«Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Петрова Светлана Васильевна.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Кафедра начального и дошкольного образования

«Педагогика  и психология дошкольного образования»

«Допущена к защите»

Декан ФПК и ПП

кандидат филологических наук, доцент

_____________Лысоиваненко Е. Г.

«_____»_________________2016г.

Зав. Кафедрой начального и

дошкольного образования

кандидат педагогических наук, доцент

____________________Макашина Т.Ю.

«_____»_____________________2016 г.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Роль дидактических  игр в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила

Слушатель ФПК и ПП

Группа ПДО 2-14

Петрова Светлана Васильевна

_______________________

(подпись)

Руководитель:

Ученая степень, звание

Ф.И.О._____________

Рецензент:

Ученая степень, звание

Ф. И. О.______________

Коломна-2016 г.

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретические особенности формирования грамматически правильной речи посредством  дидактической игры

1.1. Роль игр в развитии речи        5

1.2. Влияние дидактической игры на формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста        11

Выводы по 1 главе        15

Глава 2. Роль дидактических игр в формировании грамматического строя речи

2.1. Организация  констатирующего этапа исследования        17

2.2. Дидактические упражнения и игры для формирования грамматически правильной речи        23

2.3. Организация и проведение контрольного этапа исследования        32

Выводы по 2 главе        34

Заключение        35

Список источников        38

Введение

Актуальность темы состоит  том, что формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). [1, с. 312] В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А.Шмаков и др.). Дидактической игре уделяется определенное внимание в учебниках по методике преподавания истории (М.В. Короткова, М.Т. Студеникин и др.). [11, с. 21]

Все время у детей этого возраста связано с игрой, но игрой не ради развлечения, а игрой учебной, требующий сложных мыслительных операций, анализа и синтеза.

Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале занятия игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине занятия игра должна нацелить на усвоение темы; в конце занятия - она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на занятиях важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.

Игра позволит ребенку овладеть также основами грамоты. Учитывая сложность звуковых наблюдений, обучение в добукварный период следует организовывать так, чтобы дошкольники воспринимали его в игровой форме, не переутомились, чтобы оно не вызывало отрицательных эмоций.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми по развитию речи должна основываться на принципе игра-учеба, игра-воспитание, поскольку игра для детей - серьезная деятельность. Занятия, на которых дети овладевают звуковой системой родного языка, как и другие, превращаются в интересные упражнения игрового характера.

Проблема: поиск наиболее эффективных форм работы с детьми, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.

Объект: развитие грамматического строя речи дошкольников.

Предмет: формирование грамматически правильной речи у дошкольников посредством дидактической игры.

Гипотеза: процесс формирования грамматически правильной речи старших дошкольников будет проходить успешнее, если:

  • в работе систематически использовать дидактические игры;
  • при проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию.

Цель работы – выявить роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы определила ряд задач:

  1. Изучить теоретические особенности формирования грамматически правильной речи посредством дидактической игры;
  2. Выявить роль дидактических игр в формировании грамматического строя речи.

Теоретическую основу работы составили труды современных исследователей в области дошкольной педагогики и методики развития речи, такие как: Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. «История педагогики и образования»; Арсентьева В.П. «Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве»; Болотина Л.Р., Барасов С.П., Комарова Т.С. «Дошкольная педагогика»; Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»; Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие»; Стародубова Н.А. «Теория и  методика  развития речи дошкольников» и др.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по вопросам исследования.
  2. Исследование по выявлению роли дидактической игры в формировании грамматического строя речи.

Планируемые результаты: положительная динамика в сфере в формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы логопедами, психологами и студентами.

Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические особенности формирования грамматически правильной речи посредством
дидактической игры

1.1. Роль игр в развитии речи

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки в речевом развитии могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше. [6, с. 96]

Прежде, чем рассматривать роль игр в развитии речи, рассмотрим характеристику речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи - это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включат те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом малыш, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. [10, с. 156-158]

Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Ребенок - существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П. Усова). В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыл руки» из воображаемого крана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении. Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. [10, с. 156-158]

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи методики далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Важнейшими среди них являются: уточнение терминологии, основных методических понятий; исследование форм, методов и приемов обучения речи, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; пути повышения эффективности обучения родной речи на занятиях; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика речевого развития детей; методика речевого развития в целостном педагогическом процессе детского сада; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; методика индивидуализации обучения родной речи в условиях общественного воспитания; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения. [15]

1.2. Влияние дидактической игры на формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. [3, с. 101]

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое познание» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. [5, с. 118]

Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я использовала преимущественно игровые формы образовательной деятельности.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. [9, с. 86]

Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка. [12, с. 114]

Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»). Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».

Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.

В работе по развитию речи детей используются следующие игры:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. [13, с. 189]

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

  • формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом); «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
  • развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды - отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
  • развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» - дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
  • для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» - составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения. [14, с. 155]

Выводы по 1 главе

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.


Глава 2. Роль дидактических игр в формировании грамматического строя речи

2.1. Организация  констатирующего этапа исследования

Исследование роли дидактических игр в формировании грамматического строя речи проводилось на базе МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Голубой огонёк» Московская область, Луховицкий район, посёлок Газопроводск. В нем приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проходило в период с 2 по 27 ноября 2015 года и включало в себя следующие три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования  были разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.  

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, выявлена динамика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Методика диагностики уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. [8, с. 163]

Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.

Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:

  • образовывать существительные множественного числа;
  • образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);
  • согласовывать существительные с прилагательными.

Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)

  1. Множественное число существительных
  2. Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа
  3. Уменьшительно - ласкательная форма существительных
  4. Употребление предлогов
  5. Согласование существительных с прилагательными

Задание 1. Один - много

Образовывать существительные множественного числа.

Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): - один предмет; - много предметов.

Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:

Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:

Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол - столы

Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.

Задание 2. Чего не стало?

Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)

(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)

Задание 3. Маленькие предметы

Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.

Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:

Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.

Задание 4. Бывает – не бывает.

Понимание и употребление предлогов.

Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:

Где летает бабочка?

Бабочка летает … (над цветком).

Где сидит птица?

Птица сидит … (на ветке).

Куда спряталась белка?

Белка спряталась … (в дупло).

Где лежит ежик?

Ежик лежит … (под кустом).

Куда скачет кузнечик?

Кузнечик скачет … (к грибу).

Куда спрятался заяц?

Заяц спрятался … (за пень).

Откуда выглядывает мышонок?

Мышонок выглядывает … (из норки).

С кем в траве прячется жук?

В траве прячется жук … (с божьей коровкой).

Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.

Задание 5. Что какого цвета?

Согласовывать существительные с прилагательными.

Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии).

Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги) : белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист, с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое.

Оценка результатов:

3 балла - за точный и правильный ответ;

2 балла - допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);

1 балла - если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).

Сформированность грамматических конструкций

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2балла

Уровень ниже среднего - 1 балл

Высокий уровень.

Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на), согласуют существительные с прилагательными.

Средний уровень.

Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на), но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).

Уровень ниже среднего.

Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

Первичная диагностика, которая проводилась 2 ноября 2015 года на констатирующем этапе исследования, показала следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Уровень сформированности грамматического строя речи по методике Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук на констатирующем этапе исследования

Фамилия, имя

Уровень

1

В. Роман

Низкий

2

Д. Максим

Низкий

3

Ж. Анна

Средний

4

И. Варвара

Средний

5

К. Вадим

Средний

6

К. Тимур

Высокий

7

М. Арсений

Высокий

8

Р. Илья

Средний

9

Ф. Маргарита

Средний

10

Я. Артём

Высокий

Полученные данные можно представить в сводной таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности грамматического строя речи на констатирующем этапе исследования  (количественное и процентное соотношение)

Уровень

Количество

Процент

Высокий

3 человека

30%

Средний

5 человек

50%

Низкий

2 человека

20%

Наглядно представим результаты на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Уровень сформированности грамматического строя речи на констатирующем этапе исследования

Таким образом, из представленных данных мы видим, что половина (50%) детей имеют низкий уровень развития грамматического строя речи, и лишь 30% высокий. Это означает, что подавляющее большинство испытывает трудности и тормозит развитие меньшинства. Другими словами, группе требуется дополнительная педагогическая работа по развитию грамматического строя речи.

Нами была разработана программа, состоящая из 18 игр, направленных на формирование грамматически правильной речи. Так мы подошли к формирующему этапу исследования.

2.2. Дидактические упражнения и игры для формирования грамматически правильной речи

На формирующем этапе исследования  были разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.  

При этом при проведении дидактических игр с детьми использовалась правильная их организация, это активизировало словарный запас, формировало правильное звукопроизношение, формировало грамматический правильный строй речи, развивало связную речь дошкольников, творчество, инициативу.

