Речь, как психический процесс.
Предварительный просмотр:
Речь, как психический процесс, ее виды.
Речевая деятельность - это самое главное достижение человечества, которое развивалось в процессе труда. Люди делятся своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях, только благодаря речи.
В науки психологии есть такие понятия, как «язык» и «речь». Речь – это язык в действии. Язык является условным символом, с помощью которого передается определенное значение и смысл. Речь – средство общения между людьми. Язык определяется и развивается обществом и представляет собой некую форму, которая отражается общественном сознание. Язык, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Каждый человек принимает уже тот язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако человек владеющий определенным языком может модернизировать и развивать его. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Необходимо не только подобрать подходящие слова, которые имеют определенное значение, но и конкретизировать их, для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию. Любое слово является обобщением и следовательно в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Получается это благодаря введению слова в определенный контекст. В речи, кроме передачи информации посредством слов, выражаются наше эмоциональное отношение. Это феномен называется эмоционально-выразительной стороной речи и обуславливается тоном, громкость, темпом звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешнею речь используют люди для общения друг с другом. Подвиды внешней речи являются устная или разговорная (монологическая и диалогическая) и письменная речь. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена информации. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может уточнять, задавать вопросы, помогать закончить мысль. Во-вторых, диалог зависит от эмоционального состояния человека. Это состояние может сопровождаться и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Видами монологической речи являются выступление, рассказ, доклад, лекция. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная речь еще более развернута, чем устная монологическая речь . Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.
Из внешней речи развивается внутренняя речь (речь - «думанье»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи –эгоцентрическая речь. Это речь является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю, речь ребенка, адресована самому себе. Переход такой совершается у ребенка в условиях проблемной ситуации, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение цели. Эгоцентрическая речь изменяется на протяжении дошкольного возраста.
Речь развивается постепенно, начиная с рождения ребенка. У ребенка трех месяцев развитие речи начинается с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи. Прежде малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. Для нормального формирования речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств, а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.
Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.