Технология повышения качества знаний по математике учеников общеобразовательных школ

Белый Вячеслав Сергеевич
В данном научном труде приводится сущность, содержание и результаты апробации образовательной технологии RET, предназначенной для повышения качества знаний и степени обученности учащихся (СОУ) общеобразовательных школ на примере учебного предмета "Математика".
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_novoy_obrazovatelnoy_tehnologii.docx378.24 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧЕНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Белый В.С.

Аннотация. В данном научном труде приводится сущность, содержание и результаты апробации образовательной технологии RET, предназначенной для повышения качества знаний и степени обученности учащихся (СОУ) общеобразовательных школ на примере учебного предмета "Математика".

Ключевые слова: образовательная технология, качество знаний, педагогический эксперимент, степень обученности, прагматизм, критическая масса, успеваемость, методика обучения, апробация, прогноз.

TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF MATHS OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS

Belyi V.S.

Annotation. This scientific work provides the essence, content and results of the testing of educational technology RET, designed to improve the quality of knowledge and the degree of education of students (DES) of secondary schools on the example of the subject "Mathematics".

Keywords: educational technology, quality of knowledge, pedagogical experiment, degree of training, pragmatism, critical mass, academic performance, teaching methods, testing, forecast.

Введение. Проблема обеспечения требуемого качества образования в средней (основной) общеобразовательной школе XXI века обусловлена отношением отдельных учителей к качеству знаний учащихся. Хороший педагог это искусный создатель условий, при которых школьник как личность становится творцом собственного саморазвития [1]. Результат образования во многом зависит от того, насколько сформированы индивидуальные приёмы и способы действий учителя и как проявляются топологические свойства учащихся. Немаловажное значение имеют особенности организации учебного процесса и новые, прогрессивные образовательные технологии. Любой учитель должен быть готов использовать различные средства и технологии не только для обучения, но и для воспитания и развития обучаемых.

Целью исследований является повышение качества знаний и СОУ школьников по математике за счёт внедрения в учебный процесс образовательной технологии RET.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных между собой практических задач:

1. Разработка методики проведения ПЭ по повышению качества знаний и СОУ школьников по математике.

2. Разработка методики обучения школьников по технологии RET.

3. Разработка руководств к действию учителя, классного руководителя и родителей при обучении школьников по технологии RET.

4. Aпробация образовательной технологии RET в процессе проведения ПЭ и прогноз успеваемости обучаемых.

Выдвинутая автором научная гипотеза заключается в практической пользе образовательной технологии RET в решении проблемы повышения показателей успеваемости школьников, в частности повышение процента качества их знаний и СОУ по учебному предмету "Математика".

Постановка задачи. Результаты работы по математике учеников 6 класса общеобразовательной школы N за первый триместр представлены на рисунке 2.

Рис. 2 - Фрагмент страницы Школьного портала с результатами успеваемости по математике 6 кл. общеобразовательной школы N

Анализ рисунка 2 показывает, что несмотря на отсутствие неудовлетворительных оценок, средний балл учащихся, процент качества их знаний и СОУ являются низкими, а успеваемость в целом оставляет желать лучшего. По результатам анализа успеваемости принято решение апробировать в течение второго триместра на учениках 6 класса новую образовательную технологию RET в надежде улучшить показатели успеваемости школьников.

Педагогический эксперимент (ПЭ) по апробации новой образовательной технологии предполагает выполнение ряда подготовительных мероприятий, направленных на работу с учениками, их родителями, а также на разработку учебных заданий, позволяющих сделать новую технологию практически реализуемой.

В формализованном виде задача исследований заключается в определении количественных значений основных характеристик педагогической модели (ПМ), функционирующей в школьной образовательной среде (ШОС) и предполагающей использование методов, приёмов и способов обучения школьников в соответствии с сущностью и содержанием образовательной технологии RET. По результатам исследований принимается решение о состоятельности принятой автором гипотезы о пользе новой образовательной технологии.

Рис. 3 - Структура ПМ обучения школьников по технологии RET

Структура ПМ (рисунок 3) включает в себя школьников, родителей (опекунов), классного руководителя и учителя математики, охваченных связями I и II рангов. Считается, что нарушение связей I ранга сильно нарушает устойчивость ПМ. При нарушении связей II ранга у модели сохраняется некоторый запас устойчивости, позволяющий ей функционировать в образовательной среде соответствии с заданными алгоритмами.

