«Модель социально-педагогической деятельности в детском доме»

Колосова Оксана Дмитриевна

Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях, осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования. 

Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_kolosova_o.d.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

 «Модель

социально-педагогической деятельности

в детском доме»

Подготовила:

социальный педагог отдела содействия семье и детям

ГКОУ МО «Непоседы»

Колосова Оксана Дмитриевна

г.о. Балашиха

-2018-

Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………….

1. Направление деятельности социального педагога в детском доме ………..

2. Социализация воспитанников детского дома и успешная адаптация воспитанников и выпускников детского дома …………………………………

Вывод ………………………………………………………………………………

Список используемой литературы ………………………………………………

Введение

          В последние годы произошли кризисные изменения в структуре семейных связей, так многие родители не в состоянии обеспечить своим детям социально приемлемый уровень содержания. Брошенные дети – результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются.

Ребёнок, который растёт и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное и противоестественное явление. Практически все воспитанники детских домов перенесли психологическую травму, которая сама по себе может иметь тяжёлые первичные и вторичные последствия для развития личности.

В этой ситуации детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают психологическую и правовую защищённость воспитанников.

Социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Её объектом, прежде всего, является социальная ситуация развития ребёнка. А предметом – процесс социального воспитания детей. Социально воспитание – забота общества и государства о своём прогрессе в лице созидательного развития младших поколений.

Социальное воспитание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1. Направление деятельности социального педагога в детском доме.

Кабинет  социального педагога в детском доме  - это особенное место, как с сам педагог, выполняющий  свою работу. В кабинете,  который хранит личные дела воспитанников, собирается  информация о ребенке для того чтобы помочь ему  жить, работать, расти, найти свое место в этой жизни, в обществе, стать полезным для своей Родины. И социальный  педагог, выполняя свои должностные обязанности, помогает ребенку, находящемуся в детском доме, получить возможность продолжить свою жизнь достойным гражданином своей страны.

Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества. Профессиональная задача деятельности социального педагога легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает тогда, когда не обеспечено необходимое развитие, воспитание и образование ребенка.  В детский дом поступают чаще всего «социально выпавшие»  дети, поэтому мое ежедневное расписание заполнено полностью. Моя работа в детском доме специфична в силу того, что в детский дом чаще приходят дети из хаотичных, низкоорганизованных, асоциальных семей, дети, имеющие педагогическую и социальную запущенность. Социальная помощь детям во время их пребывания в детском доме включает в себя решение множества социальных проблем:  личных – это получение личных документов, материальных – это получение пенсий, пособий, алиментов, жилищных вопросов, трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование. Наличие уютного, оснащенного для работы и занятий с детьми, кабинета, документации и методической литературы, оснащенность информационно – коммуникативными средствами - все это позволяет корректировать свою работу в сторону выполнения основной функции, реализуемой социальным педагогом – функции социализации. Основная задача социализации – это оказание помощи воспитанникам в преодолении трудностей социального становления. Она реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. Результат выполнения этой функции зависит от всех служб в детском доме.

Деятельность социального педагога включает помощь ребенку в его развитии, образовании, формировании личности и профессиональном становлении, в его интеграции в общество в защите его прав и интересов.

Функции социального педагога:

- воспитательная - целенаправленное воздействие на поведение детей;

- организаторская - организация деятельности детей;

- прогностическая  - прогнозирование, программирование, планирование процесса социального развития конкретного микросоциума;

- посредническая – организация и поддержание связи между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

- охранно-защитная – широкое использование правовых норм для защиты прав и законных интересов детей;

- профилактическая и социально-терапевтическая – предупреждение и преодоление негативных влияний, оказание помощи подросткам в период их социальной и профессиональной адаптации;

- организационно-коммуникативная – способствование взаимодействию различных социальных институтов в работе с детьми;

- коррекционно-реабилитационная – помощь ребенку с отклонениями в физическом или психическом развитии.

