Индивидуальное (подгрупповое) логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Перевёрткина (Комшина) Ольга Сергеевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное (подгрупповое) логопедическое занятие

с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Тема: Речевое развитие детей с помощью художественного слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед

Комшина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

г. Пионерский

2016 г.

Индивидуальное (подгрупповое) логопедическое занятие

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Тема: Речевое развитие дошкольников с помощью художественного слова

(Лексическая тема «Транспорт»)

 

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Повышать речевую активность детей. Совершенствовать коммуникативные навыки и звуковую культуру речи. Развивать связную речь.

2. Закрепить знание детей о транспорте, уточнить понятия: наземный, воздушный, железнодорожный

3. Развивать мышление, воображение.

 

Материал и оборудование: артикуляционная гимнастика в стихах с использованием наглядных картинок. Загадки, дыхательная гимнастика, физкультминутка в стихах, стол для песочной терапии, игрушки транспорта.

 

Предварительная работа: беседа с ребенком о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, железнодорожный)

 

Ход занятия

 

I этап. Приветствие.

 

Логопед: Доброе утро! К нам сегодня пришло много гостей, а как ты думаешь, на каком транспорте гости к нам добрались?

 

II этап. Беседа о видах транспорта

Ребенок  перечисляет транспортные средства, поясняя какой виды транспорта.

Логопед: Совершенно верно, на всех перечисленных тобой видах транспорта можно до нас добраться. А если кто-то живет очень далеко, то как он может  добраться в нужный город? На чем  можно передвигаться по воздуху, а по воде? Молодец! А давай мы с тобой послушаем как у машины колеса шуршат.

 

III этап. Дыхательная гимнастика.

«Шины шуршат»

Потитать ладошки друг о друга, вдох носом; на выдохе произнести «Шур-шим! Шур-шим!» Повторять 3-4 раза.

Логопед: Молодец! А еще у нас есть интересная игра для язычка, тоже с машинкой.

 

IV  этап. Артикуляционная гимнастика.

 

1

Гараж двери открывает

И машина выезжает

Домик открывается

2

Улыбается машинка

У нее помыта спинка

Растянуть губы в улыбке, показать все зубки. Челюсти сомкнуты

3

У машины есть труба

Очень длинная она

Вытянуть губы вперед в виде трубы.

4

 Это сытая машина.

 Баки полные бензина

 Надуть щека, удерживать в полости рта воздух в течение 3-5 минут.

5

Посмотрите, а машина

Похудела без бензина

Втянуть щеки между губами в полость рта. Губы сомкнуты.  Удерживать щеки внутри полости рат 3-5 минут.

6

 Вот широкая дорога

Здесь машин проедет много

Открыть рот. Высунуть широкий плоский язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язык на нижней губе 3-5 секунд.

7

Это – узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

Открыть рот, высунуть узкий напряженный язык. Удерживать напряжение 3-5 секунд.

8

 Мотор – как сердце у машинки:

Стучит – поедем без заминки.

Рот открыть. Поднять язык к верхним бугорочкам (альвеоле). Постучать языком по небу: «д-д-д-д-д-д» Упражнение выполнять на выдохе

9

 Все колеса  закрутились,

По дорожкам покатились

Рот открыть, улыбнуться. Касаясь губ, провести по кругу кончиком языка в одну, затем в другую сторону.

10

 Начал дождь в окно стучать,

Время дворники включать.

Рот открыт, улыбнуться. Высунуть кончик языка . Двигаться язычком влево-вправо, касаясь уголков рта. Следить, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь губ

11

В горку только поднялись-

И скорее мчимся вниз.

 Рот открыт. Высунуть язык. Поднимать широкий язык на верхнюю губу, опускать на нижнюю.

 

Логопед: Молодец! Понравилась тебе игра?

Ребенок отвечает.

 

V этап. Развитие связной речи.

Логопед: Хотел бы ты сам построить город с дорогами, домами и машинами?

Каким будет твой город?

Что там будет?

Какой транспорт будет там ходить?

А чтобы ты еще хотел, чтобы было в твоем городе?

Ребенок отвечает.

Мы построим наш город в песочном царстве дедушки «Уха». Но сначала разомнемся и поедем на машине.

 

VI этап. Физкультминутка.

