Особенности развития речи дошкольников

Ханжина Екатерина Викторовна

Курсовая работа по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Известно, что речь ребенка не является врожденной способностью, а ее развитие в процессе онтогенеза происходит параллельно с умственным и физическим развитием и может рассматриваться как показатель его общего развития. Посредством речи ребенок обозначает только то, что доступно его пониманию. В связи с данным обстоятельством в словаре ребенка достаточно рано появляются слова конкретного значения, тогда как позднее – появляются слова обобщающего характера [9, c. 102].

Можно говорить о наличии ряда закономерностей в развитии речи дошкольников (таблица 1.1):

Таблица 1.1 – Закономерности развития речи детей в дошкольном возрасте

Возраст

Особенности синтаксической стороны речи

Младший дошкольный

Преобладание простых предложений, частое употребление в начале предложений частиц "а", "и", "вот", наличие союзных и бессоюзных сложносочиненных предложений только при дословном пересказе, редкое употребление элементарных сложноподчиненных предложений, союзная связь в которых часто заменяется интонацией

Средний дошкольный

Преобладание простых предложений более сложных по структуре, появление предложений с однородными членами, вводных слов в сложносочиненных предложениях, союза "не". Использование в сложноподчиненных предложениях придаточных предложений причины, сравнительных и реже условных, употребление в речи обобщающих слов и однородных дополнений

Старший дошкольный

Доминирование простых предложений, возрастание количества распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и объема простых и сложных предложений, овладение почти всеми союзами и правилами их использования

В конце первого – начале второго года жизни ребенка все большую силу приобретает словесный раздражитель. На начальной стадии реакции на словесный раздражитель проявляются в виде преимущественно ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основании него формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка начинает формироваться подражательность. Многократные повторения нового слова способствуют усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В данный период развития в речи ребенка проявляются первые нерасчленённые слова, которые называются лепетными. Такие слова состоят преимущественно из ударных слогов [17].

Развитие слова у ребенка осуществляется как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении формирования значения слова.  Развитие связи между языковыми знаками выступает центральным звеном процесса формирования речевой деятельности и лексической стороны речи в онтогенезе. На начальном этапе овладения знаками языка название предмета является его свойством. Л.С. Выготский называл данный  этап развития значения слова как «удвоение предмета». На начальных стадиях знакомства со словом, ребенок еще не может усвоить слово в его полном значении. В данном случае отмечается неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок рассматривает слово как название отдельного предмета, а не как название некоторого класса предметом.

В процессе развития значения слова, в основном, у детей в возрасте от 1 до 2,5 лет отмечаются явления сдвинутой референции. В данном случае отмечается перенесение названия одного предмета на другие, которые ассоциативным образом связаны с исходным предметом. В процессе развития словаря, развитие слова постепенно сужается, так как в процессе общения со взрослым дети усваивают, уточняют их значение, а также корректируют употребление ранее освоенных слов.

Ф.М. Фомичева выделяет несколько уровней обобщения слов по смыслу [22, c. 84].

В качестве нулевой степени обобщения выступают имена собственные, а также названия единичных предметов. В возрасте от года до двух лет дошкольники усваивают слова, которые связаны с конкретными предметами. К концу второго года ребенок усваивает слова первого уровня обобщения, то есть начинает понимать обобщенные значение наиболее однородных действий, качеств и предметом. Прилагательные в лексике ребенка зачастую употребляются без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа женского и мужского рода [8, c. 44].

В возрасте трех лет дети активно начинают усваивать слова второго уровня обобщения, которые обозначают родовые понятия, например, игрушки, посуду или же одежду, которые передают названия предметов обобщенно, действия в форме имен существительных. В старшем дошкольном возрасте дети активно усваивают слова, которые обозначают движение, а также качественные прилагательные. Дети, активно употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование существительных и прилагательных в косвенных падежах.

По словам А. Штерна, к полуторалетнему возрасту ребенок активно владеет сотней слов, к двум годам – 200-400, к трем годам – более тысячи, к 4 годам – 1600 слов, тогда как к пяти годам – более 2200 слов.

По данным А.Н. Гвоздева, словарь 4-х летнего ребенка включает 50% существительных, 27% глаголов, 12% прилагательных, а также наречия, числительные, союзы, предлоги, междометия и частицы.

Словарь дошкольника может также рассматриваться как национальный язык. Таким образом, можно говорить о том, что по мере развития психических процессов, расширению и упрочнению контактов с окружающим, обогащением сенсорного опыта ребенка, словарь ребенка формируется в качественных и количественных аспектах. Слово в лексиконе ребенка является не изолированным, в нем соединяются смысловые связи, тем самым отражая сложную систему семантических полей.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Так, ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.