Выступление на городском семинаре "Песочная терапия, как средство развития речи ребенка дошкольного возраста"

Перевёрткина (Комшина) Ольга Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

 

 

 

Тема выступления на городском семинаре

Песочная терапия, как средство развития речи ребенка дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед

Комшина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

г. Пионерский

2016 г.

 

I СЛАЙД (Титульный лист)

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на берегу моря, вдруг начинаю увлеченно строить замки из песка. И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песок сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

         Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию песочной терапии на обучающих занятиях с детьми.

II СЛАЙД (высказывание и фото с песком)

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

 

Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений детей. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

III СЛАДЙ (фото песка и Юнга)

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.  Педагогический опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития математических представлений, и когнетивных навыков и психических процессов.  Помимо представлений о пространстве и ориентировки в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, площадкой для формирования представлений об объеме.

Так же, методом песочной терапии можно работать и с детьми с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями они с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.

IV СЛАЙД (фото наших детей)

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.  Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью заворожить человека – своей податливостью, способность принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

V СЛАЙД (фото книг)

Изучив методическую литературу по песочной терапии и её положительное влияние на детей, я решила проводить игры с песком в качестве дополнительного методического приёма. Цель применения этих игр в логопункте – коррекция звукопроизношения, развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие мелкой моторики. Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно-развивающей работы.

VI СЛАЙД (фото стола и материала для работы)

Для проведения игр с песком в кабинет приобретен специальный стол для пескотерапии, собран различный дидактический материал: игрушки, песочные наборы, камушки Марбл, а также другой природный материал.

Игры, которые я провожу направлены на:

1. развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

2.  развитие диафрагмального дыхания

3. развитие фонематического слуха и восприятия

4. развитие правильного звукопроизношения, автоматизацию звуков

Проводя педагогические, коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, развивающих игр мотивирующих для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счёт интереса и приятных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом выделяя ритуал поведения.

VII СЛАЙД (Дедушка УХ – хранитель песочницы)

На мой взгляд, это обязательный этап перед началом игры с песком. Цель данного этапа определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некому персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющие рамки и правила поведения, возглавляет на себя право регулировать поведение детей работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней я познакомила детей с хранителем нашей песочницы, уважаемым старцем Дедушкой Ухом. Дедушка Ух пригласил нас с свою страну и определил правила  взаимодействия с песком.

VIII СЛАЙД (правила)

- песок не разбрасывать;

-не сыпать на пол;

- не брать в рот;

- не разрушать постройки других;

 - не уносить игрушки из песочницы.

Учитывая, что человеческий мозг не воспринимает частицу «не», я придумала написать письмо от дедушки Уха, в котором постаралась исключить частицу «не».

 «Я приветствую вас, ребята, и очень рад, что вы пришли в мою волшебную, песочную страну. Здесь можно делать все: играть, строить, колдовать, смешивать, творить… Но мою страну, такую прекрасную и хрупкую- надо беречь и охранять. Вы знаете, как это можно сделать?» И дети сами называют правила поведения, а я направляю их – подсказываю. Это и развивает речь детей, и повышает уровень ответственности, и включает механизмы саморегуляции.

         IX СЛАЙД (основная часть)

В основной части занятия в песочнице, ребенку предлагается обыграть какой-либо сюжет. Или выполнить увлекательное задание дедушки Уха: отгадать загадки, послушать стишки или потешки, попробовать сотворить собственный город или страну.

          Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, как заканчивается выполнение всех запланированных педагогом заданий. И тогда сказочный персонаж, который приглашал ребенка к игре в песочнице, объявляет об окончании игры,

X СЛАЙД (ритуал выхода, чистая песочница, без игрушек)

 напоминает об необходимости навести порядок.

Подводя итог, можно сказать что, использование песочницы, как метода коррекции и развитии речи детей является весьма эффективным. Занимаясь пескотерапией, можно отметить, что данный метод помогает сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной и продуктивной. Игры с песком позволяют корректировать общие речевые нарушения, звукопроизношение; усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем, значительно возрастает интерес детей к занятиям в целом.

