Использование «Системы компьютерного мониторинга образовательного процесса» для исследования факторов, влияющих на результативность обучения.
В статье рассматривается преимущества использования системы компьютерного мониторинга образовательного процесса для исследования факторов, влияющих на результативность обучения на материале исследований, проведенных в 9-х и 10-х классах основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Системы компьютерного мониторинга образовательного процесса» для исследования факторов, влияющих на результативность обучения.
Педагог-психолог гимназии № 524
Шелохнева Л.Н.
Десятый класс – сложный период в жизни гимназиста. Именно в это время старшеклассники, как правило, принимают решение о выборе профессионального пути. Большинство учащихся нашей гимназии после ее окончания продолжает обучение в ВУЗах.
Основой для многомодальности профессиональных выборов, позволяющих чувствовать себя уверенно в изменяющихся условиях рынка труда, является высокая результативность обучения.
Нами была поставлена задача выявить факторы, влияющие на результативность обучения.
В русле реализации программы психологической поддержки учащихся, осуществляемой в гимназии, совместно с независимой группой Комитета образования «Двенадцать коллегий» в течение последних десяти лет проводятся исследования развития интеллектуальных функций у учащихся 9-х классов по методикам Фланагана и Кетелла, позволяющим определять уровень развития различных сторон формально-логического мышления.
В таблице 1 приведены сравнительные результаты тестирования в параллели девятых классов за 2015-2016 учебный год.
Сравнительные результаты тестирования по тестам Фланагана и Кетелла
Таблица 1
Класс | Уровни развития интеллектуальных функций | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Фланаган | Кеттелл | Фланаган | Кеттелл | Фланаган | Кетелл | |
Средние по параллели | 33,7% | 20,9% | 54,4% | 65,6% | 11,9% | 13,5% |
Как видно из результатов, представленных в таблице 1, учащиеся показывают достаточно высокий уровень развития оцениваемых параметров по обоим тестам, что является хорошей базой для успешного обучения.
Однако существует еще ряд факторов, влияющих на результативность обучения. Поэтому в 2016-2017 учебном году нами был проведен опрос тех же учащиеся (теперь десятиклассников) с помощью «Системы компьютерного социологического мониторинга образовательного процесса», разработанной НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) и Академией информационных технологий (АИТ). Эта программа дает возможность по ряду позиций сравнить данные, полученные по гимназии, с данными по Санкт-Петербургу.
Одним из таких факторов является интерес к учебе. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Интерес к учебе учащихся 10-х классов
Таблица 2
Степень заинтересованности | Средние по 10-м классам гимназии (% к числу ответов) |
Учусь с интересом, учеба нравится | 29% |
Трудно сказать | 61% |
Учиться не интересно, учеба не нравится | 10% |
Как видно из материалов, представленных в таблице, активный интерес к учебе проявили лишь 29% десятиклассников; 61% учащихся дали неопределенный ответ, и 10% десятиклассников учатся явно по обязанности.
Попробуем разобраться в том, какие факторы стимулируют интерес учащихся к получению знаний. Обратимся к данным таблицы № 3.
Мнения учащихся 10-х классов о стимулах учения
Таблица 3
№ п/п | Стимулы | % к числу ответов по гимназии № 524 | % к числу ответов по гимназиям С.-Петерб. |
1 | Когда учитель интересно рассказывает, подробно объясняет | 32% | - |
2 | Когда учитель использует наглядность (схемы, рисунки, плакаты), показывает опыты | 15% | - |
3 | Мое собственное стремление не уступать в учебе другим | 14,5% | 35% |
4 | Когда появляется возможность делать что-нибудь практически (в кабинете, лаборатории) | 13,5% | - |
5 | Примеры друзей | 8% | 22,8% |
6 | Стимулируют требования родителей | 7% | 21,7% |
7 | Высокие требования учителей во время проведения контрольных работ, при проверке выполненных заданий | 4% | 14,7% |
8 | Никакие обстоятельства на мое желание учиться не влияют | 4% | - |
9 | Когда меня часто вызывают на уроках | 2% | - |
Как мы видим, наши гимназисты предпочитают поглощать хорошо разработанную и отобранную учителями информацию (п.п. 1, 2); стимулом для 14,5% учащихся является амбициозность (п. 3). Лишь у 13,5% учащихся способна стимулировать интерес к учебе возможность что-либо делать практически. У всех остальных (а они в совокупности составляют 25% от общего числа десятиклассников) не обнаружено связи между успешностью в учебе и внешним стимулированием.
Эти же факты указывают на несомненный приоритет высокого педагогического мастерства на фоне иных средств, применяемых для стимулирования познавательной активности учащихся.
Следует отметить, что за последние годы значительно усилился интерес учащихся гимназии к мероприятиям, связанным с вопросами профессионального выбора, следствием чего часто бывает повышение учебной активности старшеклассников в каком-то конкретном направлении.
Для того, чтобы определить область концентрации внешкольных интересов учащихся, был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 4.
Увлечения и занятия в свободное время
Таблица 4
№ п/п | Увлечения и занятия | % к числу ответов по гимназии № 524 |
1 | Прослушивание музыки | 19% |
2 | Занятия спортом, туризмом | 18% |
3 | Компьютер | 14% |
4 | Чтение | 11,5% |
5 | Художественное творчество | 11% |
6 | Посещение театров, музеев | 3,5% |
7 | Хозяйственные дела | 3,5% |
8 | Подработка | 2,5% |
9 | Занятие коммерцией | 1% |
10 | Ничего не делают, отдыхают | 16% |
Как видно из таблицы, среди перечисленных факторов существенное влияние на повышение учебной активности могут оказать чтение и занятия компьютером, и только в том случае, если это будет не чтение детективов и не компьютерные игры. Положительное влияние на здоровье и общий тонус учащихся смогли бы оказать занятия спортом, однако к 10 классу приверженность к подобному типу проведения свободного времени сохраняют лишь 18% опрошенных. При этом большинство из них занимаются спортом полупрофессионально.
Каковы же жизненные ожидания у наших десятиклассников? Результаты опроса приведены в таблице 5.
Жизненные ожидания учащихся
Таблица 5
№ п\п | Жизненные ожидания учащихся | % к числу ответов по гимназии № 524 |
1 | Моя жизнь сложится удачно | 59% |
2 | Больших успехов не будет, но все сложится нормально | 20% |
3 | В жизни придется очень трудно | 3% |
4 | Затрудняюсь ответить | 17% |
Как видно из результатов, представленных в таблице, 59% опрошенных смотрят в будущее с оптимизмом, однако еще не в состоянии оценить те сложности, с которыми им придется столкнуться; 20% учащихся хотя и смотрят на жизнь более реально, проявляют осторожность, пытаются себя подстраховать; 3% десятиклассников, видимо, уже столкнулись со значительными проблемами в жизни. И, наконец, 17%, скорее всего, живут по принципу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущем.
При этом 59% + 17% = 76% опрошенных десятиклассников, очевидно, имеют прочные тылы, чувствуют опору дома и не видят причин для беспокойства о своем будущем. Тем более, что взаимоотношения в семьях, по результатам опроса, у большинства учащихся благоприятные (смотри таблицу 6).
Отношения учащихся с родителями
Таблица 6
№ п/п | Взаимоотношения с родителями | % к числу ответов по гимназии № 524 |
1 | Отношения хорошие, дружеские, между нами полное взаимопонимание | 47% |
2 | Отношения нормальные, спокойные | 43% |
3 | Отношения плохие, напряженные, нет взаимопонимания | 10% |
Выводы:
- Таким образом, проведенные исследования выявили высокий интеллектуальный потенциал учащихся на фоне низкой социальной активности. Поэтому необходимо активизировать те моменты, которые смогли бы побудить учащихся к активной деятельности по определению своего профессионального пути на основе адекватной оценки своих склонностей и способностей и с учетом реального состояния рынка труда.
- Примером модели активной познавательной деятельности могут служить принятые в гимназии обязательные исследовательские работы по любому предмету, выбранному учащимися. При этом учащиеся знают, что лучшие работы будут отобраны для ежегодной научной конференции и смогут быть защищены в качестве экзаменационной работы.
- И, наконец, помочь в этом может продуманная сеть «предметов по выбору» и факультативных занятий, которые дают возможность учащимся подробнее познакомиться с различными направлениями знаний и в дальнейшем связать их с формированием собственно профессиональных планов.