Подготовка к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники школы должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества.
Применительно к школьному образованию в профессиональном самоопределении ключевыми являются следующие умения обучающихся:
- применить знания, умения, навыки в незнакомой жизненной ситуации;
- решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался;
- адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_samoopred-detej_s_ovz.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к профессиональному самоопределению обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники школы должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества.
Применительно к школьному образованию в профессиональном самоопределении ключевыми являются следующие умения обучающихся:
- применить знания, умения, навыки в незнакомой жизненной ситуации;
- решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался;
- адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.
Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:
1) на уровне когнитивного компонента:
- знания о мире профессий и их особенностях;
- информированность о выбранной профессиональной сфере деятельности;
- представления о потребностях рынка труда в регионе.
2) на уровне мотивационного компонента:
- потребность в достижении значимых результатов;
- наличие самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
- стремление к самообразованию в интересующей профессиональной сфере;
- наличие ценностных ориентаций, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.
3) на уровне эмоционального (аффективного) компонента:
- привлекательность профессии;
- переживание успеха в целом и по отдельным предметам, видам учебной деятельности;
- умение противостоять утомлению и стрессам.
4) на уровне волевого компонента:
- усилия, необходимые для достижения желаемых результатов;
- самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина;
- ответственность за результаты своего труда;
- личная ответственность за сделанный выбор.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение вышеперечисленными умениями затруднено, а готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей.
Труд – естественное средство самовыражения. Работа может быть средством, позволяющим задействовать разнообразные и сложные аспекты нашей личности, переводя наше отношение к жизни, эмоции и ощущения в осмысленную продуктивность.
В процессе обучения производительному труду ученик с ОВЗ приобретает знания, умения, навыки, использует их на практике. Обучение труду способствует созданию наиболее благоприятных условий для коррекции имеющихся у ученика недостатков мыслительной деятельности, высших психических функций, физическому и эстетическому развитию. Таким образом, обучение труду в школе для детей с ОВЗ не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу обучающегося неизмеримо больше.
Для детей сам по себе труд никакого интереса не представляет, потому интерес к труду и чувство удовлетворения от труда должны постепенно приобретаться и развиваться. Для этого в школах постоянно проводится профориентационная работа с обучающимися.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Профориентация в школе для детей с ОВЗ рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников с особыми образовательными потребностями в условиях современного динамичного рынка труда. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.
Профориентационная работа включает в себя следующие компоненты:
1. Профессиональное просвещение.
Оно подразумевает собой формирование профессионального опыта и профессиональной направленности обучающихся детей с ОВЗ в воспитательном процессе:
а) Ознакомление обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с профессиями, профессиональными учебными заведениями и формирование у них мотивов выбора;
б) Организация практической деятельности данной категории обучающихся в соответствии с их особенностями и требованиями профессии.
2. Профессиональную консультацию.
Консультативная помощь учителей при самоопределении обучающихся:
а) Изучение личности обучающихся с особыми образовательными потребностями;
б) Управление мотивацией выбора профессий.
3. Профессиональную адаптацию - «психологическое привыкание к профессии».
На данном этапе проводится активная работа родителей с обучающимися:
а) Проверка успехов обучающихся в выбранной профессии;
б) Оказание помощи данной категории обучающихся в профессиональных учебных заведениях.
Таким образом, формирование профессионального самоопределения личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности — профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Литература:
1. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2009.
2. Гордиевская Е. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения.
3. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий Дата издания: 2009.
4. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 1988.
5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.