Контент анализ понятия "Педагогические условия"

Рассматривается поняие педагогичские условия в различных источников литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontent_analiz.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Контент-анализ понятия «Педагогические условия»

Тема диссертационного исследования: Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности у будущих педагогов

Исследуемое ключевое понятие: «Педагогические условия»

Таблица 1. Структурно-частотный анализ понятия

Определение понятия

Источник

Основные элементы понятия

1

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (дата обращения: 13.03.2019).

1. процесс

2. развитие личности

3. совокупность

4. внешних факторов

5. внутренних сущностей

2

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с.

1. совокупность

2. мер

3. повышение эффективности

4.педагогической деятельности

3

Педагогические условия – это комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания

Андрее В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

1. комплекс мер

2. содержание

3. методы

4. приемы

5. организационные формы

6. обучения и воспитания

4

Педагогические условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач

Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 310 с.

1. совокупность

2. возможностей

3. содержания

4. формы

5. методов

6. материально-пространственной среды

7. решение задач

5

Педагогические условия – это совокупность возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика, 1995. – №5. – С.44-49.

1. совокупность

2. возможностей

3. содержания

4. формы

5. методов

6. средств

7. материально-пространственной среды

7. решение задач

6

Педагогические условия – это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие.

Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих уителей к патриотическому воспитанию учащихся: диссертация доктора педагогических наук. – Челябинск, 2000. –  383 с.

1. компонент

2. педагогической системы

3. совокупность

4. внутренних элементов

5. внешних элементов

6. эффективное функционирование

7. развитие

7

Педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками.

Зверева М.В. О понятиях «дидактические условия». // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика, 1987. – №1. – С. 29-32

1. характеристика

2. содержательная

3. компонент

4. педагогической системы

5. содержание

6. организационные формы

7.средства обучения

8. взаимоотношения между учителем и учениками

8

Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования

Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2001. – № 2. – С. 101-104

1. работа

2. планомерная

3. закономерностей

4. связей

5. образовательного процесса

6. результат научно-педагогического исследования

9

Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование

Ипполитова Н. Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М. :Педагогика, 1987. – №1. – С. 29-32

1. совокупность

2. возможностей

3. образовательной среды

4. материально-пространственной среды

5. влияющих на функционирование

10

Педагогические условия – это характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы.

Володин Александр Анатольевич, Бондаренко Наталья Григорьевна Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 13.03.2019).

1. характеристика

2. педагогической системы

3. совокупность

4. возможностей

5. образовательной среды

6. эффективное функционирование

7. педагогической системы

11

Педагогические условия – это совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса

Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению

воспитательных задач : дис…д-ра пед. наук. – Челябинск, 1992. – 403 с.

1. совокупность

2. мер

3. возможностей

4. педагогического процесса

Таблица 2. Сводная таблица основных структурных элементов понятия

Основные элементы

Номера определений

Сумма

1

процесс

1

1

совокупность

1,2,4,5,6, 9, 10, 11

8

компонент

6,7

2

характеристика

7

1

работа

8

1

характеристика

10

1

2

внешних факторов

1,6

2

внутренних сущностей

1,6

2

материально-пространственная среда

4,5,9

3

3

мер

2,3, 11

3

содержание

3,4,5,7

4

методы

3, 4

2

приемы

3

1

возможностей

4, 9, 10, 11

4

формы

4,5

2

закономерностей

8

1

связей

8

1

организационные формы

3,7

2

средства

5

1

4

развитие личности

1

1

повышение эффективности

2

1

педагогической деятельности

2

1

обучения и воспитания

3

1

педагогическая система

6,7,10

3

решение задач

4,5

2

образовательного процесса

8

1

образовательной среды

9, 10

2

педагогического процесса

11

1

5

эффективное функционирование

6, 10

2

развитие педагогической системы

6, 10

2

содержательная

7

1

планомерная

8

1

результат научно-педагогического исследования

8

1

влияющих на функционирование

9

1

6

взаимоотношения между учителем и учениками

7

1

Вывод

По результатам контент-анализа можно определить основные аспекты определения «педагогические условия». К ключевым словам можно отнести «совокупность»/ «комплекс», «внешних факторов» (в т.ч.ч «материально-пространственная среда), «внутренних факторов», «мер», «содержания», «возможностей», «форм» и «методов» «педагогической деятельности»/ «педагогического процесса»/ «образовательной деятельности»/ «педагогической системы», направленные на ее (их) «эффективное функционирование», «развитие». Один из авторов отдельно отмечает также взаимодействие между учителем и учеником в качестве педагогического условия, не относящегося к приведенным.

Таким образом, можно составить определение следующим образом.

Педагогические условия – это совокупность внешних факторов (таких как материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности) и внутренних условий (личностных), направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической системы.