Развитие функции речи
Предварительный просмотр:
Развитие функций речи.
Коммуникативная функция (функция общения) - одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Ребенок пользуется речью как средством общения уже в раннем детстве. Речь ребенка служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, живут его интересами, понимают его с полуслова. Для общения в таких условиях дети используют ситуативную речь как таковая она не является дефектной, неполноценной речью.
Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например ребёнок в своей речи либо пропускает подразумеваемое им подлежащее, либо заменяет его местоимениями. Речь его насыщена словами "он", "она", "они", причём в самом контексте речи нигде не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение "он" или "она" одновременно в одном и том же предложении относятся к различным субъектам. Точно так же речь изобилует наречиями ("там", без указания, где именно).
Постепенно в речь ребенка входит вместо повторяющихся местоимений существительные, и речь делается все более последовательной и логичной. Появляется типичная речевая конструкция у старших дошкольников: ребенок говорит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своих слов, поясняет существительным: «она (мама) пошла»; «она (собака) залаяла»; «он (мяч) упал»; «он (кубик) стоит» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.
По мере развития ребенка и расширения кругозора, дети овладевают контекстной речью. Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.
Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок использует как ситуативную, так контекстную речь в зависимости от условий и характера общения. В процессе обучения ребенок развивает контекстную речью.
Объяснительная речь является особым типом речи ребенка. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает желание объяснить сверстнику условия новой игры, устройство игрушки и многое другое. Зачастую даже неправильное объяснения приводит к взаимному неудовольствию слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Для того чтобы собеседник понял, у объясняющего речь должна быть с определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации. Существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений и для умственного развития детей является объяснительный тип связной речи.
Не редко когда дошкольники увлечено играют или занимаются той или иной деятельность подменивают объяснительную речь на ситуативную. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности . Иногда взрослые специально создают такие условия для детей , чтобы они могли раскрыть смысл объяснения, и у ребенка развивается навык объяснения.
Планирующая функция
На протяжении всего дошкольного периода речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Главное функции планирования это непосредственная связь речи и мышления.
Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу дошкольного периода дети, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, начинают произносить много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Отчасти это восклицания, выражают эмоции и отношение ребенка к происходящему, частично — слова, которые сопровождают действие.
Речь ребенка направлена на себя является эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча. Это не значит, однако, что его мышление перестает протекать в речевой форме. Эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.
Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.