 

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы в даль,

Дворники смывают капли.

Вправо-влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы хоть куда!

Дети крутят руль

Давят правой ногой в пол

Делают правой ругой от себя и к себе

Приставляют ладонь ко лбу

Ладони перед собой, наклоны вправо, влево

Ерошат рукой волосы.

Вытягивают обе руки в перед, сжимают ладони, поднимают большой палец вверх.

 

VII этап. Игры в песочнице.

 

Логопед приглашает ребенка  к песочнице, там сидит дедушка Ух. Ребенок и логопед здороваются с хранителем песочницы.

Логопед и ребёнк: Здравствуй дедушка Ух.

Логопед: Правила поведения в песочницы мы с тобой знаем и обещаем дедушке Уху беречь песочную страну. А дедушка Ух приготовил для тебя загадки, если ты будешь внимателен и их отгадаешь, он даст для твоей страны необходимый транспорт.

 

VIII этап. Загадки. 

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Паравоз и вагоны)

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась?

(Самолет)

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко, 

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней!

Обувь носит из резины.

И зовут ее

(Машина)

Логопед: Молодец! Ты все загадки дедушки Уха отгадал!

Ребенок начинает строить свой город.

Логопед: Посмотри у машины колесо из резины, как ты думаешь, какое оно?

 

IX этап. Упражнение в образовании прилагательных от существительных.

 

Колесо из резины - …

Руль из пластмассы - …

Кузов из дерева - …

Рельсы из железа - …

Сиденье из кожи - …

Фургон из брезента - …

Окно из стекла - …

Логопед: Молодец! Все правильно назвал. Очень красивый у тебя город получился, скажи пожалуйста, как бы ты назвал такой город (придумай ему название). А какие люди там живут? А что есть в твоем городе? А куда едут машины? А как можно добраться до твоего города?

Ответ ребенка.

Логопед : Молодец!

 

X этап. Итог занятия.

Логопед: Молодец! Чем тебе понравилось заниматься на нашем занятии? Я тебя хвалю! Ты молодец! Скажи спасибо  дедушке Уху, за то, что он разрешил нам поиграть в его песочнице, попрощайся с ним и нашими гостями. Наше занятие закончилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

Индивидуальное (подгрупповое) логопедическое занятие

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: Речевое развитие детей с помощью художественного слова

Подготовила учитель-логопед

Комшина Ольга Сергеевна

г. Пионерский

2016 г.

Индивидуальное (подгрупповое) логопедическое занятие

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: Речевое развитие дошкольников с помощью художественного слова

(Лексическая тема «Транспорт»)

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Повышать речевую активность детей. Совершенствовать коммуникативные навыки и звуковую культуру речи. Развивать связную речь.

2. Закрепить знание детей о транспорте, уточнить понятия: наземный, воздушный, железнодорожный

3. Развивать мышление, воображение.

Материал и оборудование: артикуляционная гимнастика в стихах с использованием наглядных картинок. Загадки, дыхательная гимнастика, физкультминутка в стихах, стол для песочной терапии, игрушки транспорта.

Предварительная работа: беседа с ребенком о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, железнодорожный)

Ход занятия

I этап. Приветствие.

Логопед: Доброе утро! К нам сегодня пришло много гостей, а как ты думаешь, на каком транспорте гости к нам добрались?

II этап. Беседа о видах транспорта

Ребенок  перечисляет транспортные средства, поясняя какой виды транспорта.

Логопед: Совершенно верно, на всех перечисленных тобой видах транспорта можно до нас добраться. А если кто-то живет очень далеко, то как он может  добраться в нужный город? На чем  можно передвигаться по воздуху, а по воде? Молодец! А давай мы с тобой послушаем как у машины колеса шуршат.

III этап. Дыхательная гимнастика.

«Шины шуршат»

Потитать ладошки друг о друга, вдох носом; на выдохе произнести «Шур-шим! Шур-шим!» Повторять 3-4 раза.

Логопед: Молодец! А еще у нас есть интересная игра для язычка, тоже с машинкой.

IV  этап. Артикуляционная гимнастика.

1

Гараж двери открывает

И машина выезжает

Домик открывается

2

Улыбается машинка

У нее помыта спинка

Растянуть губы в улыбке, показать все зубки. Челюсти сомкнуты

3

У машины есть труба

Очень длинная она

Вытянуть губы вперед в виде трубы.