Примерное планирование использования этих игр представлено в таблице 2.

Рассмотрим содержание игр более подробно.

«Придумай и расскажи сказку»

Цель: развитие доказательной речи, внимания, фантазии, навыков самоконтроля.

Инструкция: перед детьми ставится задача собрать все страницы сказки, распавшейся так, чтобы сказка была верна от начала до конца.

«Придумай сказку»

Цель: развитие монологической и связной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача:

а) рассказать старую сказку на новый лад;

б) придумать и назвать свою сказку;

в) угадать название сказки и найти лишнего героя.

 «Моделирование сказки»

Цель: развитие воображения, мышления, доказательной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача найти и сложить из фрагментов героев сказки.

 «Расскажи об этих вещах»

Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания, доказательной речи.

Инструкция: ребенок должен взять один предмет и рассказать о нем все, что знает так, чтобы дети угадали его.

Таблица 2

Понедельное планирование использования игр, направленных на формирование грамматически правильной речи

Неделя

Запланированные сказки

05.11.15 – 06.11.15

«Придумай и расскажи сказку»

«Придумай сказку»

«Моделирование сказки»

10.11.15 – 13.11.15

«Расскажи об этих вещах»

«Опиши рисунок»

«Многозначное лото»

«Поговорим о предмете»

«Назови правильно»

17.11.15 – 20.11.15

«Пояснялки»

«Какое слово спряталось «Составь слово»

«Испорченный телефон»

«Сколько слов со звуком С?»

24.11.15 – 27.11.15

«Собери слово»

«Разгадай ребус»

«Вершки-корешки»

«Новоселье»

«Скажи наоборот»

 «Опиши рисунок»

Цель: усвоение рода существительных.

Инструкция: ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?

«Многозначное лото»

Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребенка, пополнения его многозначными словами. Умение отделять главное и второстепенное в этом предмете.

Инструкция: игра проводится по принципу лото.

 «Поговорим о предмете»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка.

Инструкция: выбранный предмет описывают поочередно два ребенка. Выигрывает тот, который назвал более определений предмета и не повторился.

«Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение в слове.

Инструкция: воспитатель называет ряд слов и делает преднамеренную ошибку (неверный акцент). Ребенок должен остановить воспитателя и исправить ошибку.

«Пояснялки»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка эпитетами, синонимами, многозначными словами. Развитие внимания, воображения.

Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед детьми ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.

«Какое слово спряталось»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка многозначными словами, развитие умения оперировать приобретенными знаниями.

Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначительное слово объединяет их.

 «Составь слово»

Цель: развитие мышления, доказательной речи. Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами.

Инструкция: 1 - ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. 2 - ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.

Данные дидактические игры могут использоваться не только на занятиях в детском саду, но и дома, при общении родителей с ребенком.

“Испорченный телефон”

Цель: развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательные процессы (память, внимание) ;

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила: передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка.

Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово? » Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Сколько слов со звуком С? »

Цель: закрепить умение выделять звук [С] в слове по представлению.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление навыков восприятия и произношения звука [С].

- следить за четким произношением звука [С].

- формирование умения выделять звук [С] в словах;

2. Развивающие:

- развитие силы голоса и речевого выдоха;

- развитие фонематического слуха;

3. Воспитательные:

- формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

«Собери слово»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение слоговому чтению;

- формирование построения графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (память, внимание) ;

- развитие чувства ритма;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- формирование доброжелательных отношений между детьми.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки».

В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т. е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Разгадай ребус»

1. Цель: научить навыкам выполнения звукового анализа.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;

- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;

- формирование навыка восприятия и различения звуков речи;

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи - уколы

Ломы, шары, диван - лошади

Гиря, тапочки, ракета - гитара

Совы, лопата, машина - солома

Огурец, пушка, карандаш - опушка

Дома, ромашка, гиря - дороги

Карандаш, тюлень, шары - катюша

Оса, синица, наперсток - осина

Орехи, совы, капуста - осока

Ворона, роза, тарелка - ворота

Оса, куры, нитки - окуни

Банан, заяц, рыба - базары

Сова, балалайка, карандаш - собака

“Вершки-корешки”

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле) .

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

“Новоселье”

Цель: научить детей дифференцировать понятия «одежда» и «обувь».

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления об одежде и обуви, её назначении, деталях, из которых она состоит;

- уточнение и расширение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие диалогической речи;

- развитие темпа и ритма речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование положительной установки на участие в игре, инициативности и самостоятельности.

