» | 1 | - | 3 | 2(3 место) | ||
Проект «Будущая профессия» | 5 | 2(2 место) | 4 | 3(2 место) | 5 | 3(2 место) |
В течение трех лет реализуется психологический проект «Психологическая акция - как способ внутришкольного взаимодействия», который направлен на улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов и обучающихся. Основная цель акций направлена на расширение жизненного пространства обучающихся за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете». В ходе реализации проекта решались следующие задачи: решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе; формирование способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества. Проводились акции на темы: «Жизнь прекрасна!», «Цветное настроение», «Письмо», «Выпускник», «Подари улыбку миру!».
Сложно представить себе успешное развитие и воспитание детей без наличия особых интересов и тяги к различным видам деятельности. Количество детей посещающих танцевальную студию «Мелодия» составляет от 30% до 40% от общего количества. Основная цель вовлечения детей к танцевальной деятельности направлена на совершенствование личностного развития:
- формирование активной-действующей и легко адаптирующейся личности;
- воспитание коммуникативности и навыков общения;
- формирование у детей гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни, труду, творчеству.
Результаты участия детей в творческих конкурсах в составе танцевальной студии «Мелодия» показывают, что количество детей посещающих танцевальную студию увеличивается:
В результате работы по теме «Толерантное развитие личности, как средство адаптации и социализации детей в современных условиях» позволило провести следующие исследования:
- диагностика уровня удовлетворенности обучающимися качеством образовательной среды;
- исследование уровня сформированности толерантности обучающихся.
Изучение уровня удовлетворенности обучающимися качеством
образовательной среды
За три года комфортность образовательной среды в результате применения выбранных форм психологической работы повысилась (по результатам опроса учащихся 5-9 классов).
Сравнительная диаграмма изучения сформированности толерантности
обучающихся за три года (2017-2020 г.г.) показывает стабильную динамику развития:
Полученные данные показывают прямую зависимость формирования культуры толерантности на разностороннее развитие детей. В результате четко спланированной и регулярно проводимой коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы, у обучающихся нормализуется самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогают в дальнейшей успешной адаптации детей в обществе.
Вывод: психолого-педагогическая работа по толерантному воспитанию способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка, создает условия для успешной социализации школьников и обогащает опыт толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.