Статья. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ.
Статья посвящена новым научно-методическим рекомендациям и вопросам, связанным с разработкой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, предлагается в помощь методистам и педагогам дополнительного образования детей. В статье рассматривается процесс изучения теоретического материала разработки программ дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakova_i.v._-_statya.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
НК-159
УДК 373.1
ББК 74
И.В. Щербакова
зам.директора по УВР
МБУ ДО ДДК, г.о.Тольятти,
магистр
кафедра педагогики и методик преподавания
Гуманитарно-педагогический институт
Тольяттинский государственный университет
г.о.Тольятти, Российская Федерация
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Аннотация: Статья посвящена новым научно-методическим рекомендациям и вопросам, связанным с разработкой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, предлагается в помощь методистам и педагогам дополнительного образования детей. В статье рассматривается процесс изучения теоретического материала разработки программ дополнительного образования.
Ключевые слова: общеразвивающие программы, модифицированные и авторские программы, обучающиеся, дополнительное образование, Детский Дом культуры, творчество, содержание программы, программоориентированность.
В условиях становления новых подходов и требований к системе дополнительного образования детей, повышения качества деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей возрастает значимость решения проблемы программного обеспечения. Заявленный в «Концепции развития дополнительного образования детей» принцип «программоориентированности», определяет роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей. Дополнительная образовательная программа, с одной стороны, – нормативный учебный документ, выступает как средство контроля со стороны администрации. С другой стороны, педагог дополнительного образования, стремящийся работать с учетом запросов родителей, детей, сегодняшних реалий, новых подходов и технологий, не может работать по старым типовым программам, берется за разработку модифицированных или авторских программ [1, с.131-136]. Однако этот процесс зачастую вызывает у педагогов определенные сложности.
Основные требования и методические рекомендации к разработке дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих нормативных документах:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
− Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Российской Федерации) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
- Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013г. № 191-01-39/06-ГИ "О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств" [2, с.27].
Основные понятия, используемые в данных рекомендациях:
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ).
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов, иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ).
Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания или виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (гл.1ст. 2 п. 14 Федерального закон № 273-ФЗ). Обеспечение функционирования системы дополнительного образования детей в России ведёт Министерство образования и науки Российской Федерации по 6 направлениям дополнительного образования детей: естественнонаучное, включая эколого-биологическое; техническое творчество, включая робототехнику; туристско-краеведческое; художественное; социально-педагогическое; физкультурно-спортивное.
В образовании выделяют следующие виды программ:
Типовая (примерная) программа – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня или определенной направленности, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Модифицированная программа – программа, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Адаптированная программа – общеразвивающая программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Экспериментальная программа – программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов, с целью изменения содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложения новых областей знания, внедрения новых педагогических технологий.
Авторская программа – программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; концептуальное обоснование и т.д. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации [3, с.4-7].
Структура дополнительной общеразвивающей программы:
Титульный лист
I. Пояснительная записка:
- Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе;
- Новизна;
- Актуальность программы;
- Цели и задачи;
- Формы и режим занятий;
- Срок реализации программы;
- Ожидаемые результаты;
- Критерии оценки результативности;
- Формы подведения итогов;
II. Содержание программы
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по годам обучения, содержание программы.
III. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методы и средства обучения;
- Материально-техническое обеспечение программы.
IV. Списки рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы для педагогов;
- Список рекомендуемых Интернет-ресурсов.
Остановимся подробнее на некоторых структурных элементах программы.
На титульном листе рекомендуется указывать: полное наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; возраст обучающихся; срок реализации программы; автор: Ф.И.О., должность; название города, населенного пункта; год разработки программы.
Пояснительная записка. В пояснительной записке к программе следует: указать направленность программы; дать краткую характеристику предмета (предметов), по которому разрабатывается программа; обосновать актуальность и новизну программы.
Сформулировав новизну разработчик программы кратко поясняет, что нового он внес в свою программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала и др.
В актуальность программы поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, предпосылки в решении этих задач. Актуальность может базироваться: на анализе социальных проблем; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского запроса на дополнительные образовательные услуги; на социальном заказе муниципального образования.
Определить педагогическую целесообразность. Здесь следует кратко пояснить, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для учащихся, на которых она рассчитана. Указать, какие изменения произойдут в детях, если они усвоят предлагаемое содержание или если их работа будет организована в предлагаемых формах и т.д.
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Она может быть глобального масштаба; общепедагогического плана; дидактического плана.
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (обучающих, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.). Задачи имеют промежуточные результаты и формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности, предполагают получение конкретного результата.
Чтобы прописать отличительные особенности данной программы от уже существующих, необходимо тщательно провести сравнительный анализ существующих по данному направлению программ (2-3 программы).
Сроки реализации программы - продолжительность образовательного процесса, этапы.
Следует указать возраст учащихся, на который рассчитана программа.
Формы занятий
Режим и продолжительность занятий. Режим и продолжительность учебных занятий в объединении зависят от возраста детей, направленности Программы и должны соответствовать рекомендациям СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 41).
Количество занятий и учебных часов в неделю (на группу) и за год.
Ожидаемые (планируемые) результаты, способы определения результативности учащихся: в этом разделе необходимо дать характеристики предметных, личностных и метапредметных компетенций, знаний, умений и навыков по данному курсу в виде планируемых результатов.
Принципиальное требование к данному разделу - разработка системы проверки результативности освоения обучающимися программы через критерии оценки результативности. Они могут осуществляться в разных формах: контрольное занятие, открытое занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, выставка (ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Формы подведения итогов реализации программы:
Освоение дополнительной общеобразовательной программы сопровождается процедурами текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, локальным нормативным актом учреждения.
Учебно-тематический план. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа).
Содержание. Содержание Программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Методическое обеспечение программы. В этом разделе разработчик дает характеристику особенностей реализации программы, может обосновать специфику содержания программы и логику его развертывания, указывает на межпредметные связи, связи с другими программами, преемственность дополнительной общеобразовательной программы с основной образовательной программой определенной ступени дополнительного образования.
Методическое обеспечение реализации программы должно содержать: описание выбора методов обучения, описание форм проведения занятий и технологий их реализации, описание форм подведения итогов по разделам, темам, описание педагогического инструментария оценки результативности программы. В конце данного раздела краткое описание условий реализации программы: материально-техническое; информационное; дидактическое; кадровое обеспечение реализации программы .
Литература. Автором программы приводится список рекомендуемой и используемой литературы для педагога, а также перечень и список литературы для детей и родителей.
Приложение. Приложение не обязательный раздел программы, но желательный. В приложении к программе можно размещать примеры занятий, прописывать детали аттестационных испытаний, диагностическую карту, справочные таблицы, тесты, дидактические материалы и др.
Список использованной литературы:
- Золотарева, А.В., Суханова, Ю.В. Социальный заказ на дополнительное образование детей : монография / А.В. Золотарева // – Ярославль: Издательство ЯГПУ, – 2012. – с. 131-136
- Куприянов, Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования / Б.В. Куприянов // – Челябинск : ЧИППКРО, – 2013. – с. 86-95.
- Царева, Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения / Н.П. Царева // Учебно-методическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М. : Экзамен, – 2013. – с. 1-77.
© И.В. Щербакова, 2016