Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистческого спектра
Статья посвящена проблемам детей имеющих расстройство аутистического спектра, сложностям их социализации и интеграции в общество. В ней рассматриваются основные направления психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Рассмотрены особенности развития и подхода к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchedrova_materialy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Щедрова Людмила Юрьевна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», Liudmila.kraseva@yandex.ru
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистческого спектра
Ключевые слова: аутизм, ограниченные возможности здоровья, расстройство аутистического спектра, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, социальная адаптация.
Статья посвящена проблемам детей имеющих расстройство аутистического спектра, сложностям их социализации и интеграции в общество. В ней рассматриваются основные направления психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Рассмотрены особенности развития и подхода к ним.
В условиях изменения системы образования РФ выходит вперед проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы. Государство предъявляет требования к общеобразовательным школам, обучать и воспитывать детей с ОВЗ: проводить коррекцию нарушений и социальную адаптацию.
На сегодняшний день основные проблемы включения в социальное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникают при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих расстройств.
Школа испытывает трудности по предоставлению качественных образовательных услуг детям с ОВЗ. Одной из наиболее острых проблем является сопровождение детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Для многих детей обучение в условиях образовательного учреждения является нелегким испытанием, сильным аверсивным (неприятным) стимулом, который способен вызвать серьезные психологические травмы.
Основной проблемой в начале обучения являются поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения самого аутичного ребенка, так и его класса. Самый распространенный способ преодоления этих трудностей является решение о выведении ребенка с аутизмом на надомное обучение. Нужно подчеркнуть, что это не отвечает его особым образовательным потребностям. Полный уход от необходимости приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам крайне вреден для аутичного ребенка. В обучении и воспитании аутичного ребенка главной особенностью должна стать специальная организация всей его жизни. Потребуется единая координация всех специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, а так же семьи или тех, кто ее заменяет. В связи с этим повышается значимость, необходимости психолого-педагогического сопровождения.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичного ребенка будут: определение варианта образовательного маршрута соответствующего возможностям и способностям ребенка; психологическая поддержка и помощь семье; взаимодействие с учителем, который ведет занятия с ребенком; непосредственные коррекционные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира. Только такой подход позволит максимально задействовать все ресурсы ближайшего окружения ребенка, специалистов, учителей, родителей в решении задач обучения и развития, а так же включение аутичного ребенка в общество, обеспечить его социальную адаптацию.
В психологии сложилось несколько подходов к определению «сопровождения». В научном понятие «сопровождение» употребляется в нескольких контекстах: различают метод сопровождения и службу сопровождения, процесс сопровождения. Е.И. Казакова понимает под сопровождением – это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого становится прогресс в развитии ребенка [9].
Аутизм представляет собой уход в себя, отрыв от реальности, парадоксальности или отсутствие реакций на внешние воздействия, сверхранимость и пассивность в контактах со средой. Расстройство аутистического спектра выступают качественными нарушениями в коммуникации, поведении и социальном взаимодействии [2].
Можно отметить качественные нарушения в социальном взаимодействии аутичных детей:
1) отсутствие эмоциональной взаимности;
2) неспособность использовать взгляд глаза в глаза;
3) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена эмоциями, интересами или общей деятельности;
4) отсутствие поиска обмена интересами, радостью или достижениями с другими детьми;
5) редко ищут поддержку других людей, редко сочувствуют;
6) частичное или полное отсутствие развития разговорной речи, жестов, мимики;
7) повторяющееся или стереотипное использование слов или предложений;
8) стереотипные и повторяющиеся механические движения.
Специалистам, работающим с аутичными детьми, нужно понимать особенности и закономерности протекания психических процессов, характерных для данной категории детей.
Нужно учитывать характерную для детей с аутизмом гиперселективность восприятия – снижение порога дискомфорта, непереносимость ребенком раздражителей, которые приемлемы для нормально развивающегося ребенка. Фрагментарность восприятия, неравномерность реакции на качественные характеристики сенсорных сигналов: например, повышенная чувствительность к форме при относительном безразличии к цвету и размеру и пр [1].
Особенностью памяти аутичных детей является избирательность, склонность к запоминанию только аффективно значимых предметов и событий. Так же отмечается недостаток логической памяти и доминирование механической.
В развитии памяти и восприятия, главное – это помочь ребенку научиться запоминать и воспринимать не только отдельные свойства объектов, но и временные последовательности событий, их смысловую связь, обусловленность человеческими отношениями [2, 4].
Большое значение среди характеристик детского аутизма занимают нарушения речи. Они и отражают основную специфику аутизма, а именно несформированность коммуникативного поведения. Выделяют следующие для всех групп детей с аутизмом речевые нарушения: эхолалии, часто отставленные, т.е. воспроизводимые не сразу, а спустя некоторое время; мутизм; большое количество фраз-штампов и слов-штампов; недоразвитием коммуникативной функции речи; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге [7].
Мышления у большинства таких детей конкретное, «регистрирующее». Мышление связано с трудностью активной переработки информации, фрагментарностью картины мира (схватывает информацию кусками) [1].
Подготовка руки к письму занимает важное место. Связано это с необходимостью отработки произвольных ручных движений, затруднительных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Любые моторные навыки у данного ребенка лучше отрабатывать, манипулируя его руками, т.е. мы вкладываем карандаш, ручку или кисточку в руку ребенка и водим его рукой, придерживая ее за карандаш. Таким способом мы передаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания какого-то графического элемента. Постепенно такую помощь надо уменьшать: не водить рукой ребенка, а только слегка придерживать его локоть или кисть, а затем переходить к письму «по точкам», иначе он привыкнет к постоянной «ручной» поддержке [6,8].
У аутичных детей отмечается клуб поведенческих проблем – активный негативизм, под которым понимается отказ ребенка делать что-либо вместе с взрослыми, уход от ситуации работы к произвольной организации. Это одна из основных трудностей в воспитание и обучение ребенка. Негативизм может сопровождаться усилением аутостимуляции, физическим сопротивлением, агрессией, криком, самоагрессией. Негативизм вырабатывается и закрепляется в результате непонимания трудностей, с которыми сталкивается ребенок. Завышенные требования рождают у ребенка страх взаимодействия, разрушают существующие формы общения, способствуют образованию негативизма.
Когда такой ребенок плохо себя чувствует, он может стать агрессивным по отношению к вещам, людям и даже самому себе. По большей части его агрессия не направлена ни на что специально. Данный феномен описывается с помощью термина «генерализованная агрессия» – т.е. агрессия направлена против всего мира. Крайним проявлениям отчаяния у аутичного ребенка оказывается самоагрессия [7].
Психолого-педагогическое сопровождение аутичного ребенка можно представить в последовательности следующих этапов:
- знакомство с ребенком и семьей (изучение документации);
- проведение всестороннего обследования;
- анализ полученных результатов
- составление индивидуального маршрута образования.
На диагностическом этапе – проводится психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка.
Диагностика психического развития ребенка включает в себя:
- всестороннее изучение особенностей личностного развития ребенка с РАС;
- анализ системы семейных отношений;
- характера взаимодействия родителей и ребенка;
- стилей семейного воспитания;
- личностных особенностей родителей.
В диагностику социальной среды ребенка входит анализ особенности его социальной адаптации в среде, специфику его отношения с окружающим миром, негативных факторов социальной среды, травмирующих ребенка. Диагностика осуществляется с помощью экстенсивных и интенсивных методов исследования.
Нужно подчеркнуть, что проведение экспериментально-психологической диагностики детей с аутизмом с использованием инструментальных методов не всегда возможно, особенно для детей с тяжелой степенью нарушений [5].
Педагогическая диагностика включает в себя:
– наличие базисных функциональных навыков (умение терпеливо ждать, зрительный контакт; усидчивость; выполнение инструкций);
– умения социально-бытовой адаптации;
– речевые навыки;
– академические навыки (письма, счета, чтения), а также навыки игры (самостоятельного ведения игры, понимания правил, поиска партнеров, использования игровых предметов в соответствии с их функциями и др.).
Нужно отметить, что обследование аутичного ребенка следует организовать более гибко, разрешить родителям присутствовать при обследовании. Нужно учитывать трудности в установлении контакта, страха новой ситуации, неразвитость средств коммуникации.
По результатам психологического - педагогического обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Каждый специалист составляет план коррекционной работы с данным ребенком. Все рекомендации специалистов объединяются в единую индивидуальную комплексную коррекционно-образовательную программу, она отражает направления как коррекционной профилактической, так и диагностической, так и реабилитационной работы специалистов.
Модель коррекционной помощи детям и их семей включает в себя два основных стратегических направления:
- Работа с детьми.
- Работа с семьями.
Работа с детьми имеет следующие направления:
- установление контакта с ребенком;
- развитие речи;
- формирование положительного настроя на контакт с окружающей средой;
- коррекция поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности
- коррекция страхов;
- коррекция агрессивности;
- развитие когнитивных способностей.
Работа с родителями также имеет несколько направлений:
- просветительский блок;
- психопрофилактический и психокоррекционный;
- консультативный блок.
Просветительский блок он информирует об особенностях детей с аутическим расстройством. В нем рассказывается о структуре нарушения, этиологии, возможной психокоррекции, лечебных центрах, куда можно обратиться за помощью и др.
Психопрофилактический и психокоррекционный, в нем происходит оказание помощи самим родителям, у которых возникают психологические проблемы, связанные с воспитанием ребенка. В этом блоке можно проводить психокоррекционные тренинговые занятия. На которых родители могут поделиться с другими своей проблемой, рассказать о своих страхах в отношении дальнейшего развития ребёнка, увидеть, что они не одиноки, получить эмоциональную поддержку других родителей.
В консультативном блоке осуществляется консультативная поддержка семьи по воспитанию ребёнка с детским аутизмом. Разработка рекомендаций.
Можно посоветовать родителям: относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за жестами и мимикой. Иногда по случайной фразе можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, что владеют ребенком.
Знания специалистов и родителей об особенностях поведения и развития ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой тактик и стратегии по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в жизни, специалисты должны работать в тесном контакте с родителями.
Родители должны как можно больше говорить с ребенком, облекая в слова все его действия. Со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с его поступками и что при помощи слов можно выражать свои мысли и чувства.
Семейное чтение, можно использовать как средство эффективного взаимодействия с аутичным ребенком. В этом случае рекомендуется медленное, тщательное, многократное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого будет знакомиться с литературными образами героев, осознавать события и обстоятельства.
Многократное чтение одних и тех же, книг и многократные разъяснения родителей помогают ребенку научиться, лучше понимать себя и окружающих. Кроме семейного чтения родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они тоже активно описывают словами все, что рисует ребенок, терпеливо объясняют ему последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать самостоятельно, взрослые действуют руками ребенка сами.
Родители аутичного ребенка должны помнить, что их ребенок крайне консервативен, что любое, даже малейшее изменение в режиме, в обстановке или, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого нужно пытаться поддерживать привычный для ребенка порядок вещей.
Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители должны уделять внимание отработке навыков общения. Многократное проговаривание, повторение, проигрывание ситуаций для ребенка способствуют созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям будут действовать в тесном контакте со специалистами, продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более эффективной.
Правильно проводимая коррекционно - развивающая работа специалистов и родителей — это возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире
Некоторые особенности процесса коррекционной работы с аутичным ребенком.
На первом этапе занятий ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно изучить помещение комнаты для занятий. Нужно убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы насколько это возможно. По возможности звукоизолировать комнату. Нужно строго дозировать время занятий, т.к. может наступить пресыщение – когда для ребенка даже приятная ситуация становится дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком нужно вести негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже переходить на шепот. Необходимо избегать резких движений, прямого взгляда на ребенка. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не нужно настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа от него. Одежда специалиста должна быть в спокойных не ярких тонах в ней специалист должен быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему. Все свои обращенные инструкции к ребенку стоит подкреплять действиями [3,4].
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его ободрение и побуждение, чтобы перейти к более сложным и активным отношениям с миром. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность.
В процессе работы в деятельности аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые можно и нужно опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания бумаги. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий и повторять их каждое занятие для закрепления и выработки навыка. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.
Любые задания должны даваться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность голоса. На последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.
Нужно отметить важный момент: каждое упражнение или игру необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
И, несомненно, специалисты должны настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прекратит коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его состояния.
Одна из главных задач специалистов службы сопровождения – помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.
Литература
1. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберг, Т. Питерс ; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. – М. : Владос, 2005. – 144 с. : ил., табл. – (Коррекционная педагогика). – Библиогр.: с. 142–144.
2. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.
3. Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним аутизмом / М. М. Либлинг // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 8–86.
4. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
5. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2007. – 288 с.
6. Мнухин, С. С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей / С. С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка : хрестоматия : в 2 т. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. – М. : ЧеРо : Высш. шк. : Изд-во МГУ, 2002. – Т. 2. – С. 466–474.
7. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8–18.
8. Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра : сб. норматив.-правовых материалов / сост.: Л. М. Беткер, А. Б. Григорян. – ХантыМансийск : РИО ИРО, 2011. – 76 с.
9. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 528 с. 22. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : метод. пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2005. – 336 с.
Shchedrova Ludmila Yurievna
SOGBO "Pochinkovskaya boarding school"
Psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorder
Keywords: autism, limited health opportunities, autism spectrum disorder, socialization, psychological and pedagogical support, social adaptation
.
The article is devoted to the problems of children with autism spectrum disorder, the difficulties of their socialization and integration into society. It discusses the main directions of psychological and pedagogical support of this category of children. The features of development and approach to them are considered.