Взамосвязь между речью и мышлением

Ханжина Екатерина Викторовна

Этот материал полезен учителю-логопеду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_rechi_i_myshleniya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь речи и мышление.

Для психологии крайне важен вопрос о связи мышления и речи. Из истории развития психологических исследований он привлекал к себе внимание ученых. Были предложены различные решения - от полного разделения речи и мышления и признания их совершенно независимыми друг от друга функциями, до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. Конечно, современная психология исследует мышление и речь как неразрывную  связь психических процессов, но в то же время как отдельные и не зависимые друг от друга.

Мышление и речь первоначально выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. Коммуникативная функция речи является исходной, а сама речь как средство общения возникла в процессе совместного труда людей. У высших животных и у маленьких детей раскрываются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это движения, жесты, мимика, которые отражают внутренние состояния ребенка. Вот например, ученые, которые занимались подобной проблематикой, решили попробовать обучить пользоваться человеческим языком мимики и жестов животных. И опыт удался.

В 1972 г было проведено одно из наиболее известных исследований. Его авторы, американские ученые Б.Т.Гарднер и Р.А.Гарднер, совершили попытку научить шимпанзе испоьлзовать некоторыми особыми знаками, которые используют для общения глухие люди. Годовалого шимпанзе начали обучать знаками глухих, и продолжался этот процесс в течение четырех лет. Ухаживающий персонал за животным, должны были использовать в общении с ними только языком мимики и жестов.

Попервоначалу обслуживающий персонал допускал любые попытки обезьяны практически использовать в общении с человеком тот или иной демонстрируемый ей жест. Шимпанзе научилась хорошо пользоваться специальными  знаками , только после того как ученый взял в свои руки эксперимент и достаточно длительный период времени  показывал изучаемый жест. Новые жесты она стала осваивать самостоятельно, просто наблюдая за тем, как их использует человек.

К возрасту около 4 лет Уоши (так звали обезьяну) могла уже вполне самостоятельно воспроизводить около 130 различных жестов, а понимала еще больше. И другими исследователями положительный результат был получен. Например, Ф.Г.Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-гориллу по имени Коко с 1 года и до 7 лет, научил ее пользоваться в общении с людьми 375 знаками.

Эти эксперименты окончательно не доказывают, что высшие животные (обезьяны) в состоянии овладеть именно человеческой речи, понимать и пользоваться ею на уровне понятий. Знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции, а высшие, понятийные формы речи им все же недоступны. Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова.

Рассматривая взаимосвязь мышления и речи, нельзя проигнорировать исследования, проводившие Л. С. Выготским. Ученый внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления позволяет слово «знак». При всем этом слово является  средство общения и поэтому оно входит в состав речи. Ученый считал, что слово не имеющее значения не относится ни к речи, ни к мысли, а если слово приобретало смысл или значение, то оно сразу же становилось частью и речи, и мысли. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.

Мы должны заметить то, что мышление и речь не являются тождественными процессами, не смешивается между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Разные генетические корни имеют мышление и речь . Первоначально они развивались отдельно. Есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление животных. Но развитие мышления тесно связано с развитием речи. Взаимоотношения мышления и речи выступают в различных формах на различных этапах развития. Когда мышление человека развивалось в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности,  то речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований.

На этих ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не дифференцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Поэтому речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической.

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «чистой» деятельности. В результате такой динамики развития наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал другой, более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил название внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.