Особенности комплексного-психолого-логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ, имеющих нарушения зрения
Статья посвящена особенностям психолого-логопедического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение зрения. В статье раскрываются основные направления и специфика работы при реализации комплексной системы психолого-логопедического сопровождения слабовидящих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-логопедическое сопровождение слабовидящих учащихся | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Колдаева Ольга Васильевна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», Российская Федерация, город Железногорск.
Чистоклетова Елена Валентиновна, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», Российская Федерация,
город Железногорск.
Особенности комплексного психолого-логопедического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-логопедическое сопровождение, коррекционно-развивающая работа, амблиопия, миопия, косоглазие, индивидуально-ориентированное обучение.
Аннотация: статья посвящена особенностям психолого-логопедического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения. Авторы раскрывают в статье основные направления и специфику работы при реализации комплексной системы психолого-логопедического сопровождения слабовидящих учащихся исходя из опыта собственной деятельности. Статья будет полезна школьным педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям начальных классов, работающим с учащимися , имеющими нарушения зрения.
Древнегреческий философ Аристипп, рассуждая о сущности образования, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». И сегодня эти слова не потеряли своей актуальности, особенно в вопросе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии ФГОС НОО ОВЗ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья все усилия должны быть направлены на то, чтобы максимально индивидуализировать образовательный маршрут каждого ребенка с учетом его особенностей, создать условия для успешного усвоения общеобразовательной программы[6]. Осуществление данной задачи возможно при проведении работы в двух направлениях: коррекции имеющихся недостатков учащихся и, при невозможности развития и коррекции, компенсации данных недостатков сохранными функциями.
В рамках данной концепции, должны организовать свою деятельность психологическая и логопедическая службы школы. Необходимо отметить, что в нашей школе классы для слабовидящих учащихся существуют уже на протяжении 11 лет. Практика работы позволила нам не только накопить богатый опыт практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и создать систему комплексного психолого-логопедического сопровождения учащихся с нарушением зрения. Целью данного сопровождения является осуществление индивидуально-ориентированной психолого-логопедической помощи учащимся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Исходя из цели, мы определили задачи деятельности школьной психолого-логопедической службы:
1. Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, уровня психологического и речевого развития каждого ребенка с нарушением зрения в ходе комплексного психолого-логопедического обследования;
2. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-логопедической помощи учащимся с нарушением зрения с учетом их потенциальных возможностей;
3. Обеспечение возможности освоения слабовидящими учащимися общеобразовательной программы.
Как же осуществить комплексное психолого-логопедическое сопровождение слабовидящих учащихся? Каковы этапы психолого-логопедического сопровождения детей с нарушением зрения и особенности взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ходе коррекционно-развивающей работы? Попробуем раскрыть их, опираясь на опыт практической деятельности.
Нашим твердым убеждением является то, что начинать любую коррекционную работу с учащимся с нарушением зрения возможно лишь после того, как составлена его подробная характеристика, включающая в себя все необходимые сведения, выявленные в ходе психологического и логопедического обследований и ознакомления с документами о нем. Проводя диагностическую работу, педагог-психолог и учитель-логопед решают одну общую задачу – целостное изучение личности слабовидящего учащегося, включающее в себя определение особенностей психофизического и речевого развития учащихся, уровня их познавательных способностей и потенциальных возможностей. Пошагово данный этап работы психолого-логопедической службы школы выглядит следующим образом:
1) изучение заключения психолого-медико-педагогической комиссии, консультирование специалистов медицинским работником (особенности физического статуса, диагноз);
2) проведение логопедического, психологического обследований;
3) составление совместной индивидуальной психолого-логопедической карты развития ребенка (Приложение № 1);
4) определение путей реализации и проведение психолого-логопедической коррекции имеющихся недостатков.
В ходе диагностики учитель-логопед изучает звукопроизношение, грамматический строй речи, сформированность словаря (активного и пассивного). Особое внимание в 1 классе уделяется изучению особенностей звукопроизношения, связной речи и словаря учащегося, со 2 по 4 класс – изучению письменной речи. Педагог-психолог в ходе диагностики определяет уровень развития познавательных процессов, сформированности универсальных учебных действий, особенностей эмоционально-волевой сферы. Только после комплексной диагностики учащегося и анализа полученных данных возможен переход к коррекционно-развивающей работе. Обязательным условием эффективности проводимой коррекционной работы со слабовидящим учащимся является знание его соматического состояния, степени и особенностей дефекта зрительного анализатора. В этом случае крайне важным является тесное взаимодействие с медицинской службой школы.
Практика работы показывает, что каждый специалист школы, работающий со слабовидящими учащимися, должен иметь определенный объем знаний как о заболеваниях глаз, так и психолого-педагогических особенностях детей, имеющих нарушение зрения. Анализ заболеваний слабовидящих учащихся показывает, что наиболее распространенными заболеваниями являются косоглазие, близорукость, амблиопия. При косоглазии (страбизме, гетеротропии) у ребенка наблюдается неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц, при котором глаза смотрят в разные стороны. При близорукости (миопии) ребенок плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. Амблиопия («ленивый глаз») приводит к функциональному, обратимому понижению зрения, при котором один из двух глаз почти (или полностью) не задействован в зрительном процессе. Вне зависимости от диагноза, повреждение зрительных функций отрицательно влияет на развитие ребенка (количественно и качественно). Количественные изменения проявляются в сокращении у слабовидящего ребенка зрительных ощущений и восприятия, уменьшении количества представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения. Качественные изменения проявляются в том, что повреждения зрительных функций, вне зависимости от диагноза, в обязательном порядке оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, причем данные проявления отмечаются во всех областях познавательной и учебной деятельности ребенка: мотивация, внимание, память, восприятие, особенности мыслительной деятельности, эмоционально-волевая сфера (сниженный уровень произвольности поведения, расторможенность, несформированность мотивационной сферы) [1]. Рассмотрим некоторые характеристики.