2. Социализация воспитанников детского дома и успешная адаптация воспитанников и выпускников детского дома

Под социально-педагогической деятельностью понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как «способ гармонизации человека, группы, и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды с другой». Следовательно, деятельность социального педагога в детском доме направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка: развитие эмоциональной, волевой, когнитивной сфер. В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его адаптации. Центральным звеном для детей дошкольного возраста является физиологическая, психическая (психоэмоциональная), психологическая и социальная адаптация. Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предлагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний, нормам и запретом дошкольного учреждения. Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации.

Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение главного института - СЕМЬИ, социальным учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.

Все мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытываем на себе разнообразные влияния, вступаем в новые виды деятельности и отношения, вынуждены постоянно выполнять разные социальные роли.   Социализация человека идет непрерывно, всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Поэтому на этих этапах социального развития большую роль играет семья, где в роли социальных агентов выступают родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, сверстники. Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. В социальных учреждениях роль агентов выполняют воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, а также дети, проживающие в данном учреждении. В образовательном учреждении – учителя, одноклассники.

Цель коллектива нашего учреждения сформировать социально-активную личность, способную успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Воспитатели и остальные специалисты нашего учреждения заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.

Большинство выпускников детских домов испытывают трудности при трудоустройстве. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования, низкая мотивация к труду, неумение организовать личное время, т.к. жизнедеятельность воспитанников регламентируется и контролируется работниками учреждения.  Поэтому одна из важных проблем выпускников детского дома - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого создан Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению трудового режима, по оформлению документов (подсказывают друг другу как оформлять документы, куда обращаться). В клубе выпускников разработана памятка для будущих выпускников.

 Одним из условий безболезненного вхождения воспитанников в общество является успешность обучения ребенка в школе. Сотрудники школы должны создать ситуацию успеха, сотрудники детского дома должны поддержать детей в новых условиях, помочь адаптироваться в новой социальной роли. Дети-сироты вышли в городские школы, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.

Никакое самое хорошее учреждение и педагоги не заменят ребенку СЕМЬЮ. Для того, чтобы включить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо готовить как семью для принятия ребенка-сироты, так и самого ребенка для перехода в новую социальную роль.

3. Успешная адаптация воспитанников и выпускников детского дома.

Социальная адаптация — это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Критерии адаптации можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним критериям относятся: психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам принятыми социумом, и критериям нормативного поведения. Опираясь на выделенные критерии социальной адаптации необходимо создать комплекс мероприятий, то есть систему работы по формированию необходимых умений и навыков для жизненного становления. Содержание мероприятий должно быть направлено на формирование достаточных умений и навыков воспитанников дошкольного возраста детского дома.

Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.

При выпуске из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за выпускником, не достигшим возраста 23-х лет закрепляется патронатный воспитатель, который оказывает помощь в дальнейшей адаптации.

Государство несет основную тяжесть в попечении детей интернатных учреждений. Основная задача государства, воспитательных систем — подготовить воспитанников детских домов к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. В этих целях проводятся различные круглые столы, семинары, есть специальные программы предназначенные научить детей грамотно распоряжаться личными финансами, самостоятельно принимать ответственные решения и т. п. В целом, вопрос социальной адаптации к социальной среде выпускников детских домов довольно сложный и многообразный и требует дальнейших рассмотрений решения этой важной социальной проблемы целого общества.

Заключение

Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях, осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования. 

Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от педагогов уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается, в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого, в бережном отношении к достоинству человеческой личности.


Список используемой литературы.

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М.: Просвещение, 1993. - 267 с.

2. Брутман В. Ранее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.: АСОПиР, 1994. - 183 с.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 400 с.

4. Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: 1998. - 348 с.

5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.-204 с.

6. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога: учебно-методическое пособие. М.: Союз, 1999.-154 с.

7. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002.-192 с.

8. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

9. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. Педагогика. - 1994. №3., С. 27-34.

10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебн. Пособие. - М., 2001. - 424 с.

11. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждении социальной помощи и поддержки. - М., 1997. - 211 с.