Диссертация Магистра. "Тема: Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом
Развитие творческих способностей учащихся – важнейшая задача, которую обязана осуществлять современная система образования. К этой задаче постоянно обращаются и педагоги, и психологи, и социологи, ее рассматривают в качестве первоочередной на научно-практических конференциях, поиск максимально эффективных средств для решения этой задачи становится темой многочисленных обсуждений и дискуссий. Формирование творческих способностей рассматривается в контексте обновления общества, его динамичного развития, в контексте преодоления пороков, характерных для эпохи цивилизационного кризиса, с точки зрения формирования гражданских ценностей, а также с позиции создания максимально благоприятных условий для самореализации личности, ее гармоничного вхождения в окружающий мир, возможности обрести свое место в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dissertatsiya_lilii_pravka_chistovik.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Высшая школа музыки имени А. Шнитке (институт)
Кафедра социологии и философии культуры
Направление подготовки/специальность – 44.04.01 Педагогическое образование (Музыкальное искусство в образовании)
Квалификация (степень): Магистр
Выпускная квалификационная работа
Тема: Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом
Обучающийся ______________ Каяниди Лилия Данииловна
подпись
Дата___
д.п.н., д. культур., профессор Щербакова А. И. |
подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) |
Научный руководитель
подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) |
Консультант
д.искусствовед., профессор Алябьева А. Г. |
подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) |
Рецензент
ВКР
допущена к защите «__ » __
Заведующий кафедрой
социологии и философии культуры,
д.п.н., доктор культурологии,
профессор _________________ Щербакова А.И.
подпись
Москва, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Развитие творческих способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема 10
1.1.Теоретические основы процесса формирования и развития творческих способностей учащихся: основные методологические подходы 10
1.2. Музыкальное искусство эстрады в художественном пространстве культуры: роль и предназначение 24
Глава 2. Создание и реализация модели развития творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом: ход и содержание экспериментальной работы 45
2.1. Разработка модели формирования и развития творческих способностей учащихся на первом этапе исследования 45
2.2. Реализация модели формирования творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом 56
Заключение 81
Список использованных источников 84
Дискография 86
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей учащихся – важнейшая задача, которую обязана осуществлять современная система образования. К этой задаче постоянно обращаются и педагоги, и психологи, и социологи, ее рассматривают в качестве первоочередной на научно-практических конференциях, поиск максимально эффективных средств для решения этой задачи становится темой многочисленных обсуждений и дискуссий. Формирование творческих способностей рассматривается в контексте обновления общества, его динамичного развития, в контексте преодоления пороков, характерных для эпохи цивилизационного кризиса, с точки зрения формирования гражданских ценностей, а также с позиции создания максимально благоприятных условий для самореализации личности, ее гармоничного вхождения в окружающий мир, возможности обрести свое место в нем.
Интерес к этой проблеме понятен, поскольку «важнейшим условием гармоничного существования человека в окружающем мире является его способность постоянно развиваться, воспринимать всю полноту связей человека и природы, все тонкости общения между людьми... Значительную роль в противостоянии негативным тенденциям современного этапа развития культуры играет искусство как специфический вид освоения и преобразования действительности, несущий в себе ряд социальных функций: познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую»[1].
Степень научной разработанности проблемы. О необходимости развития творческих способностей в процессе обучения и воспитания подрастающих поколений с глубокой древности и по сей день размышляют философы и психологи, культурологи и социологи, писатели и поэты, педагоги-гуманитарии и представители точных наук, поскольку для каждого мыслящего человека очевидно, что только творческая личность способна в полной мере реализовать свой потенциал, создать вокруг себя творческое пространство, в котором мысль рождает действие, а действие способствует рождению новой мысли, новой творческой идеи. И чем раньше начинается осуществление процесса развития творческих способностей человека, тем большие возможности для самореализации и самоактуализации открываются перед ним.
Этот эффект в исследованиях А.А. Аронова назван феноменом «раннего старта». По мнению исследователя, этот феномен «интересен не только в социально-экономическом отношении, но и в аспекте диагностики возможностей человека, его творческого потенциала, предпосылок оптимальной деятельности в будущем»[2]. Существует множество исследований, посвященных проблеме формирования и развития творческих способностей учащихся и той роли, которую искусство играет в этом процессе.
