Роль классного руководителя в формировании коммуникативных навыков у обучающихся.
Формирование коммуникативных умений у школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и психологов.
Коммуникативным потенциал - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем; активная жизненная позиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативных навыков | 469.79 КБ |
некоторые методы работы с детьми | 17.86 КБ |
работа классного руководителя | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная деятельность: Правильная и быстрая ориентация в условиях общения Умение грамотно спланировать свою речь Содержание общения Адекватные языковые средства для передачи мыслей и обеспечения обратной связи
Проблемы: П роблемы , существующие в общении между субъектами класса Б езнравственность и бездуховность , проявляющаяся в обществе Н изкая учебная мотивация Ж елание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. ( проблема-запрос)
Цель Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем, активная жизненная позиция.
Задачи организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей ; создание условий для творческого самовыражения личности подростка; применение эффективных способов по сплочению классного коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в классе;
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ « ОБЩЕНИЕ » Рассказ, беседа, лекция, диспут. игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация , создание ситуации успеха.
Основные приемы и типы упражнений Ролевые игры, экскурсии В едение записей и дневников.(летопись класса, правила класса ) «проба пера» литературно-творческие опыты в прозе, стихотворениях, драматических жанрах . В осприятие речи собеседником и обратная связь К онфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №137
Калининского района
Санкт – Петербурга
Педагогический совет по воспитательной работе.
Тема: Роль педагога в создании общего педагогического пространства.
Работа классного руководителя по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.
Методы и приемы | Направленность | Способы реализации | Результаты |
Диспут | групповая фронтальная | Проводят в классе по темам классных часов, недель посвященных определенным тематикам, темам экскурсий или темам интересующим обучающихся. | Формирует коммуникативные навыки, расширяет кругозор, формирует умение выражать и отстаивать свою точку зрения, грамотная речь, умение уважать чужое мнение, адекватно воспринимать критику, активная позиция. |
«Летопись класса» | групповая индивидуальная | «Летопись класса» ежедневно заполняют в классе, формируют историческую летопись, по желанию дополняют фотографиями. Памятные/смешные/интересные моменты. | Сплочение коллектива, формирование общей истории, индивидуально – возможность выступить в роли оформителя летописи. Формирование ответственности, ситуации успеха, значимости, слаженности. |
«Проба пера» | групповая индивидуальная | Проводят в классе по интересующим темам, изучив жанр перед написанием. Его характерные особенности. Поощряя работу в группе. Сборник лучших сочинений по итогам года. | литературно-творческие опыты, возможность попробовать себя в новом образе, коммуникативный потенциал, развитие воображения, группой – сотрудничество, работа в команде, творчество. |
конфликтный диалог | групповая индивидуальная | В классе между группами или между субъектами класса. По интересующим темам или спорным вопросам возникающим в классе. Применимо не только в виде игровых методов, но и для решения конфликтных ситуаций. Обучение ведению переговоров. | умение тактично не согласиться с мнением оппонента, конструктивная критика, умение прислушиваться к чужому мнению, принимать чужую точку зрения. |
контрвопрос | индивидуальная групповая | В классе между группами или между субъектами класса. По интересующим темам или спорным вопросам возникающим в классе. | умение вести диалог, не бояться задать вопрос, правильно задавать вопрос для получения информации, правильно формулировать мысль |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.
Понятие «коммуникативность» рассматривается в педагогике, психологии, психолингвистике, методиках преподавания, но трактуется в каждой науке по-разному. я взяла за основу определение из психолингвистики, которое сформировали (Алексей Алексеевич Леонтьев, Ирина Алексеевна Зимняя) они рассматривают коммуникативную деятельность, как деятельность общения, и указывают, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:
- Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
- Уметь грамотно спланировать свою речь;
- Выбрать содержание общения;
- Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Формирование коммуникативных умений у школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, и писателей, и психологов.
Изменения материальных условий жизни, условий образования, распространение интернета и других средств массовой коммуникации (мессенджеры, соцсети и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека.
Я выделила основные проблемы, с которыми чаще всего сталкивается классный руководитель при работе с классом:
проблемы:
- проблемы, существующие в общении между субъектами класса.
- безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе.
- низкая учебная мотивация.
- желание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. (проблема-запрос)
Любая деятельность достигает цели и дает наилучшие результаты при условии, если она проводиться в определенной системе. Система подразумевает выработку некоего плана согласно с проблемами в классе, постановкой цели, способами их достижения, видами деятельности (методами) и прогнозируемыми результатами.
цель:
Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем; активная жизненная позиция.
Как же нам всего этого достичь?
задачи:
1. организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей;
2. создание условий для творческого самовыражения личности подростка, педагогическая поддержка творческих устремлений и действий личности школьника;
3. применение эффективных способов по сплочению классного коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в классе;
Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что особое внимание в работе классного руководителя следует уделять организации общения в классе.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ «ОБЩЕНИЕ»
В педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся используют методы, воздействующие на сознание (рассказ, беседа, лекция, диспут) и методы, воздействующие на эмоциональную сферу школьников (игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация, создание ситуации успеха), сочетают фронтальные, групповые и индивидуальные формы воздействия словом.
Признавая значимость словесных методов в процессе воспитания, не стоит забывать о том, какой вред таит в себе гипертрофия эти методов, и вводить игровые моменты.
Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Основные приемы и типы упражнений формирующих коммуникативную функцию, формируют коммуникативный потенциал:
- ролевые игры и экскурсии (накопление материала)
- рисование картин, ведение записей и дневников.(летопись класса, правила класса)
- создание сюжетов используя воображение/написание сценариев (не просто заучивание текста выступления)
- выбор жанра на устных докладах – телепередача, выступление по радио. (элемент игры. задача - реклама)
- «проба пера» литературно-творческие опыты в прозе, стихотворениях, драматических жанрах.
- восприятие речи собеседником и обратная связь.
- вопросы-ловушки (дети доказывают, что вопрос не имеет ответа). Диалоги поощряющие размышления и развитие своей точки зрения.
- контрвопрос (подразумевающий встречный или уточняющий вопросы).
- конфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)