Консультация для педагогов "Как правильно знакомить дошкольников с опасными ситуациями и способами поведения в них"

Перевёрткина (Комшина) Ольга Сергеевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

 

«Как правильно знакомить дошкольников с опасными ситуациями и способами поведения в них»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

педагог-психолог

Комшина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пионерский

2017 г.

 

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
          Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты  ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
          Всем известно, что дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
          Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

 

Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Для плодотворной работы с детьми по формированию у них безопасного поведения в опасных ситуация существуют разнообразные формы работы, такие как:

• Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

• Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);

• Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:

• на формирование основ гигиены:

— «Мойдодыр»,

— «Королева зубная щётка»,

— «Птичка тори»,

• на формирование правил поведения на дороге:

— «Мой приятель светофор»,

• на формирование правил поведения в зимнее время года:

— «Зимняя сказка»,

• на формирование основ здорового образа жизни:

— «Богатырская каша»,

— «Зарядка для хвоста»,

• о правилах поведения при пожаре:

— «Приключения Болека и Лелека»,

— «Пожар в квартире»,

— «Вера и Анфиса тушат пожар».

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

1. Безопасное поведение. Что это?
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.
2. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
v первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),
v второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.

Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.

Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:
• Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется родителям;
• Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;
• Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, чтобы дошкольник мог без запинки их назвать;
• Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;
• Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать;
• Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них воняет), понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается — то это плохо.
• Дошкольник должен знать об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т.д.
• Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;
• Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.
• Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
• Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) — особенный акцент надо сделать на явлениях, присущих данной местности.
• Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
• Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
• Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
 

 

 

\

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya01.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Пионерского городского округа

Консультация для педагогов

«Как правильно знакомить дошкольников с опасными ситуациями и способами поведения в них»

подготовила

педагог-психолог

Комшина Ольга Сергеевна

г. Пионерский

2017 г.

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
         Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты  ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
         Всем известно, что дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
         Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Для плодотворной работы с детьми по формированию у них безопасного поведения в опасных ситуация существуют разнообразные формы работы, такие как:

• Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

• Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);

• Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:

• на формирование основ гигиены:

— «Мойдодыр»,

— «Королева зубная щётка»,

— «Птичка тори»,

• на формирование правил поведения на дороге:

— «Мой приятель светофор»,

• на формирование правил поведения в зимнее время года:

— «Зимняя сказка»,

• на формирование основ здорового образа жизни:

— «Богатырская каша»,

— «Зарядка для хвоста»,

• о правилах поведения при пожаре:

— «Приключения Болека и Лелека»,

— «Пожар в квартире»,

— «Вера и Анфиса тушат пожар».

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

1. Безопасное поведение. Что это?
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.
2. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
v первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),
v второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.

Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.

Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:
• Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется родителям;
• Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;
• Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, чтобы дошкольник мог без запинки их назвать;
• Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;
• Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать;
• Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них воняет), понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается — то это плохо.
• Дошкольник должен знать об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т.д.
• Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;
• Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.
• Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
• Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) — особенный акцент надо сделать на явлениях, присущих данной местности.
• Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
• Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
• Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.

\