Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения
Педагогический опыт посвящен проблеме обучения истории школьников с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
инновационного педагогического опыта
учителя истории и обществознания
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Храмова Сергея Владимировича
Сведения об авторе опыта:
- учитель истории и обществознания первой категории;
- образование – высшее;
- педагогический стаж – 12 лет; в данной школе – 7 лет;
- электронный адрес –hramser@mail.ru
Учиться – это значит идти вперед.
В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать
учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической
дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Главная задача учителя истории – не только дать определѐнную сумму исторических знаний, но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь мыслить, рассуждать, сопоставлять различные точки зрения, анализировать их, устанавливать причинно-
следственные связи, обобщать и делать выводы, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения».
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе.
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьѐзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках истории и обществознания. Реализация в России государственных программ активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями. Мы, учителя, рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
Моѐ педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых
принципов и приѐмов). Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Наличие теоретической базы опыта:
С 2011 года я работаю над методической проблемой «Современные
образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения». В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.
ХХI век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо относится к сфере образования. Современным образовательным технологиям должны быть присущи определѐнные характеристики:
- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;
- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;
- наукоѐмкость: технологии должны иметь серьѐзное научное обоснование;
- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.
Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)
Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:
- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чѐткая ориентация на развитие творческой деятельности.
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной
проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно- коммуникационных технологий. Это даѐт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всѐ это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.
На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные
образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребѐнка, еѐ самобытность, самоценность, когда субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Среди приоритетных технологий выделяю:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемно-поискового обучения;
- тестовые технологии;
- проектная технология;
- технология интеграции в образовании;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- технология использования игровых методов.
Современный урок ценен не столько получаемой на нѐм информацией, сколько обучением в ходе его приѐмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажѐром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.
Уроки истории и обществознания с компьютерной поддержкой являются
наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся;
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- DVD/CD;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках истории и
обществознания позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Результаты использования данной технологии:
- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
- воспитывается уважение к чужой точке зрения;
- активизируется познавательная деятельность учащихся;
- увеличивается количество творческих работ;
- учитель не даѐт знания в готовом виде – дети открывают их сами.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения
материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха. На уроках я активно использую тестовые задания при организации
самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачѐтных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырѐх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развѐрнутым ответом. На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации). Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребѐнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты. Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определѐнного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Я активно использую эту технологию. На уроках истории в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений
различных авторов, осуществляю связь с уроками литературы и искусства. На своих уроках я использую музыкальные произведения, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии. Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника. Одной из традиционных остаѐтся игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаѐтся при помощиигровых приѐмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаѐт у учащихся бодрое рабочее настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объѐма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся. Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определѐнным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, еѐ возможности и интересы в конкретной образовательной области. Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приѐмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для еѐ успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своѐм оптимальном темпе, даѐт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учѐтом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приѐмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.
Результативность опыта:
Я убедился, что использование современных образовательных технологий на
уроках истории и обществознания даѐт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числеинформационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и
самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Психологи отмечают, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.
Заключение
Уроки с использованием современных образовательных технологий имеют
практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы. Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться еѐ составной частью. Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечѐнный в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке истории ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребѐнка повышенного интереса к нему. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нѐм, о современном учителе, об учителе, который стремится вперѐд, который готов осваивать всѐ новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
План-конспект урока по теме:
«Основы российского избирательного права»
Цели урока: 1) расширить и углубить знания учащихся об основах избирательного права в России;
2) расширить умения учащихся работать с нормативными документами;
3) вызвать интерес учащихся к выборам как институту демократического режима, подвести учащихся к выводу о важности роли выборов в государстве.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация PowerPoint, Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Конституция РФ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I. Орг. момент. План изучения нового материала:
1. Понятие избирательного права.
2. Принципы избирательного права.
3. Избирательный процесс Российской Федерации.
II. Изучение нового материала “Основы российского избирательного права” 1. Понятие избирательного права.
Учитель. Ещѐ в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан. – Вспомните, какие права были у граждан? Ответы учащихся: (граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей; присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)
Учитель. Многие стремились стать гражданами, потому что это была почѐтная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? Ответы учащихся: (Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства - в Конституции)
Учитель. – Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ. (Учащиеся зачитывают основные положения статьи 32) Статья 32 Конституция РФ 12 Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Учитель: – О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ? – Что означает избирать и быть избранным? Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными т.е. занимать важные посты в государстве) Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через два года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определѐнные правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений. Давайте вспомним основные из них. Ответы учащихся: Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений. Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.) Есть и третье значение – моральное право.
Учитель: Остановимся на первых двух. Право – это система, состоящая из отраслей, каждая из которых регулирует определенную сферу деятельности человека. Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной и включает в себя:
1) избирательные права граждан;
2) нормы права, обеспечивающие технологию политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти. Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, т.е. право (граждан) избирать и быть избранным. (презентация к уроку, слайд 2) Субъективное избирательное право (право граждан) Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы власти и выборные органы местного самоуправления. Избирательное право бывает: активное и пассивное. (Презентация к уроку, слайд
3) Активное – право избирать органы государственной власти; пассивное – право быть избранным в органы государственной власти. Активное имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства. 13 Лишены этого права: а) лица, не достигшие 18 лет б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда. в) признанные недееспособными. Работа с терминами (словарь оформляется в тетради) Дееспособность– способность лица нести ответственность за свои поступки. Пассивное избирательное право обставлено более строгим возрастным цензом. Ценз – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.
