«Семья – всему начало»

Колосова Оксана Дмитриевна

Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_vsemu_nachalo.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья – всему начало»

          Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей.

Цель:

1. Формирование ценностного отношения к семье, способствовать формированию умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками  

Задачи темы:

1. Создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы в детском коллективе, а также между взрослыми и детьми.
2. Создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы в детском коллективе, а также между взрослыми и детьми.

3. Воспитывать культуру общения и уважение к взаимоотношениям в семье.
4. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в семье.
5. Формировать умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: семья, счастье, любовь, нравственность, конфликт, сквернословие, воспитание, компромисс

Оборудование: бумага, карандаши, кроссворд.

Место проведения: квартиры

Ход занятия

I. Актуализация темы

Педагог. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о причинах непонимания разных поколений и о путях, которые приведут нас к правильному решению. Мы обсудим важные семейные ценности.

          Давайте, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь. Педагог предлагает разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. Ответ: любовь.
2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. Ответ: компромисс.
3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства. Ответ: счастье.
4. Глава семьи (ласково). Ответ: папа.
5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом. Ответ: конфликт.
6. Самые близкие родителям люди. Ответ: дети.
7. О ком говорится в этом четверостишии?

Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Ответ: мама.

8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
9. Использование нецензурных выражений. Ответ: сквернословие.
10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. Ответ: семья.

II. Основная часть

Педагог. По словарю С.И. Ожегова, дом – жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. А что значит «дом» для каждого из нас, из чего он состоит? Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):

Любовь, счастье, взаимопонимание – основы жизни каждой семьи.

Педагог. Мама – играет роль хранительницы домашнего очага, а отец твердый, не жестокий, но строгий, в результате у ребенка закрепляется ощущение, что мир не опасен и формируется оптимистическая направленность личности. В силе отца ребенок черпает свою силу, что становится основой уверенного и успешного поведения. В случае неудач, такие дети идут за помощью и подсказкой к отцу, для анализа ситуации, а к матери, за эмоциональной поддержкой, главное, чтобы у ребенка была удовлетворена потребность в поддержке и руководстве. Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают и понимают. Основа отцовского воспитания – это родительская твердость. «Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя» (Л.Н. Толстой). Мы в вечном, неоплатном долгу перед родителями, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите их, не причиняйте им боли своими словами и поступками. А если уж случилось, что ненароком обидели их, то не стесняйтесь попросить прощения. Морщинки на лицах ваших мам и пап появляются оттого, что вы чем-то их огорчили.

Счастье: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Н. Толстой).

Конкурс знатоков пословиц

Педагог. Начало пословицы у меня на языке, а окончание в мячике. Кому мячик попадет, тот договаривает пословицу.

Вся семья вместе, так и душа на месте.     
Совет да любовь, на том свет стоит.         
Счастье без ума – дырявая сума.
(
Что найдешь, и то потеряешь.)

Счастливому быть – никому не досадить.
Где любовь, тут и Бог.
Тишь да гладь, да Божья благодать.

Конфликты в семье и способы их разрешения

Педагог. Поговорим о семье, конфликтах в семье и способах их разрешения, будем размышлять, объяснять, чтобы понятия «компромисс, сотрудничество» прошли через ваши мысли, и были приняты сердцем, чтобы они превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения. Все проблемы, все мелкие ссоры можно объединить в три большие группы: Первая причина наличие противоположной точки зрения. Вторая причина неумение членов семьи контролировать свое поведение. В чем выражается умение контролировать свое поведение? Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно все это является неумением владеть собой. Третья причина – нежелание идти на компромисс. Компромисс значит, кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступят тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина нежелание уступать друг другу в семье. Значит, каким путем решать конфликты? Мирно, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. «Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале» (Л.Н. Толстой). Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся.

Педагог. Даже в благополучной семье иногда все же случаются ссоры и конфликты. Как их избежать, что не нужно, а что нужно делать в этих ситуациях?

Работа в группах: круглый стол со взрослыми (которые сегодня будут детьми), круглый  стол детей (которые сегодня выступают в роли строгих взрослых), круглый стол гостей психолог, социальный педагог, двое детей выступают в роли оппонентов. Дети и взрослые получают карточки с проблемными ситуациями. Работа до 3 минут. Разыгрывание ситуаций, обсуждение. Дети и взрослые заканчивают предложения, затем по просьбе ведущего обмениваются листочками. Дети читают про себя то, что написали взрслые, а взрослые то, что написали дети. После каждого выступления групп слово предоставляется оппонентам.

Задания для детей
(взрослые строгие)

Задания для взрослых (дети непосредственные)

Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину и принять решение.

Вы получили двойку, вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.

Ваш ребенок учится в меру своих способностей, но ничем не хочет помогать по дому. Вы поручили ребенку уборку в доме, а он (она) заигрался в компьютер и не сделал. Ваша реакция?

В вашей комнате беспорядок. Вас мама попросила убраться, а пришел друг, вы заигрались в компьютер. Как объяснить маме или папе?

Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким

Посторонние люди обращают внимание на вашу грубость, жалуются маме (папе), что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.

Сейчас каждый посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, может, даже свое поведение. «Отцам» и «детям» нужно приложить немало усилий, чтобы научиться понимать и уважать друг друга.

Сквернословие и здоровье

Педагог. Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. В каждой семье они свои. Но есть ряд общепринятых вопросов, связанных с воспитанием здорового во всех отношениях подростка. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. 54% молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. Одной из причин происходящего является наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Стихотворение:

Есть слова пострашнее, чем порох,           
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Педагог. Исследователи речи утверждают, что матерные имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Однако все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место поле. Отсюда и выражение «поле брани». Значение фразы это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик» – громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных «ма» и «мя» – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

       Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?

(Ответы ребят.) До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора, – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Педагог. Как вы понимаете пословицы?          

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Спасибо на добром слове.
Ласковое слово, что вешний день.
От доброго слова язык не усохнет.

Обсуждение пословиц.

Заключение

Слово о словах

И я хочу на свете белом,
Чтоб слово снова стало делом.
Чтоб для послов
и для ослов,
Между вождей,
В кругу пророков
Прекрасный смысл
Прекрасных слов
Освободился от пороков.
Чтобы святое слово
Честь –
Не вызывало слова
Месть.
Чтоб утвердительное
Да
Произносилось
Навсегда.
Чтоб пред будущим ответ
Всегда держало слово: нет!
Чтобы ценою всех свобод
Хранил достоинство народ.
Чтоб мир светлее стал и шире
И не пускался в распри вновь.
Чтоб вечно царствовали в мире
Надежда,
Вера
И Любовь!
(Михаил Дудин)

Педагог. Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье:

• Терпение.
• Внимание.
• Взаимопомощь и вежливость.
• Всегда и во всем поступай по совести.
• Уважай мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен.
• Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
• Заботься обо всех живых: и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым.
• Старайся не нарушать библейские заповеди.
• Не обижай никого ни словом, ни делом.
• Все отношения строить только на доверии.
• Делай добро, и оно вернется к тебе.

Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Всего вам доброго!

Используемая литература

  1. Библия.
  2.  Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2004. С. 272 (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. С. 288 (прил.).
  4. Народное образование // Общественно-педагогический журнал. № 7. 2007. С. 153–158.