Поэзия, как средство развития речи ребенка дошкольника
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Пионерского городского округа
Консультация для педагогов
На тему:
«Поэзия, как средство развития речи ребенка дошкольника»
Подготовила
Учитель-логопед
Комшина О.С.
г. Пионерский
2016 г
«Поэзия, как средство развития речи ребенка дошкольника»
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Стихотворная форма изначально преобладала как в ритуальных, так и в художественных текстах. Способность поэтической речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.
Формы стихотворной речи весьма разнообразны и уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности.
Каждая из них по своему «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.
Не случайно, именно поэзия в первую очередь и в большей степени обладает способностью на время как бы остановить конвейер быстротечной реальности и вглядеться в ее детали, те самые неповторимые подробности повседневной жизни, на которые у нас никогда не хватает времени. И тогда мы внезапно увидим и глаза человека, и мировой покой звездного неба, услышим влажный шум ночных осенних полей над электрическим царством городов, почувствуем осевший предвесенний снежок под деревьями...
Зачем же ребенку поэзия с ее сложными образами, мыслями, характерами, ведь она заставляет его задумываться?! А детство существует лишь для радости и смеха, для того, чтобы играть, прыгать, бегать и ни о чем не тревожиться... С подобными рассуждениями мы встречаемся нередко. Но именно мы, педагоги, повседневно общаясь с детьми, хорошо знаем, на какую серьезность переживаний способен ребенок, и потому глубоко уверены, что поэзия детям необходима, причем та самая, которая приносит с собой не только безоглядное веселье, но и грусть, задумчивость, размышление.
Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, или, по выражению В.А. Сухомлинского, «книжное ядро». Сюда входят отобранные временем наиболее ценные, особенно в художественном отношении, произведения фольклора и классической литературы доступные для детей. Это «золотая библиотека детства». Но, несмотря на богатые литературные пристрастия детей, любовь к поэзии - отличительная особенность дошкольника как читателя. К И. Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребенок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К И. Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С.Я. Маршак, и А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова.
Воспринимая поэзию, понимая ее содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Чтобы изобразить предмет или явление зримым, образным, реальным в воображении, необходимо очень много словесных «красок», которые рассматриваются как художественно - речевые средства. Они разнородны и многоплановы, но в целом представляют собой единую систему, одной из составных частей которой является так называемая речевая семантика, то есть «метафора», «эпитет», «тропы», «сравнение», в которых А. А. Потебня усматривал главный и, может быть, даже единственный источник поэтичности и образности речи. Кроме того, «В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно - завершающего оформления».
Традиция включать поэзию в детское чтение берет свое начало в XIX веке, когда лучшие поэтические произведения - стихи В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.О. Никитина, С.А. Есенина и других поэтов - вошли в золотой фонд детской литературы.
Появление речи считается важнейшим показателем психического развития ребенка в раннем возрасте. Звук человеческого голоса для малыша - совершенно особый акустический сигнал, отличный от всех прочих звуков. Еще до рождения младенец избирательно относится к звукам человеческой речи. Однако способность к речи не врожденна, а формируется под влиянием условий воспитания. Первый год жизни ребенка – критический период в развитии его речевых способностей. Несмотря на то, что собственно речь возникает лишь на втором году жизни, период доречевого развития является базовым в становлении этой исключительно важной для человека функции. Поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок, пение песенок не только доставляет ребенку удовольствие, но и помогает развить речевой аппарат, учит управлять голосом, произносить звуки и слова. Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи (малышей учат совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте.)
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
Для детей раннего возраста понятны и просты стихи А. Барто, она принесла много радости и пользы, в самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
Детские стихи нашего времени просты, легки, веселы. Например: стихи Чуковского, где присутствует юмор, красивый сказочный сюжет, яркие персонажи, знакомые всем с детства: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие.
С.Я.Маршак тоже очень много пишет для детей младшего дошкольного возраста. Например: «Детки в клетке», одна из первых книг для самых маленьких. По жанру это цикл стихотворных подписей к картинкам. Стихотворные циклы впоследствии будут часто встречаться в поэзии Маршака ( «Разноцветная книга», «Лесная книга», «Круглый год»).
Стихотворения цикла «Детки в клетке»- лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объему: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, четкие черты облика или повадок животных. Это может быть монолог:
- Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Иногда этот монолог юмористически разоблачает персонажа:
- Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый,
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Саморазоблачение юмористическое, а не сатирическое, так как в монологе названы и недостатки и слабости страусенка:
- Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsya.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Пионерского городского округа
Консультация для педагогов
На тему:
«Поэзия, как средство развития речи ребенка дошкольника»
Подготовила
Учитель-логопед
Комшина О.С.