Самостоятельная работа с текстом Конституции ст. 81, 91
(Презентация к уроку, слайд
4) Задание:
1) заполнить таблицу, вставив пропущенное.
2) Определите, какие цензы отсутствуют в современном российском избирательном праве (вспомнить историю России начала XX в.)
Ответы учащихся: (половой, религиозный, этнический и имущественный) Вывод: Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти. Участвовать в голосовании имеет право гражданин, достигший 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы. Избиратель, гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
2. Принципы участия гражданина РФ в выборах. При изучении этого вопроса обратимся к Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (извлечения) ст.3, ст.4 Пользуясь источником ст.3,4 определить основные принципы избирательного права (составление опорной схемы). Учитель выслушивает ответы учащихся, дополняет их. Принципы избирательного права в России: 1) равное; 2) всеобщее; 3) прямое; 4) тайное голосование.(презентация к уроку, слайд 4) Учитель: Участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. Однако встречаются факты, препятствующие добровольному волеизъявлению народа. Пользуясь текстом Федерального закона (ст 3…), назовите препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным. Ответы: насилие, обман, угрозы, подлоги, иные способы, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство) Закрепление изученного материала: – Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки. (Презентация к уроку, слайд 5) 3. Избирательный процесс. Учитель совместно с учащимися формулирует понятие «избирательная система». 14 (Презентация к уроку, слайд 6) Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс. Избирательный процесс – один из элементов избирательной системы. Избирательный процесс проходит несколько этапов: • 1- назначение выборов; • 2 - регистрацию избирателей; • 3 - организацию избирательных округов, • 4 - выдвижение кандидатов; • 5 - проведение голосования; • 6 - определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов. (Презентация к уроку, слайд 7) Разговор об избирательном процессе невозможно продолжать без изучения избирательных систем. В мировой практике существует три типа систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Рассмотрим их. (Презентация к уроку, слайд 8) Рассказ учителя: Мажоритарная система (от фр. – большинство; от лат. – большой) Мажоритарная система – определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Мажоритарная избирательная система: Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку) Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте. (Презентация к уроку, слайд 9) “Избирательный метр” – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Решить задачу. В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. “Избирательный метр” – 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов” (Презентация к уроку, слайд 10) Пропорциональная система – избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет партия. она и получает определенное (пропорциональное ) количество мест ( мандатов) в Думе. Голосование по партийным спискам Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов 15 Обратимся к ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов в Государственную Думу». По какой избирательной системе проходят выборы в Государственную Думу? Ответы учащихся: по пропорциональной избирательной системе. Вопрос к учащимся: сформулируйте плюсы и минусы данных избирательных систем и приведите примеры. Обсуждение вопроса проходит по подгруппам. Для мобилизации времени можно предложить двум группам работать над одной избирательной системой, другим двум группам – над другой. Время на работу отводится 5-7 минут и столько же на обсуждение. После обсуждения положительных и отрицательных сторон избирательных систем учащимся предлагается поработать над задачами-ситуациями и прокомментировать их. Осуждение задач также проходит в группах. Каждая подгруппа решает свою собственную задачу. На решение задач отводится 5-7 минут. Задача 1. «В 1598 г. после смерти царя Федора Ивановича на Земском соборе царем был избран его шурин (брат жены) Борис Годунов. В состав Земского собора входили: духовенство – 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости (купцы) – 22; старосты гостиных (купеческих) сотен – 5 и др.» Что можно сказать о демократичности состава этого Собора? Задача 2. Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. А могут ли выборы быть несвободными и нечестными? Как вы себе такие выборы представляете? Задача 3. На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили место в Думе. Как вы думаете, целесообразно ли создавать столь большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему? III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ: Что нового и полезного для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Когда эти права проявятся у вас? Надо ли ходить на выборы, или от вас ничего не будет зависеть? IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: разработать творческий проект «Молодежь выбирает будущее»
V. РЕФЛЕКСИЯ.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Всѐ о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва: Сентябрь, 2004.
2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.
3. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.
4. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении. Народное образование. 2010. №7.
5. Даутова О. Б. Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: С-Пб.: КАРО, 2006.
6. Иванов Д.И. Метод проектно-проблемного обучения. Ж. Директор школы. 2007. №6.
7. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3.
8. Калачихина О.Д. Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2007. №4.
9. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003.
10. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.
11. Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения. Психология обучения. 2008. №5.
12. Новикова А.М. Методология игровой деятельности. Школьные технологии. 2009. №6.
13. Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения. Газета изд. дома «Первое сентября». 2010. №4.
14. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания. Директор школы. 2008. №2.
15. Поздняк С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования. Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. №5.
16. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего. Директор школы. 2010. №1.
17.Рево В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии. Народное образование. 2008. №8.
18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.