Альманах "Музыка с нами"
Основная цель данного мероприятия ввести детей в мир искусства и культуры народов Севера, ознакомить их с музыкальными инструментами народов Севера. на мероприятии дети знакомятся с профессиями связанными с музыкой
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_muzyka_s_nami_-_kopiya.docx | 316.46 КБ |
prezentatsiya_muzyka_s_nami.pptx | 2.29 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа – интернат»
«Музыка с нами»
Альманах
Автор – составитель:
Фоменко Р.Н.
Воспитатель школы - интерната
с. Мыс Каменный
Форма: альманах, посвященный Неделе культуры детям.
Цель: ввести детей в мир искусства и культуры народов Севера.
Задачи:
- познакомить с музыкальными инструментами народов Севера;
- развивать связную речь ребенка и расширить его словарный запас, кругозор;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к музыке;
- развивать творческие способности воспитанников;
- введение в мир профессий, связанных с музыкой.
Подготовительная работа:
- беседа о ненецком композиторе Семене Няруе;
- чтение произведений Леонида Лапцуя;
- прослушивание песен в исполнении ненецких певцов.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная презентация, музыкальные инструменты (бубен, трещотка, маракасы, ложки, дудочка, губная гармошка)
Аудитория:
воспитанники 9-10 лет
Понятийный аппарат:
Композитор – автор музыкальных произведений.
Поэт – автор стихотворных, поэтических произведений.
Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальных инструментах.
Певец – артист, занимающийся пением.
Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Распространена у селькупов, обских угров, манси и хантов.
Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана.
Нарс-юх - музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра.
Тумран – самый древний, у народов ханты и манси, самозвучащий язычковый простонародный музыкальный инструмент.
Вывко (гуделка) - это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессиях, которые связанны с музыкой, о музыкальных инструментах народов Севера. (звучит отрывок песни «Хаерако» в исполнении Елены Лаптандер). Скажите, что вы сейчас прослушали? (песню)слайд 1
Воспитатель: Итак, это композитор, он сочиняет музыку. Поэт пишет стихи. Певец исполняет песню, а музыкант играет на музыкальных инструментах. Знаете ли вы ненецких композиторов? (Семен Николаевич Няруй) слайд 2 Что вы знаете о нем?
Дети отвечают на вопрос, рассказывают его биографию, о его песнях Воспитатель: Назовите, пожалуйста, ненецких поэтов. Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Самый известный ненецкий поэт — это Леонид Васильевич Лапцуй. слайд 3
Какие стихотворения Леонида Лапцуя вы знаете. Кто-то из вас может прочитать нам его стихотворение? Дети читают стихотворение Леонида Лапцуя
Воспитатель: Вот поэт сочинил стихотворение, композитор написал музыку, и получилась песня. Кто исполняет песни? Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: Правильно, песню исполняет певец. Назовите ненецких певцов.
Современные ненецкие певцы Елена Лаптандер, Гавриил Лагей. слайд 4,5
Воспитатель: Но, чтобы песня красиво звучала необходимо исполнять музыку на музыкальных инструментах. Мы познакомимся еще с одной профессией, связанной с музыкой. Это музыканты. слайд 6
Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем музыкантами. Воспитатель раздает музыкальные инструменты, перечисляя их названия, дети начинают на них играть
Воспитатель: Музыки у нас с вами не получилось, только шум. Для того чтобы быть музыкантом, нужно иметь немало знаний. Любой профессии необходимо обучаться. Может быть, у кого-то из вас есть музыкальный инструмент дома? слайд 7 Дети отвечают на вопрос
Сейчас мы с вами познакомимся с инструментами народов Севера: хантов, манси, ненцев. Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь»). Многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Распространена у селькупов, обских угров, манси и хантов. Это один из любимейших музыкальных инструментов этих народов. слайд 8
Бубен (пензер) - музыкальный инструмент, принадлежность шамана. В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси. слайд 9
Нарс-юх. В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра. слайд 10
Тумран. Самый древний, у народов ханты и манси, самозвучащий язычковый, простонародный музыкальный инструмент. Тумран обычно делается из ребра оленя или дерева. слайд 11
Вывко (гуделка). Это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум, напоминающий завывание ветра, поэтому дети называют ее песней ветра или шум ветра. С помощью вывко вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару. В настоящее время вывко («гуделка») является детской игрушкой ненецких детей. слайд 12
Вот мы с вами познакомились с инструментами народов Севера. Скажите, а есть похожие инструменты среди тех, на которых вы играли? Дети показывают схожие инструменты (бубен с пензером, трещетка с вывко)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови музыканта». Я называю музыкальный инструмент, а вы должны назвать музыканта, который на нем играет. Например, гитара–гитарист, пианино–пианист. (Воспитатель называет, дети отвечают: баян- баянист, скрипка-скрипач, балалайка- балалаечник, труба-трубач, барабан-барабанщик, саксофон-саксофонист, гармонь-гармонист )
Рефлексия
Воспитатель: Итак, на нашем занятии мы с вами узнали, какие профессии есть в музыке. Давайте их перечислим. Ответы детей
Познакомились с инструментами народов Севера. Назовите их, пожалуйста. Спасибо, ребята, что вы принимали активное участие в нашем занятии, отвечали на вопросы, внимательно слушали.
Интернет-ресурсы:
http://www.gublibrary.ru/pub/mus_instr/musinstr.htm#spi (Губкинская централизованная библиотечная система)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.
- Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46
- Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126
- Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. - М.: 2004.- С.53
- Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- С. 233-234.(О бубне), С. 203
Юнкеров Ю. Когда звучит нарс-юх//Ямальский меридиан. - 2002.- №4.- С.35-38
Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка с нами..
Семен Николаевич Няруй композитор
Леонид Васильевич Лапцуй поэт
Елена Лаптандер певица
Гавриил ЛАГЕЙ певец
музыкант
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ народов Севера
Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») Многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Распространена у селькупов, обских угров , манси и хантов . Это один из любимейших музыкальных инструментов этих народов.
Бубен ( пензер ) Музыкальный инструмент, принадлежность шамана. В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси.
Нарс-юх В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап ), длиной около метра.
тумран Самый древний, у народов ханты и манси, самозвучащий язычковый простонародный музыкальный инструмент Тумран обычно делается из ребра оленя или дерева.
Вывко ( гуделка ) В настоящее время это овальная дощечка с двумя дырочками в центре. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка начинает вертеться как пропеллер, гудеть и производить своеобразный шум, напоминающий завывание ветра, поэтому дети называют её «песней ветра» или «шум ветра». С помощью вывко вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару. В настоящее время вывко (« гуделка ») является детской игрушкой ненецких детей.