г. Пионерский
2016 г
«Поэзия, как средство развития речи ребенка дошкольника»
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Стихотворная форма изначально преобладала как в ритуальных, так и в художественных текстах. Способность поэтической речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.
Формы стихотворной речи весьма разнообразны и уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности.
Каждая из них по своему «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.
Не случайно, именно поэзия в первую очередь и в большей степени обладает способностью на время как бы остановить конвейер быстротечной реальности и вглядеться в ее детали, те самые неповторимые подробности повседневной жизни, на которые у нас никогда не хватает времени. И тогда мы внезапно увидим и глаза человека, и мировой покой звездного неба, услышим влажный шум ночных осенних полей над электрическим царством городов, почувствуем осевший предвесенний снежок под деревьями...
Зачем же ребенку поэзия с ее сложными образами, мыслями, характерами, ведь она заставляет его задумываться?! А детство существует лишь для радости и смеха, для того, чтобы играть, прыгать, бегать и ни о чем не тревожиться... С подобными рассуждениями мы встречаемся нередко. Но именно мы, педагоги, повседневно общаясь с детьми, хорошо знаем, на какую серьезность переживаний способен ребенок, и потому глубоко уверены, что поэзия детям необходима, причем та самая, которая приносит с собой не только безоглядное веселье, но и грусть, задумчивость, размышление.
Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, или, по выражению В.А. Сухомлинского, «книжное ядро». Сюда входят отобранные временем наиболее ценные, особенно в художественном отношении, произведения фольклора и классической литературы доступные для детей. Это «золотая библиотека детства». Но, несмотря на богатые литературные пристрастия детей, любовь к поэзии - отличительная особенность дошкольника как читателя. К И. Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребенок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К И. Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С.Я. Маршак, и А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова.
Воспринимая поэзию, понимая ее содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Чтобы изобразить предмет или явление зримым, образным, реальным в воображении, необходимо очень много словесных «красок», которые рассматриваются как художественно - речевые средства. Они разнородны и многоплановы, но в целом представляют собой единую систему, одной из составных частей которой является так называемая речевая семантика, то есть «метафора», «эпитет», «тропы», «сравнение», в которых А. А. Потебня усматривал главный и, может быть, даже единственный источник поэтичности и образности речи. Кроме того, «В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно - завершающего оформления».
Традиция включать поэзию в детское чтение берет свое начало в XIX веке, когда лучшие поэтические произведения - стихи В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.О. Никитина, С.А. Есенина и других поэтов - вошли в золотой фонд детской литературы.
Появление речи считается важнейшим показателем психического развития ребенка в раннем возрасте. Звук человеческого голоса для малыша - совершенно особый акустический сигнал, отличный от всех прочих звуков. Еще до рождения младенец избирательно относится к звукам человеческой речи. Однако способность к речи не врожденна, а формируется под влиянием условий воспитания. Первый год жизни ребенка – критический период в развитии его речевых способностей. Несмотря на то, что собственно речь возникает лишь на втором году жизни, период доречевого развития является базовым в становлении этой исключительно важной для человека функции. Поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок, пение песенок не только доставляет ребенку удовольствие, но и помогает развить речевой аппарат, учит управлять голосом, произносить звуки и слова. Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи (малышей учат совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте.)
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
Для детей раннего возраста понятны и просты стихи А. Барто, она принесла много радости и пользы, в самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
Детские стихи нашего времени просты, легки, веселы. Например: стихи Чуковского, где присутствует юмор, красивый сказочный сюжет, яркие персонажи, знакомые всем с детства: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие.
С.Я.Маршак тоже очень много пишет для детей младшего дошкольного возраста. Например: «Детки в клетке», одна из первых книг для самых маленьких. По жанру это цикл стихотворных подписей к картинкам. Стихотворные циклы впоследствии будут часто встречаться в поэзии Маршака ( «Разноцветная книга», «Лесная книга», «Круглый год»).
Стихотворения цикла «Детки в клетке»- лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объему: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, четкие черты облика или повадок животных. Это может быть монолог:
- Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Иногда этот монолог юмористически разоблачает персонажа:
- Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый,
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Саморазоблачение юмористическое, а не сатирическое, так как в монологе названы и недостатки и слабости страусенка:
- Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.