Педагогу-психологу, учителю-логопеду при проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать, что учебная мотивация слабовидящих учащихся недостаточно устойчива. При возникновении трудностей дети с нарушением зрения, как правило, стремятся переключиться на другой вид работы, выполнять только часть задания. Внимание слабовидящих учащихся так же имеет свои особенности – ограниченный объем (2-3 предмета), недостаточный уровень развития всех свойств произвольного внимания. Память характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Для слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. Нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций. Восприятие слабовидящего школьника в большей степени является непроизвольным, обращенным к яркому, подвижному предмету. При зрительном восприятии слабовидящие учащиеся плохо воспринимают мелкие детали изображений, отмечаются нарушения пространственных отношений между предметами, скорости восприятия. При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия. Вследствие вышеперечисленного отмечаются нарушения формирования навыков чтения и письма. При проведении психологического и логопедического обследований учащихся 1 класса для слабовидящих детей были получены следующие результаты:
Выявленные нарушения | % учащихся |
нарушения внимания | 76% |
нарушения эмоционально-волевой сферы | 79% |
СДВГ | 38% |
нарушения зрительного восприятия | 100% |
нарушения словарно-семантической стороны речи | 70% |
ограниченный словарный запас | 76% |
нарушения грамматической стороны речи. | 74% |
Все эти особенности необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционно-развивающих занятий. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [6] педагог-психолог и учитель-логопед планируют и проводят коррекционно-развивающую работу со слабовидящими учащимися на протяжении всего обучения в начальной школе. Все учащиеся с нарушением зрения в рамках внеурочной деятельности посещают занятия педагога-психолога и учителя-логопеда.
Наиболее эффективным направлением в проведении коррекционно-развивающей работы со слабовидящими учащимися является разработка и реализация совместной (педагога-психолога и учителя-логопеда) программы психолого-логопедического сопровождения учащихся с нарушением зрения. Целью данной программы является создание целостной системы комплексного психолого-логопедического сопровождения слабовидящих учащихся, включающей в себя не только коррекционно-развивающую работу, но и постоянный мониторинг динамики развития каждого учащегося. Коррекционно-развивающая работа психолого-логопедической службой школы проводится по следующим направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие познавательных процессов.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
7. Развитие мелкой моторики рук.
8. Развитие тактильных ощущений.
9. Расширение поля зрения ребенка.
10. Развитие конструктивного мышления.
Реализация данных направлений осуществляется с использованием различных видов коррекционно-развивающих занятий. В своей практике мы реализуем индивидуальные психологические и логопедические занятия, групповые коррекционно-развивающие занятия, интегрированные коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом и учителем-логопедом совместно. Приемы работы должны давать возможность максимально задействовать сохранные анализаторы. Материалы для занятий и упражнения необходимо отбирать с учетом выявленных в ходе психологического и логопедического обследования нарушений, используя наглядный материал соответствующей величины и яркой окраски. Обязательными элементами коррекционных занятий являются игровые приемы, которые способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, физкультминутки в сочетании с гимнастикой для глаз, задания по развитию пространственных представлений, развитию зрительного анализа (разделению изображений фигур и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами).
В результате проведенной психолого-логопедической службой школы коррекционно-развивающей работы отмечается устойчивая положительная динамика:
Нарушение | 2016-2017 учебный год | |
Начало занятий | Конец занятий | |
нарушения внимания | 76% | 34% |
нарушения эмоционально-волевой сферы | 79% | 37% |
СДВГ | 38% | 24% |
нарушения словарно-семантической стороны речи | 70% | 22% |
Дисграфия | 91% | 9% |
Дислексия | 94% | 6% |
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующий вывод: реализация программы психолого-логопедического сопровождения учащихся с нарушением зрения позволяет качественно повысить эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, преодолеть имеющиеся недостатки и обеспечить успешное усвоение образовательной программы и социализацию каждого слабовидящего ребенка.
Литература:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: «Академия», 2003.
- Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. «Дефектология», №5, 1982.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Егорова Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения// Хрестоматия по логопедии том 2.
- Литвак А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих// Общая психология. М., 1985.
- Приказ министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приложение № 1.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Дата оформления карты____________________________________________
Ф.И.О.__________________________________________________________
Класс_______ Год поступления_______________
Дата рождения_________________
Домашний адрес____________________________________________________________Телефон _______________
Фамилия, имя, отчество родителей, сведения о работе, должности, образовании______________________________________________________
Особенности семейного воспитания_________________________________
Анамнестические данные (от какой по счету беременности, как она протекала, раннее развитие ребенка_________________________________
Общее физическое развитие и перенесенные заболевания______________________________________________________
Слух __________________________________________________________ Зрение__________________________________________________________
Заключение психоневролога___________________________________________________
Речевая среда и социальные условия
________________________________________________________________
Фонематическое восприятие:_______________________________________
Темп работы и работоспособность___________________________________
Характеристика моторики________________________________________________________
Внимание___________________________________________________________________
пространственные представления____________________________________
Временные представления__________________________________________
Различение цвета и оттенков________________________________________
Мышление вербальное_______________________________________________________
Мышление невербальное__________________________________________
Память__________________________________________________________
Восприятие______________________________________________________
Мотивация к учению______________________________________________
Уровень интеллектуального развития________________________________
Социометрия_____________________________________________________
Работоспособность________________________________________________
Самооценка______________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы__________________________
Учебная мотивация_______________________________________________________
План коррекционной работы________________________________________
Результаты коррекционной работы __________________________________