Методические рекомендации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду является одной из самых важных видов деятельности, так как процесс познания наиболее эффективен в том случае, если воспитанники на собственном опыте убедятся в справедливости того или иного утверждения. Помимо того, она предполагает, что в начале эксперимента они сами выдвигают гипотезы. Ошибочны они или нет, так же предстоит проверить им. Сам эксперимент, как метод проб и ошибок, может повести маленьких исследователей по ложному направлению, но в этом нет ничего страшного, так как у них появится возможность научиться ошибаться, искать и находить верные пути решения.
Структура организованной опытно-экспериментальной деятельности: Перед началом экспериментирования педагог должен доступно изложить и поставить перед воспитанниками исследовательскую задачу. Уточняются правила безопасности в ходе экспериментальной деятельности. Каждую гипотезу необходимо подтвердить или опровергнуть экспериментальным путём. В оспитатель знакомит детей с планом эксперимента В ыполнение эксперимента. Воспитатель организует деятельность детей таким образом, что бы у них была возможность самостоятельно думать, находить пути решения, свободно высказываться, дискуссировать. Результаты эксперимента фиксируются – зарисовываются в альбомах. Ф ормулирование выводов. Формулируя вывод, дети подводят итог эксперимента, подтверждая или опровергая гипотезу.
Уголок экспериментирования природный материал (семена, камни, засушенные листья, камни, песок, глина, почва и т. д.) различные материалы (дерево, железо, бумаг, ткань, пластмасса, резина, проволока и т. д.) сахар, соль, мука, краски спринцовки, шприцы без игл, пипетки, мерные стаканчики и ложки, колбы, воздушные шары, воронки лупы, увеличительные стёкла, зеркальца, микроскопы, песочные часы, весы энциклопедии, атласы, альбомы, схемы, таблицы набор предметов различных геометрических форм и т.д.
Исследовательская деятельность Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование . Задачи: Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
План работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет Месяц Тема Цель Сентябрь Песчаный конус С водой и без воды Помочь детям определить, может ли песок двигаться. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Месяц Тема Цель Октябрь 1.Этот удивительный воздух. 2.Вдох – выдох. Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Месяц Тема Цель Ноябрь 1. Земля – наша кормилица (часть 1) 2. Земля – наша кормилица (часть 2). Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы. Закрепить знания о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
Месяц Тема Цель Декабрь Могут ли животные жить в земле? 2. Проверим слух. Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Показать, как человек слышит звук.
Месяц Тема Цель Январь Наши помощники – глаза. 2. Как устроена дыхательная система человека. Познакомить со строением глаза, функциями его частей. Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
Месяц Тема Цель Февраль 1.Взаимосвязь органов вкуса и запаха. 2. Как действуют магниты на предметы. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Расширить логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Месяц Тема Цель Март 1. Мир бумаги. 2. Мир ткани. Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); формировать умение сравнивать характеристики и свойства бумаги. Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способность его употребления.
Месяц Тема Цель Апрель Путешествие в мир стеклянных вещей. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Месяц Тема Цель Май Разные отражения 2. Удивительные плоды. Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете. Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.
Рекомендации по использованию следующих методов: проектные (ученические проекты); практические (опыты, эксперименты, путешествия по карте, путешествие по «реке времени»); наглядные (схемы, модели, ИКТ); словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово); игровые .
Спасибо за внимание!