Таким образом, практическая задача исследований сводится к апробации образовательной технологии RET на конкретном варианте ПМ, функционирующей в существующей ШОС и имеющей конкретные цели функционирования. Цель апробации - проверка выдвинутой гипотезы о пользе образовательной технологии в решении проблемы повышения качества знаний и СОУ по предмету "Математика".

Критериями принятия гипотезы о пользе технологии RET (рисунок 4) являются факты превышения модуля наблюдаемых значений процента качества знаний и СОУ модуля критических значений Zнабл > Zкрит.

Рис. 4 - Критическая область и критерий принятия гипотезы

Поскольку математическая модель педагогического процесса сложной не является, достаточно использование односторонней, а именно правосторонней критической области. Критическими значениями показателя качества знаний и СОУ являются достигнутые значения этих показателей до апробации новой образовательной технологии.

Методика проведения ПЭ схематично представлена на рисунке 5.

Рис. 5 - Структура методики проведения педагогического эксперимента

Целью ПЭ является апробация образовательной технологии RET в рамках обучения математике учеников 6 класса общеобразовательной школы. ПЭ считается удачным, если по результатам апробации наблюдаемые показатели Zнабл качества знаний и СОУ превысят по своему значению критические показатели Zкрит. В противном случае возникает необходимость выбора альтернативных образовательных технологий.

Использование образовательной технологии RET предполагает наличие ряда допущений и ограничений.

В период апробации технологии RET допускается:

1. Сокращение на 5...10% численности учеников в связи с их переводом в другие классы или школы по желанию их родителей (опекунов) или по другим объективным причинам.

2. Прибытие в класс учеников из других школ.

3. Отсутствие ряда учеников на занятиях по в классе по причине болезни и другим уважительным причинам.

4. Присутствие на занятиях представителей администрации школы, других учителей, а также родителей учеников.

К ограничениям можно отнести временные, возрастные и профильно-предметные рамки. Временные рамки предполагают разовое применение образовательной технологии исходя из её предназначения. Желаемый период применения технологии - учебные триместр или четверть. Возрастные рамки связаны с физиологическими возможностями учащихся школ. Считается, что применение технологии RET в младшей или старшей школе менее целесообразно, т.к. лучше всего технология работает на учащихся переходного возраста. Профильно-предметные рамки определяются целесообразностью обучения по технологии RET только предметам естественно-научного цикла.

Кроме того, образовательную технологию RET не рекомендуется применять в процессе обучения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сущность и содержание образовательной технологии RET впервые предложены в начале ХХ века в США Джоном Дьюи американским философом и педагогом, являющегося одним из основоположников современной теоретической педагогики, представителем такого философского направления как прагматизм. Именно в прагматизме большинство исследователей того времени видели инструмент преодоления кризисных явлений в педагогике.

Образовательная технология RET (Rescue Educational Technology) - это образовательная технология, направленная на повышение уровня знаний обучаемых в конкретной предметной естественно-научной области.

Образовательная технология RET имеет отношение к IQKT (Improve the Quality of Knowledge Technology) - технологиям, впервые разработанными и опробованными в опытной школе при Чикагском университете в 1908 году.

Содержание образовательной технологии RET включает в себя процессы постепенного накопления во времени "критической массы" школьников, убеждённых в том, что знать математику на "хорошо" и "отлично" является полезным.

Накопление "критической массы" школьников, составляющих основу ПМ, представленной на рисунке 3, осуществляется посредством применения "Окон Овертона", где в этом процессе могут участвовать родители (опекуны), учителя и классный руководитель. Схематично процесс накопления "критической массы" показан на рисунке 6.

Рис. 6 - Процесс накопления "критической массы" учащихся

Результатом применения технологии RET является переход системы, входящей в состав ПМ, из фактического качественного состояния в желаемое при условии, что эта система готова к такому переходу. Момент готовности системы к переходу наступает при появлении "критической массы" учащихся [2].

Структура и содержание методики повышения качества знаний и СОУ школьников при использовании образовательной технологии RET представлена на рисунке 7.

Методика является своего рода "технологической картой" для реализации образовательной технологии непосредственно на исследуемой ПМ, функционирующей в ШОС в соответствии с заранее заданным алгоритмом.

Рис. 7 - Структура и содержание методики повышения качества знаний и СОУ школьников.

Из рисунка 7 видно, что технология RET реализуется посредством приведённой методики и предполагает проведение ряда заблаговременных, непосредственных и итоговых (отчётных) мероприятий.