XI СЛАЙД (спасибо за внимание!)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gs_-_kopiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

Тема выступления на городском семинаре

Песочная терапия, как средство развития речи ребенка дошкольного возраста

Подготовила учитель-логопед

Комшина Ольга Сергеевна

г. Пионерский

2016 г.

I СЛАЙД (Титульный лист)

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на берегу моря, вдруг начинаю увлеченно строить замки из песка. И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песок сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

        Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию песочной терапии на обучающих занятиях с детьми.

II СЛАЙД (высказывание и фото с песком)

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений детей. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

III СЛАДЙ (фото песка и Юнга)

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.  Педагогический опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития математических представлений, и когнетивных навыков и психических процессов.  Помимо представлений о пространстве и ориентировки в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, площадкой для формирования представлений об объеме.

Так же, методом песочной терапии можно работать и с детьми с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями они с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.

IV СЛАЙД (фото наших детей)

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.  Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью заворожить человека – своей податливостью, способность принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

V СЛАЙД (фото книг)

Изучив методическую литературу по песочной терапии и её положительное влияние на детей, я решила проводить игры с песком в качестве дополнительного методического приёма. Цель применения этих игр в логопункте – коррекция звукопроизношения, развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие мелкой моторики. Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно-развивающей работы.

VI СЛАЙД (фото стола и материала для работы)

Для проведения игр с песком в кабинет приобретен специальный стол для пескотерапии, собран различный дидактический материал: игрушки, песочные наборы, камушки Марбл, а также другой природный материал.

Игры, которые я провожу направлены на:

1. развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

2.  развитие диафрагмального дыхания

3. развитие фонематического слуха и восприятия

4. развитие правильного звукопроизношения, автоматизацию звуков

Проводя педагогические, коррекционные занятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, развивающих игр мотивирующих для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счёт интереса и приятных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом выделяя ритуал поведения.

VII СЛАЙД (Дедушка УХ – хранитель песочницы)

На мой взгляд, это обязательный этап перед началом игры с песком. Цель данного этапа определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некому персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющие рамки и правила поведения, возглавляет на себя право регулировать поведение детей работающих в песочнице. Кто это может быть? При первом посещении песочницы, ознакомлении с ней я познакомила детей с хранителем нашей песочницы, уважаемым старцем Дедушкой Ухом. Дедушка Ух пригласил нас с свою страну и определил правила  взаимодействия с песком.

VIII СЛАЙД (правила)

- песок не разбрасывать;

-не сыпать на пол;

- не брать в рот;

- не разрушать постройки других;

 - не уносить игрушки из песочницы.

Учитывая, что человеческий мозг не воспринимает частицу «не», я придумала написать письмо от дедушки Уха, в котором постаралась исключить частицу «не».

 «Я приветствую вас, ребята, и очень рад, что вы пришли в мою волшебную, песочную страну. Здесь можно делать все: играть, строить, колдовать, смешивать, творить… Но мою страну, такую прекрасную и хрупкую- надо беречь и охранять. Вы знаете, как это можно сделать?» И дети сами называют правила поведения, а я направляю их – подсказываю. Это и развивает речь детей, и повышает уровень ответственности, и включает механизмы саморегуляции.

        IX СЛАЙД (основная часть)

В основной части занятия в песочнице, ребенку предлагается обыграть какой-либо сюжет. Или выполнить увлекательное задание дедушки Уха: отгадать загадки, послушать стишки или потешки, попробовать сотворить собственный город или страну.

         Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, как заканчивается выполнение всех запланированных педагогом заданий. И тогда сказочный персонаж, который приглашал ребенка к игре в песочнице, объявляет об окончании игры, 

X СЛАЙД (ритуал выхода, чистая песочница, без игрушек)

 напоминает об необходимости навести порядок.

Подводя итог, можно сказать что, использование песочницы, как метода коррекции и развитии речи детей является весьма эффективным. Занимаясь пескотерапией, можно отметить, что данный метод помогает сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной и продуктивной. Игры с песком позволяют корректировать общие речевые нарушения, звукопроизношение; усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем, значительно возрастает интерес детей к занятиям в целом.

XI СЛАЙД (спасибо за внимание!)