4

 Это сытая машина.

 Баки полные бензина

 Надуть щека, удерживать в полости рта воздух в течение 3-5 минут.

5

Посмотрите, а машина

Похудела без бензина

Втянуть щеки между губами в полость рта. Губы сомкнуты.  Удерживать щеки внутри полости рат 3-5 минут.

6

 Вот широкая дорога

Здесь машин проедет много

Открыть рот. Высунуть широкий плоский язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язык на нижней губе 3-5 секунд.

7

Это – узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

Открыть рот, высунуть узкий напряженный язык. Удерживать напряжение 3-5 секунд.

8

 Мотор – как сердце у машинки:

Стучит – поедем без заминки.

Рот открыть. Поднять язык к верхним бугорочкам (альвеоле). Постучать языком по небу: «д-д-д-д-д-д» Упражнение выполнять на выдохе

9

 Все колеса  закрутились,

По дорожкам покатились

Рот открыть, улыбнуться. Касаясь губ, провести по кругу кончиком языка в одну, затем в другую сторону.

10

 Начал дождь в окно стучать,

Время дворники включать.

Рот открыт, улыбнуться. Высунуть кончик языка . Двигаться язычком влево-вправо, касаясь уголков рта. Следить, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь губ

11

В горку только поднялись-

И скорее мчимся вниз.

 Рот открыт. Высунуть язык. Поднимать широкий язык на верхнюю губу, опускать на нижнюю.

Логопед: Молодец! Понравилась тебе игра?

Ребенок отвечает.

V этап. Развитие связной речи.

Логопед: Хотел бы ты сам построить город с дорогами, домами и машинами?

Каким будет твой город?

Что там будет?

Какой транспорт будет там ходить?

А чтобы ты еще хотел, чтобы было в твоем городе?

Ребенок отвечает.

Мы построим наш город в песочном царстве дедушки «Уха». Но сначала разомнемся и поедем на машине.

VI этап. Физкультминутка.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы в даль,

Дворники смывают капли.

Вправо-влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы хоть куда!

Дети крутят руль

Давят правой ногой в пол

Делают правой ругой от себя и к себе

Приставляют ладонь ко лбу

Ладони перед собой, наклоны вправо, влево

Ерошат рукой волосы.

Вытягивают обе руки в перед, сжимают ладони, поднимают большой палец вверх.

VII этап. Игры в песочнице.

Логопед приглашает ребенка  к песочнице, там сидит дедушка Ух. Ребенок и логопед здороваются с хранителем песочницы.

Логопед и ребёнк: Здравствуй дедушка Ух.

Логопед: Правила поведения в песочницы мы с тобой знаем и обещаем дедушке Уху беречь песочную страну. А дедушка Ух приготовил для тебя загадки, если ты будешь внимателен и их отгадаешь, он даст для твоей страны необходимый транспорт.

VIII этап. Загадки.  

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Паравоз и вагоны)

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась?

(Самолет)

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,  

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней!

Обувь носит из резины.

И зовут ее

(Машина)

Логопед: Молодец! Ты все загадки дедушки Уха отгадал!

Ребенок начинает строить свой город.

Логопед: Посмотри у машины колесо из резины, как ты думаешь, какое оно?

IX этап. Упражнение в образовании прилагательных от существительных.

Колесо из резины - …

Руль из пластмассы - …

Кузов из дерева - …

Рельсы из железа - …

Сиденье из кожи - …

Фургон из брезента - …

Окно из стекла - …

Логопед: Молодец! Все правильно назвал. Очень красивый у тебя город получился, скажи пожалуйста, как бы ты назвал такой город (придумай ему название). А какие люди там живут? А что есть в твоем городе? А куда едут машины? А как можно добраться до твоего города?

Ответ ребенка.

Логопед : Молодец!

X этап. Итог занятия.

Логопед: Молодец! Чем тебе понравилось заниматься на нашем занятии? Я тебя хвалю! Ты молодец! Скажи спасибо  дедушке Уху, за то, что он разрешил нам поиграть в его песочнице, попрощайся с ним и нашими гостями. Наше занятие закончилось.