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье.

Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.

- обогащение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества;

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю.

Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (большой - маленький, высокий - низкий, старый - новый, направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

2.3. Организация и проведение контрольного этапа исследования

После проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный этап эксперимента.

Повторная диагностика осуществлялась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Ее результаты представлены в таблице (табл.3).

Таблица 3

Уровень сформированности грамматического строя речи на контрольном этапе исследования

Фамилия, имя

Уровень

1

В. Роман

Средний

2

Д. Максим

Низкий

3

Ж. Анна

Средний

4

И. Варвара

Высокий

5

К. Вадим

Высокий

6

К. Тимур

Высокий

7

М. Арсений

Высокий

8

Р. Илья

Средний

9

Ф. Маргарита

Средний

10

Я. Артём

Высокий

Полученные данные можно представить в сводной таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности грамматического строя речи на контрольном этапе исследования  (количественное и процентное соотношение)

Уровень

Количество

Процент

Высокий

5 человек

50%

Средний

4 человека

40%

Низкий

1 человек

10%

Наглядно представим результаты на диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Уровень сформированности грамматического строя речи на контрольном этапе исследования

Сравнительно-сопоставительные данные двух этапов опытно - экспериментального исследования можно представить в сводной таблице 5.

Таблица 5

Сводная таблица данных по уровням сформированности грамматического строя речи на констатирующем и контрольном этапе исследования  

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

30%

50%

Средний

50%

40%

Низкий

20%

10%

Таким образом, из полученных результатов мы видим, что количество детей с высоким уровнем сформированности грамматического строя речи выросло на 20%, а количество детей с низким уровнем сформированности грамматического строя речи сократилось на 10%. Можно констатировать, что средний уровень сформированности грамматического строя речи в группе вырос на 20%. Гипотеза о том, что систематическое использование дидактических игр способствует формированию грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста, доказана.


Выводы по 2 главе

Исследование роли дидактических игр в формировании грамматического строя речи проводилось на базе МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Голубой огонёк» Московская область, Луховицкий район, посёлок Газопроводск. В нем приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проходило в период с 2 по 27 ноября 2015 года и включало в себя следующие три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Методика диагностики уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.

На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 30% детей, средний – 50%, низкий – 20%.

На формирующем этапе исследования  были разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, выявлена положительная динамика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 50% детей, средний – 40%, низкий – 10%. Таким образом, количество детей с высоким уровнем сформированности грамматического строя речи выросло на 20%, а количество детей с низким уровнем сформированности грамматического строя речи сократилось на 10%. Исследование показало, что средний уровень сформированности грамматического строя речи в группе вырос, что доказывает нашу гипотезу.


Заключение

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки; развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

У старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, всё чаще встречаются в речи простые распространенные и сложные предложения. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Отчётливая речь становится нормой для старшего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время непосредственно образовательной деятельности детей. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять их из слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно, кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В рамках работы было проведено исследование, которое проходило в период с 2 по 27 ноября 2015 года и включало в себя следующие три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Методика диагностики уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.

На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 30% детей, средний – 50%, низкий – 20%.

На формирующем этапе исследования  были разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, выявлена положительная динамика сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 50% детей, средний – 40%, низкий – 10%. Таким образом, количество детей с высоким уровнем сформированности грамматического строя речи выросло на 20%, а количество детей с низким уровнем сформированности грамматического строя речи сократилось на 10%. Исследование показало, что средний уровень сформированности грамматического строя речи в группе вырос, что доказывает нашу гипотезу о том, что систематическое использование дидактических игр способствует формированию грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.


Список источников

  1. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История педагогики и образования. Учебное пособие для вузов - 4 изд. – М.: Academia, 2008. – 432 с.
  2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 244 с.
  3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
  4. Болотина Л.Р., Барасов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Культура; Академический проект, 2005. – 240 с.
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ФГОС. Примерная основная образовательная программа "От рождения до школы". – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
  6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006. – 160 с.
  7. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование. – М.: Скрипторий, 2007. – 32 с.
  8. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. – 241 с.
  9. Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис –пресс, 2009. – 128 с.
  10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
  11. Лебедева С.А. и др. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. – М.: Илекса, 2009. – 165 с.
  12. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Эгвес, 2006. – 488 с.
  13. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  14. Ушакова О.Е., Струнина М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. – 288 с.
  15. Интернет-ресурс // Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с. // http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml