Тема: «Развитие творческой индивидуальности в профессиональной подготовке музыканта»
Проблема развития творческой индивидуальности на протяжении последних десятилетий очень активно обсуждается на всех ступенях образовательной системы, что вполне понятно, поскольку «творчество всегда есть выражение индивидуальности... Гуманистическая концепция, определяющая образование как развитие человека, отталкивается от идеи самоценности индивидуальности, ее способности к саморазвитию », Выявить и создать наиболее благоприятные условия для развития творческой индивидуальности, для становления личности, способной в дальнейшем в полной мере реализовать свой творческий потенциал — важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования. Важность этой задачи подтверждает опыт развития всех передовых стран мира, на основании которого сделан вывод, что «именно образование становится самым влиятельным инструментом позитивного социального воздействия на развитие общества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorcheskoy_individualnosti_v_professionalnoy_podgotovke_muzykanta_.docx | 24.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
ТЕМА: «Развитие творческой индивидуальности в профессиональной подготовке музыканта»
Выполнила:
Каяниди Лилия Данииловна
Москва 2016
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческой индивидуальности на протяжении последних десятилетий очень активно обсуждается на всех ступенях образовательной системы, что вполне понятно, поскольку «творчество всегда есть выражение индивидуальности... Гуманистическая концепция, определяющая образование как развитие человека, отталкивается от идеи самоценности индивидуальности, ее способности к саморазвитию »[1], Выявить и создать наиболее благоприятные условия для развития творческой индивидуальности, для становления личности, способной в дальнейшем в полной мере реализовать свой творческий потенциал — важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования. Важность этой задачи подтверждает опыт развития всех передовых стран мира, на основании которого сделан вывод, что «именно образование становится самым влиятельным инструментом позитивного социального воздействия на развитие общества»
Подготовка в любой сфере профессиональной деятельности являет собой сложный и многоплановый процесс становления будущего профессионала. Обеспечение высокого качества образования — это создание условий, при которых этот процесс осуществляется максимально эффективно, что способствует в дальнейшей успешной реализации творческого потенциала личности. Каждая профессия имеет свою специфику, что необходимо учитывать при ее выборе. «Выбор профессии — один из важнейших актов, который совершает человек в своем жизненном и профессиональном самоопределении. Осознанный выбор профессии предполагает соблюдение необходимых условий, которые можно представить следующим образом: «надо — могу — хочу», где «надо» означает требования профессии к возможностям человека, «могу» - индивидуальные особенности личности, «хочу»- ее профессиональные намерения»[2].
«Развитие творческой индивидуальности в профессиональной подготовке музыканта»
Каждый из этих пунктов очень важен, поскольку, если человек не вполной мере осознает требования профессии, то он не сможет понять, насколько его личные возможности соответствуют сделанному выбору и впоследствии разочарование, ощущение себя неудачником, человеком несостоявшимся может превратиться в жизненную трагедию. Поэтому «надо» и «могу» связаны самыми тесными узами. Конечно, если при этом сила «хочу» огромна, а понимание, что»надо» очень ясно, то осознание того, что многое «не могу» мождет стать сильнейшим стимулом к преодолению, заставить человека включить все возможные резервы и тогда вполне возможно, что он сумеет достичь желанной цели ценой огромного труда и огромных усилий. Примеров тому немало. Конечно, это возможно, если все-таки есть определенные задатки, которые можно развить.
Все это очень тонкая и очень сложная проблема, решение которой зависит не только от опыта и профессиональной культуры наставников. В первую очередь оно зависит от самого человека, который, иногда вопреки педагогическим и психологическим прогнозам, силой воли, интеллекта, любви к своей профессии достигает удивительных высот. Наставники тоже люди, а это значит, что ошибки никогда не исключаются. Не будем забывать о том, что при окончании Санкт-Петербургской консерватории самые нелестные отзывы заслужил только один студент — П.И. Чайковский, что в силу своих не слишком подходящих для сцены внешних данных великий актер и режиссер Р. Быков многократно проваливался на экзаменах в театральные вузы и т. д.
Конечно, это в большей степени свидетельствует о недальновидности судей, не сумевших сразу рассмотреть талант, что действительно не просто и бывает не так редко, как того хотелось бы. Существуют стереотипы, которые не дают увидеть нечто, скрытое за той или иной внешностью. Можно было бы возразить, что есть и вполне объективные критерии, например, нельзя же не понимать, что человек, обладающий определенными физическими недостатками не может претендовать на высокие спортивные достижения. Но даже и это сегодня опровергают уникальные люди, которые, несмотря на ограниченные возможности, достигают фантастических успехов в спорте.
Так что же самое главное в этой цепочке «надо» - «могу» - «хочу»? Представим себе ситуацию, которая весьма часто встречается в жизни многих людей, когда решение принимает не сам юный (а иногда и очень юный) человек, а его родители или его близкие. Они прекрасно понимают, что «надо» для достижения успеха, более тогу, они знают своего ребенка и видят, что он соответствует требованиям избираемой профессии, что он может достичь в ней желанного успеха. Но при этом их совершенно не интересует, хочет ли он заниматься тем делом, которое ему навязывают родители. Они не видят или не понимают особенностей его индивидуальности. Хотят они, и поэтому он должен стать тем, кого они видят успешным, благополучным и счастливым в будущем.
Вполне возможно, что способный человек, который, как правило, имеет значительный потенциал, может реализовать себя и в избранной его родителями профессии. Но далеко не всегда это то, к чему тянет его внутреннее «Я», где находится то подлинное призвание, которое осталось за пределами его жизни. Возможно даже, что он достигнет (в силу характера, не позволяющего делать что-либо плохо) определенного успеха и будет, на радость близких, вполне благополучен. Но будет ли он счастлив? Будет ли испытывать полное удовлетворение от того, что делает. Вряд ли.
Еще раз зададим себе вопрос, так что же самое главное в цепочке «надо» - «могу» - «хочу»? Представляется, что принципиально важно «надо» и «хочу». Если эти две составляющие очень точно осознаны, если представление о профессии обладает полнотой и ясностью, а мотивация, желание жить в ней обладают огромной силой, то цепочку можно преобразовать следующим образом: «надо» - «хочу» - «смогу». Когда мы смотрим на игру великих актеров, музыкантов, на уникальные победы в спорте, нас поражает та кажущаяся легкость, с которой они достигают невероятных вершин. Но если мы послушаем их рассказы о том, какдостигается такая легкость, то иногда становится страшно, потому что многие шли к своей цели ценой мучительных поисков, тяжелых моральных и физических страданий, на каждом шагу преодолевая себя.
Поэтому именно с момента выбора профессии начинается сложный процесс развития творческой индивидуальности личности, от того, насколько соответствует избранная профессия не только задаткам и способностям, но и склонностям и интересам будущего профессионала зависит то, достигнет ли он впоследствии успеха, будет ли получать удовлетворение от своей деятельности, а, следовательно, будет ли социально активен, востребован, конкурентоспособен на рынке труда, сможет ли внести свою лепту в дальнейшее развитие культуры.
Но значит ли это, что индивидуальные черты менее значимы, чем понимание сущности профессии и неудержимое желание ею овладеть? Ведь, если у человека нет музыкальных способностей — музыкального слуха, музыкальной памяти, артистичности, то их, конечно, можно (и нужно) развить, поскольку художественно-творческая деятельность повышает общий творческий потенциал личности, дарит ей возможность реализовать себя в дпругих областях, к которым она предназначена, кроме того, вовлекает в художественное пространство, обогащая внутренний мир и, соответственно, добавляя красок в окружающий мир, делая его прекраснее. А это очень важно для кажддого человека.
Но если речь идет о возможности реализовать себя в профессии, то преобразовывая цепочку «надо» - «могу» - «хочу» в «надо» - «хочу» - «смогу», все-таки очень важно самому заглянуть внутрь себя, чтобы понять, насколько твое «хочу» оправдано, не упускаешь ли ты возможность самоактуализации, которая даст тебе гораздо больше, чем избранная в силу каких-то сиюминутных желаний и увлечений цель? Научиться заглядывать внутрь себя, чтобы ответить на те вопросы, которые поставил перед собой норвежский культуролог Воге, очень важно для самоопределения, для вступления на путь к себе и к своей профессии. Ученые (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др.) называют такой процесс поиском жизненной доминанты как «особой наклонности к чему-либо»[3]
Но вот этот шаг уже сделан, и человек вступил на путь профессионального музыкального образования. Ему предстоит пройти все этапы профессионального развития — адаптации к будущей профессиональной деятельности, профессионального самоопределения, осознания в данном случае «профессиональной доминанты», потому что каждая профессия предполагает ряд авриантов, которые могут оказаться наиболее близкими для человека, ее избравшего. Так будущий профессиональный музыкант может избрать для себя сферу композиторского творчества, может предпочесть всему концертно-исполнительскую деятельность, может сфокусировать свое внимание на музыкальной педагогике, может обратиться к исследовательской деятельности, может решить, что самым перспективным и интересным для него является художественно-управленческая деятельность, возможность возглавить творческий коллектив, создавать и реализовать самые неожиданные творческие проекты. А может сочетать определенные варианты, например, объединяя исполнительскую и педагогическую деятельность, или сочетая любой из видов деятельности с исследовательской, что всегда продуктивно, так как открывает возможности поиска новых художественных и образовательных моделей, соответствующих непрерывно меняющимся условиям социокультурной среды.
Если раньше задача образования сводилась исключительнок проблеме создания условий для обретения фундаментальных знаний, а также значительного количества необходимых для профессионального самоосуществления умений и навыков, то сегодня уже очевидно, что этого недостаточно, что знания, умения и навыки — это только фундамент, а далее необходимо пройти долгий путь постижения своей индивидуальности, выявления собственных возможностей, собственных потребностей и интересов, чтобы строящееся профессиональное здание было гармонично, красиво и устойчиво.
Поэтому профессиональная подготовка музыканта не исчерпывается знаниями, умениями и навыками. Это сложный процесс:
- самосознания;
- самооценки;
- определения профессиональной направленности как интегрального свойства личности;
- выявления интересов;
- определения профессиональных ценностей;
- изучения собственной мотивационной сферы;
- выявления духовных ориентиров, которые определяют направленность всех происходящих с человеком процессов.
Все вышеперечисленное, несомненно способствует и развитию творческой индивидуальности музыканта, который включаясь в активную самостоятельную художественную деятельность, обретая уверенность в себе, все больше и больше ощущая себя творцом своего художественного мира, музыкант открывает в себе свои собственные индивидуальные черты, ищет и находит путь к себе, к своему творческому «Я». В такой модели успешно применяются принципы социально значимой художественной деятельности, художественного проектирования, творческого сотрудничества, что ведет, по мнению исследователя Е.Л. Рудой, к формированию новой, активно действующей социокультурной среды[4].
Способствовать становлению гуманистической позиции — уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность, культивировать спрвведливое отношение к людям, проявлять внимание и желание помочь другому»[5].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство В.А. Михайлов, 2001. - 189 с.
- Аверинцев, С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. Аверинцев // Вопросы литературы, 1972. №3. С.113-143.
- Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. - Тюмень: изд. Тюменск. Гос. Университета, 1997. - 215 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: изд. Казан.ун-та, 1988. - 236 с.
- Асафьев, Б.В. О музыке ХХ века / Б.В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1982. -
- с.
- Бердяев, Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н.А. Бердяев // Собр. Соч. В четырех томах. Т.2. - Париж, 1991. - 398 с.
- Борев, Ю. Эстетика / Ю. Борев. - М.: Русь-Олимп; АСТ; Астрель. - 2005. - 829 с.
- Бибихин, В. Философские взгляды В. Паули / В. Бибихин // Рациональное и иррациональное в современном сознании. - М., 1987. Вып. 4. - С. 28-30.
- Вишнякова, Н.Ф. Основные парадигмы и перспективы креативной педагогики / Н.Ф. Вишнякова // Формирование творческой индивидуальности учителя: материалы научно-практической конференции. - Мн.: БГПУ, 1994. - С. 10-16.
- Власова, Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н.О. Власова. - М.: Изд. ЛКИ, 2010. - 528 с., цв. ил.
- Воге, П.Н. Я. Индивил в истории культуры / П.Н. Воге. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. - 728 с.
[1] Гончарова Е.П. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях профильного музыкально-педагогического обучения. - Мн.: Адукацыя i выхование, 2007. С.4.
[2] Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Е. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов вузов. - Мн.: Современное слово, 2006. С.3.
[3] Наумчик В.Н., Паздников М.А. Педагогическая культура в социокультурной деятельности . - Вилюнюс: ЗАО «Ксения», 2003.
[4] Рудой Е.Л. Музыкально-проектная деятельность в вузе как фактор формирования поликультурной личности в условиях социально-гуманитарных противоречий. // Духовные и социально-экономические проблемы развития в обществе в ХХI веке. Сборник научных трудов — Заокский ЗХГЭИ.- С.72-75.
[5] Там же. С. 59.