Педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в 1 классе »
Педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в 1 классе »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО РМЭ "Марийский институт образования"
«Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в 1 классе »
Педагогически проект выпускника курсов
профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программе
" Начальное общее образование"
Смирновой Марии Александровны
МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»
Йошкар-Ола 2016
Исследование проблемы билингвизма ведется на протяжении уже многих лет. Интерес к проблемам двуязычия, или билингвизма, ярко обозначившийся в 40-е годы 20 века, был обусловлен не только развитием лингвистики и методов ее исследования, но и успехами смежных наук - социологии, психологии, этнографии, для которых язык является важным источником сведений о человеке и обществе.
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма.
В современном мире детей билингвов становится с каждым годом все больше. Это связано с процессами глобализации, геополитической ситуацией, увеличением потока мигрантов, увеличением уровня образования населения. Билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Ребёнок, не задумываясь, переходит с одной из них на другую, не путая при этом грамматические шаблоны и фонетику. Таким образом формирование коммуникативных способностей детей билингвов является актуальной.
Различают естественный билингвизм, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур, и искусственный, при котором ребёнка специально обучают.
Несмотря на то, что билингвизм как коммуникативный феномен является широко распространенным явлением, актуальность изучения данной проблемы сегодня не снижается, а возрастает в связи с тем, что контактирование людей разных языковых групп приобретает в современном мире все большие масштабы, что требует адекватного понимания закономерностей освоения иностранного языка и формирования соответствующей лингводидактической основы обучения ему.
Цель проекта: Формирование коммуникативных способностей детей билингвов.
Задачи проекта:
- Изучить начальный уровень подготовки коммуникативных способностей детей на начало обучения.
- Произвести систематизацию деятельности педагога над данной проблемой.
- Выбрать оптимальные пути решения, методы и технологии для решения данной проблемы.
- Создать оптимальные условия для реализации данного проекта.
- Создать кружок «Учимся общаться по средствам диалога».
- Создать опытно - экспериментальную группу из учителей начальных классов, социального педагога.
Целевая аудитория: обучающиеся первых классов. Особенно сложно формирование коммуникативной компетенции происходит у учащихся, для которых русский язык неродной. В современных школах не редкость ученики, для которых русский язык - иностранный или мыслительный процесс осуществляется на родном языке, а учебный процесс идет на русском. Эти явления явно обуславливают особенности процесса обучения русскому языку, т.к. ввиду отсутствия классов выравнивания все эти дети посещают обычные классные коллективы и включаются на разных этапах согласно программе в изучение русского языка как родного. Необходимо отметить, что у многих учащихся – билингвов низкий стартовый уровень, слабая психологическая готовность к учению из-за ограниченности лексикона и отсутствия мотивации. Это связано с традициями семьи: вне школы говорят только на родном языке.
Содержание проекта: Коммуникативно ориентированное обучение, целью и средством которого является общение на изучаемом языке, строиться на основе учебной модели процесса речевого общения. Занятия внеурочной деятельности по программе метапредметного курса «Учимся общаться посредством диалога», разработанной творческой группой педагогов опытно-экспериментальной площадки школы, представляют собой опыт построения такой модели. Как всякая модель, внеурочная деятельность младших школьников по данной программе отражает основные характеристики и факторы, определяющие развитие коммуникативных универсальных учебных действий посредством диалога. К ним относятся мотивы и стимулы общения (коммуникативные намерения) как основа диалога, обсуждаемые на занятиях проблемы, а также предмет и темы высказывания, социально-коммуникативные роли общающихся детей в процессе диалога, сферы и ситуации общения. При отборе учебного материала по программе курса «Учимся общаться посредством диалога» учителя-экспериментаторы ориентируются на коммуникативные потребности детей билингвов младшего школьного возраста.
Своеобразным методическим пособием для использования учителем и учащимися при создании ситуации общения посредством диалога является школьный словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения. Словарь составлен творческой группой педагогов опытно-экспериментальной площадки. В словаре представлены характер ситуаций общения, конкретные условия употребления, речевые образцы (формулы речевого поведения). Систематическое использование речевых формул на занятиях помогает младшим школьникам свободно строить диалог со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, учит их взаимодействовать друг с другом.
Использование метода коллективного способа обучения (работа младших школьников в парах, группах, взаимоконтроль и взаимооценка) способствует интенсивному развитию коммуникативных умений. При этом, учителя-экспериментаторы применяют такие приёмы диалогизации речи, как: ролевая игра, составление устных и письменных диалогов по сюжетным картинкам и наблюдению, этюдов для выражения различных эмоций (радости, удивления, огорчения и т. д.), интервьюирование и др. На практическом этапе формирующего эксперимента идет тщательный отбор наиболее эффективных методов и приёмов развития коммуникативных и речевых умений посредством диалога у младших школьников в условиях двуязычия. Это методы, построенные с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и делающие его более насыщенным и интенсивным (проблемно-диалогический метод, метод игры, словесно-наглядный метод, метод практической работы, психолого-социологические методы и др.).
Установлению контактов, кооперации (организация и осуществление общей деятельности), а также процессам межличностного восприятия, включая понимание партнёра, способствуют занятия-тренинги, которые проводят педагоги социально-психологической службы школы с учащимися. Опытно-экспериментальную работу школы начать с 1-4 класс обучения детей. В течение этого времени творческой группой ОЭП должно вестись наблюдение над коммуникативными действиями учащихся экспериментальных классов. Отслеживаться результаты уровня их социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Срок реализации программы. Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 15-20 человек.
Ожидаемые результаты: В результате обучения учащиеся должны освоить такие важные коммуникативные умения как:
- общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
- речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания, т. е. умение ученика описывать, объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью планирования, контроля, оценки практической деятельности своей и сверстников.
Перспективы дальнейшего развития проекта: Проект может быть продолжен учителями-предметниками в старшей школе, сформировав новую опытно-экспериментальную группу.
Список литературы.
1. Заводницкая Ю. В. Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области) // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 6-9.
2."Билингвизм в раннем возрасте" Арчакова Т.О. [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals 2009. №1