Статья "Понятие ЗПР"

Григорьева Инна Сергеевна

В статье представлена информация о понятии "задержка психического развития", о ее истории и классификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zpr_grigoreva.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Понятие о задержке психического развития»

Автор: Григорьева И.С., воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В.В.Лебединский дает определение ЗПР следующим образом: «задержка психического развития – это замедление темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности» [Лебединский В.В., 1985]. Шамарина Е. В. говорит, что «задержка психического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов», таким образом, суть определений одинакова. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. Кроме того, Е. В. Шамарина отмечает, что к числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др. [Шамарина Е.В.]

Дети с ЗПР, несмотря на зачастую слабо выраженную или отличающуюся значительным полиморфизмом клиническую симптоматику, имеют ряд достаточно характерных признаков - незрелость сложных форм поведения, недостаточность целенаправленой деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, являющихся причиной стойкой неуспеваемости в массовой школе. Ведущей патогенетической основой этих признаков в большом количестве случаев признано перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы [К.С. Лебединская, 1982]. «Особую роль играет минимальная мозговая дисфункция, составляющая до 21% среди пре- и перинатальных поражений нервной системы, которые обусловливают в будущем 40-60% неврологической патологии, представляя серьезную медико-психолого-педагогическую и социальную проблему» [О.В. Халецкая, В.М. Трошин, 1998].

В связи с разнообразными подходами к изучению проблемы ЗПР, было создано несколько классификаций (М.С. Певзнер, В.В. Ковалев). Но наибольшие возможности для медико- психолого- педагогической практики представляет этиопатогенетическая классификация К.С. Лебединской:

 1) ЗПР конституционального происхождения;

 2) ЗПР соматогенного происхождения;

 3)ЗПР психогенного происхождения;

 4)ЗПР церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Для ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) характерен инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. По данным Л.Н. Блиновой, для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять вышеописанные проблемы» [Блинова Л.Н., 2002].

Соматогенная задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями и пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус. Дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в детском коллективе (детском саду, школе), часто плачут. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этого нарушения развития не исключает патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологической развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (эмоциональная расторможенностью, импульсивность и т.п.). В условиях гиперопеки психогенная задержка проявляется в формировании выраженных эгоцентрических установок. В психотравмирующих ситуациях, условиях воспитания с преобладанием жестокости или авторитарного подхода, нередко формируется невротическое развитие личности. Как пишет Л.Г. Блинова, «при заинтересованности со стороны педагога, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения и воспитания эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях массового детского сада» [Блинова Л.Н., 2002].

При ЗПР церебрально-органического генеза необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны с причинами, приводящими к умственной отсталости. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена.

Список использованной литературы:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.

2. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. // Дефектология. 1975. №6. - С.8-17. 

3. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №3. - С.3-9. 

4. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 182с.

5. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. №9. - С.4-8. 

6. Шамарина Е. В. Обучение детей с ЗПР. – М.: Гном и Д, 2007