Проектный метод в обучении
Статья о проектном методе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl_na_kursah_proekt_metod_v_obuchenii.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в обучении
В современной литературе понятия: «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже одного взгляда достаточно, чтобы увидеть существенную разницу между ними.
В последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то принципиально новом и нашей традиционной российской школе не свойственном. Но это не так. Например, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта. Проекты делались детьми и в советские времена, а в идее проектирования ничего принципиально нового нет. Получается, что проектирование никогда не покидало отечественную школу.
К сожалению, значительная часть специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска.
Необходимо рассматривать исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как: умение видеть проблемы;
умение вырабатывать гипотезы;
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты;
умение давать определения понятиям и другие.
Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
При построении прогнозов в процессе проектирования, как известно, будущее обычно раскладывается на три составляющие: детерминированную — полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;
вероятностную — предсказуемую с большой долей вероятности;
случайную — принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию.
Проектирование разворачивается и развивается в основном в рамках первой предсказуемой, «детерминированной» составляющей. Исследование находится преимущественно на другом полюсе — в поле третьей, «случайной», подчеркну — принципиально неподдающейся никакому прогнозированию составляющей. Вторая составляющая — «вероятностная», в силу своего промежуточного положения может присутствовать и при проектировании и в так называемых проблемных исследованиях.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми безусловно полезны и проектные методы и методы исследовательского обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.
Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями.
Соотношение исследовательского метода и проблемного обучения
Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение-это лишь иное название исследовательского метода обучения, хорошо известного в … дидактике. М.А. Данилов пишет, что "неправомерно рассматривать проблемный и исследовательский методы как самостоятельные"4.
На основе отождествления этих двух понятий иногда делают вывод, что проблемное обучение уже было, что это пройденный этап в развитии советской педагогики и школы.
Мы уже говорили об исследовательском методе в педагогике 20-х годов. Он понимался как организация практических работ учащихся в мастерских, на учебно-опытном участке, на производстве, в лаборатории. Были попытки применения этого метода при обучении гуманитарным предметам в связи с внедрением метода проектов Килпатрика и дальтон-плана5.
Что такое исследовательский метод в педагогике 60-х годов? Это один из методов обучения в советской школе, обеспечивающий активизацию учащихся и развитие их мыслительных способностей.
Исследовательский метод не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Во-вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе (вузе). И, в-третьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться"6.
Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором (дополнительной) информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных работ и на внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классно-урочных занятий. Исследовательский метод в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия. Однако он не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, т.е. деятельности, носящей характер практического или художественного творчества. Иначе говоря, исследовательский метод мы понимаем только как один из путей реализации принципа проблемности.
Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
В этих условиях исследовательский метод оказывается лишь одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.
Проблемное обучение дает возможность учителю варьировать учебный материал и приемы преподавания, опираясь на принцип проблемности с учетом содержания учебного материала и форм организации занятий, уровень знаний учащихся, их подготовленность к самостоятельному учению и т. д.
В таком же плане проблемное обучение отличается и от "эвристического" метода, построенного на вопросо - ответной форме взаимодействия учителя и ученика. Эвристическая беседа не всегда ведет к активизации мышления учащихся (П.И. Пидкасистый, А.И. Сорокина), тогда как правильно организованное проблемное обучение всегда приводит к той или иной степени познавательной самостоятельности школьника.
Следовательно, исследовательский и эвристический методы обучения соотносятся с проблемным обучением как часть и целое, они являются его структурными элементами. Поэтому они не могут отождествляться и быть взаимозаменяемыми.