Этот аспект рассматривается в контексте развития эмоциональной сферы личности (М.П. Блинова, В.К. Вилюнас, А.П. Цилинко, П.М Якобсон и др.), ее творческих способностей (И.Ф. Волков, Л.С. Выготский, Г.С. Гаспарян, Л.Г. Дмитриева, Б.М. Теплов и др.), с точки зрения формирования художественно-эстетических и духовных идеалов (Л.С. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, М.Т. Картавцева, В.Ф. Щербаков и др.), определяющих, по выражению А.С. Гаязова «тактику и индивидуальную траекторию развития»[3] личности. И в этом заключается основное предназначение развития творческих способностей как фактора, определяющего жизненный путь будущих инженеров и врачей, экономистов и юристов, учителей и чиновников. Каждому из них необходимо ощущать себя яркой творческой личностью, готовой к активной творческой деятельности, направленной на совершенствование окружающего мира.
«Мировой опыт, опыт развития передовых стран мира позволяет сделать вывод о том, что именно школа, именно образование становится самым
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Сегодня существует множество учебных заведений, в которых учащиеся начинают свои первые шаги в сторону приобщения к музыкальному искусству. Это детские музыкальные школы и школы искусств, различные студии, дома и дворцы культуры, центры художественного творчества, это постоянно развивающаяся система дополнительного образования в общеобразовательных школах – чрезвычайно перспективное направление художественно-эстетического воспитания, способное открыть новые возможности для большого количества детей, стремящихся приобщиться к искусству.
Конечно, значительную роль в этом процессе играет музыка – особый вид искусства, оказывающий огромное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся. Обосновывая ту роль, которую музыка играет в процессе развития творческих способностей учащихся, исследователь М.Т. Картавцева настаивает на том, что все дети «должны приобщаться к творческим формам работы. Естественно, что результаты во всех случаях будут неравнозначны: для одних композиция и исполнительское искусство могут стать в дальнейшем профессией, другие дети станут врачами или инженерами и ограничатся участием в любительских объединениях или домашним музицированием. Важно, чтобы все учащиеся в наибольшей степени развили свои музыкальные способности, приобрели искреннюю любовь к музыке, к ансамблевому музицированию, развили свою творческую фантазию»[4].
Очень важно ее следующее замечание, где она упоминает существующую теорию «переноса» творческих способностей, согласно которой «способности к
1.2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Обучение и воспитание в классе эстрадного вокала, в процессе которых осуществляется формирование и развитие творческих способностей учащихся, представляет собой постепенное вхождение в мир искусства, в мир художественного творчества, в мир, где ярко светят звезды прошлого и постоянно рождаются новые, несущие новое знание, новое мироощущение, новые представления о жизни и творчестве. Поэтому знакомство с этим удивительным миром предполагает обращение к истокам, к народному песенному творчеству, лежащему в основе музыкального искусства эстрады.
Этот очень значимый аспект работы и его необходимо учитывать, понимая, что «достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в учебно-воспитательном процессе культурно-исторического опыта народа – языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора... Основой фольклора служит система народных знаний, которая содержит непреходящие общечеловеческие ценности, являющиеся едиными для различных культур, религий и пр.»[5]
И, конечно, особое внимание необходимо уделить процессу формирования музыкального искусства эстрады в ХХ столетии, проследив за которым, юные музыканты начинают осознавать непрерывность и закономерность процессов, происходящих в мире эстрады, их взаимосвязь с общими процессами, характерными для развития культуры ХХ столетия. Почему это необходимо? В процессе общения с педагогами-практиками, приходилось слышать, что отнюдь не это является основной задачей, которую необходимо решать в классе эстрадного вокала. В первую очередь, надо научить учащихся петь, то есть, поставить голос, развить у них слух, музыкальность, музыкальную память и т.д. Это никем не оспаривается, поскольку развитие музыкальных способностей – необходимая часть работы каждого педагога-вокалиста.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ: ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование процесса формирования и развития творческих способностей учащихся на занятиях эстрадным вокалом производилось на протяжении 2015-2017 гг. На первом этапе было необходимо определить основные направления работы и создать модель формирования и развития творческих способностей учащихся, обеспечивающую эффективность этого процесса. Для того, чтобы определить уровень актуальности и значимости поставленной проблемы были проведены опросы, беседы, интервьюирование и анкетирование учащихся вокальной студии «Камертон», а также педагогов центра. В опросах, беседах, интервьюировании и анкетировании приняло участие 118 человек.
Обсуждался широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования и развития творческих способностей учащихся. В том, что эта проблема актуальна и значима было проявлено полное единодушие. Каждый из
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
Реализация разработанной модели формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения их эстрадному вокалу производилась на протяжении 2016-2017 учебного года на базе вокальной студии «Камертон». Для проведения эксперимента были созданы две контрольные и две экспериментальные группы - младшая и старшая. Это было сделано для того, чтобы проследить за особенностями, связанными с возрастом детей, чтобы понять, в каком возрасте этот процесс осуществляется наиболее продуктивно. В младшую контрольную и экспериментальную группы (Группа 1 и Группа 2) вошли дети 6-8 лет, учащиеся младших классов. В контрольной группе оказалось 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.
В старшую контрольную и экспериментальную группы (Группа 3 и Группа 4) вошли юноши и девушки в возрасте 16-17 лет, учащиеся старших классов. Для выявления начального уровня сформированности творческих способностей был проведен констатирующий эксперимент. Для его проведения каждый из участников должен был исполнить какую - нибудь из песенок, которые ему нравятся, любимы им. Никаких ограничений в репертуаре не устанавливалось. В контрольной группе оказалось 12 человек, в экспериментальной - 14 человек. Таким образом, общее количество участников эксперимента составило 165 человек.
После исполнения песни с каждым из участников проводилась небольшая педагогическая беседа, в которой (с помощью ряда наводящих вопросов) педагог выяснял (в младших группах):
- насколько желание учиться в студии принадлежит самому ребенку, или же это исключительно инициатива родителей?;
- охотно ли ребенок посещает эти занятия?;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование убедительно показало, что развитие творческих способностей учащихся является одной из важнейших задач, которую обязана решать современная система образования. Кроме того, стало очевидно, что в решении этой задачи значительную роль играет искусство, являющее собой особый способ освоения и преобразования действительности. Что искусство несет в себе ряд социальных функций (познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую), необходимых каждому человеку для самоидентификации и самоактуализации в современном пространстве культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев, А. Энциклопедия российской поп и рок-музыки / А. Алексеев, А. Бурлака. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 452 с.
- Алсу. Вместе и навсегда. Песни в переложении для фортепиано и гитары с голосом. - М.: Современная музыка, 2003. - 96 с.
- Бабенко, В.Г. Артист Александр Вертинский / В.Г. Бабенко. - Свердловс: Уральский университет, 1989. - 144 с.
- Баташев, А. Советский джаз / А. Баташев. - М.: Музыка, 1972. - 175 с.
- Берто, С. Эдит Пиаф / С. Берто. - М.: Искусство, 1991. - 313 с.
- Брылин, Б.А. Вокально-инструментальный ансамблть школьников / Б.А.в Брылин. - М.: Просвещение, 1990. - 109 с.
ДИСКОГРАФИЯ
- Луи Амстронг. Какой удивительный мир. - М., 1978, С60 – 10261 – 2.
- Эдит Пиаф. - М., 1966, Д-17979 -82.
- Клавдия Шульженко. - М., 1978, СМ – 03655 – 6.
- Мастера советской эстрады. Ружена Сикора. - М., 1963, Д – 07205 – 6.
- Леонид Утесов. - М,, 1972. - Д- 033307 – 12.
[1] Цилинко А.П. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности
современного школьника – Авт. Диссертации на соискание уч. ст. к.п.д. - М.: МПГУ, 2007. С. 3.
[2] Аронов А.А. Творчество как социокультурный феномен. М.: МГУКИ, 2004. С.40.
[3] Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М.: Наука, 2003. С.6.
[4] Картавцева М.Т. Детское музыкальное творчество: теория и практика. - М., 2006. С.4.
[5] Корнев Д.В. Формирование этнической толерантности средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей – Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М.:РГСУ, 2013. С.3.