Исходя из содержания методики можно сформулировать руководство к действиям всех структурных элементов исследуемой ПМ.

Руководство к действию учителя включает в себя следующие предписания:

1. План урока составляется из расчёта полного исключения возможности заработать школьнику оценку простым и лёгким способом.

2. Оцениванию подлежат знания правил и определений, результаты самостоятельных и контрольных работ, выполняемых на уроке, а также домашние задания.

3. Любые виды письменных работ должны быть дифференцированы по уровням сложности.

4. Домашние задания обязательно должны содержать элемент творчества. Домашние задания составляются из расчёта полного исключения возможности списывания решения из первоисточников или использования для этой цели информационного портала "ЕГДЗ.ru".

5. Во время выполнения школьниками контрольных заданий помощь со стороны учителя исключается.

6. Проведение внеурочных занятий строго обязательно. Школьники, освобождённые установленным порядком от внеурочных занятий, могут приходить на эти занятия добровольно.

7. Оказание школьникам любых видов методической помощи осуществляется в свободное от выполнения ими контрольных заданий время.

Учитель обязан руководствоваться двумя постулатами:

1. "Лёгких" оценок не существует. Любая оценка является честно заработанной учеником.

2. При выполнении любого задания учеником возможность списывания готового решения должна полностью исключаться.

Руководство к действию классного руководителя:

1. Взаимодействовать с учителем-предметником по вопросам учебно-методической и воспитательной работы.

2. Своевременно принимать адекватные меры в случае возникновения конфликтных ситуаций на уроках.

3. Оповещать учителя-предметника о предстоящих родительских собраниях, официальных и частных беседах  с родителями или законными представителями школьников и других мероприятиях, где присутствие учителя желательно или необходимо.

Руководство к действиям родителей (опекунов):

1. Не быть для школьника "отдушиной", кому можно пожаловаться на то что "тяжело" учиться и выполнять все законные требования учителя.

2. Контролировать полноту и качество выполнения домашнего задания школьником, по возможности оказывать  ему посильную методическую помощь.

3. Регулярно просматривать "Школьный портал", своевременно и правильно реагировать на негативные результаты работы школьника и замечания учителя.

Особое место занимает руководство к действию школьнику: знать и выполнять свои обязанности, а также безоговорочно выполнять все законные требования учителя.

Результаты педагогического эксперимента представлены в виде таблицы на рисунке 8.

Рис. 8 - Фрагмент страницы Школьного портала с результатами успеваемости по математике 6 кл. общеобразовательной школы N

Несмотря на то, что в течение триместра в силу объективных обстоятельств примерно на 10% снизилось количество обучаемых, считается, что эксперимент проведён удачно. В частности, сравнивая данные представленных на рисунках 2 и 8 таблиц видно, что произошло резкое увеличение количество оценок "хорошо" и снижение оценок "удовлетворительно". Это обстоятельство не могло не отразиться положительно на обобщённых показателях успеваемости таких как средний балл, а также процентах качества знаний и степени обученности учеников.

Из анализа результатов педагогического эксперимента следует:

1. Критерии принятия основной гипотезы исследования Н0 (Zнабл > Zкрит) выполняется, поскольку наблюдается повышение значений показателей качества знаний и СОУ на 43.03% и 12.27% соответственно.

2. Полезность образовательной технологии RET подтверждается фактом выполнения указанного критерия, а это обстоятельство говорит о достижении цели проведённого исследования.

Выводы:

1. Разработанная методика проведения педагогического эксперимента позволила апробировать в реальном образовательном процессе технологию RET, позволяющую повысить показатели успеваемости школьников.

2. Разработанная на основе технологии RET методика повышения качества знаний и СОУ школьников позволяет учителю планировать уроки так, чтобы со временем росла "критическая масса" школьников, стремящихся заработать высокие баллы.

3. На основании методики составлены руководства к действиям всем элементам педагогической модели, предусмотренным технологией RET.

4. Результатами эксперимента подтверждается выдвинутая основная научная гипотеза о повышении качества знаний и СОУ школьников.

Список литературы:

1. Мартынюк М.С. Качество знаний как педагогическая проблема // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032807 (дата обращ.: 13.02.2019 г.).

2. Дьюи Джон. Понятие рефлекторной дуги в психологии. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сборник переводов: Москва. 2010. — С. 70-83.