Пленарный доклад "Формирование семейные ценностей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Перевёрткина (Комшина) Ольга Сергеевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Пионерского городского округа

 

 

 

 

 

Рождественские педагогические чтения

 

Пленарный доклад

 

  «Формирование семейные ценностей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Учитель-логопед, педагог-психолог

Комшина Ольга Сергеевна

 

 

 

г. Пионерский

17 января 2017г.

 

 

 

Слайд 1

  «Формирование семейные ценностей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Слайд 2

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети являются активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества   и государства.

Приоритетом государственной политики становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее само актуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Отрадно, что с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Я считаю, что необходимо углублять представления детей о семье и родственных отношениях начиная с дошкольного возраста. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Слайд 3

Одним из эффективных способов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в котором принимают участие, дети, педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи воспитанника - является проектная деятельность. Для реализации задач мною был разработан творческо-исследовательский проект «Мое генеалогическое древо». Данный проект реализовался в 2016-2017 учебном году в старшей группе нашего учреждения, проект являлся краткосрочным и в дальнейшем будет использоваться в других группах детского сада.

         Цель, которую я перед собой ставила - Систематизировать знания семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи - Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”; понятия о распределении семейных обязанностей, о русских семейных традициях.

- Продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

- Создать генеалогическое древо семьи.

- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Укреплять детско-родительские отношения.

- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

-  Обогащать словарный запас детей и расширять кругозор.

На начальном этапе реализации проекта была разработана карта проекта, определены цель и основные задачи. Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, определены участники проекта.

Слайд 4

С целью мониторинга семейных ценностей и традиций семьи воспитанников, была разработана анкета для родителей «Ценности и традиции Вашей семьи» Проведя анализ, было выявлено, что у всех родителей есть четкое представление, что такое семейные ценности. Некоторые родители ответили, что это «Любовь, доверие, верность, поддержка, забота друг о друге», «Семейные ценности – это объединяющие семью идеи, традиции, устои», «Семейные ценности – это совокупность принятых правил».  И д.р.

Слайд 5

На вопрос «Есть ли в вашей семье генеалогическое древо?»

70% ответили,  - да, есть,

15% - частично, мы собираем информацию о нем  

15 % не имеют генеалогического древа.

 На вопрос какие традиции существуют в вашей семье

 60 % - традиции связанные с праздниками,

30 % - игры в кругу семьи,

5% - кулинарные традиции,

5% традиции связанные с достижениями

 

 

 

Слайд 6

Так же задавался вопрос «Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья»?

50% личным примером и проецирование этих ценностей на всю жизнь

30 % воспитательные беседы, почему это важно,

20 % через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться.

И на вопрос хотели бы Вы, что бы ваши дети переняли ваши семейные традиции 100% родители ответили, что да.

Детям же задавался вопрос, что такое семья? Многие дети говорили, что это дружба, несколько детей ответили, что это магазин, в который ходят родители за продуктами, а одна девочка ответила, что семья – это те, кто сильно любит.

Слайд 7

В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы работы, детям читались произведения о семье: «Моя бабушка» Сильвы Капутикян; «Мой дедушка» Расула Гамзатов; «Мама» Юрия Яковлев; «Заплатка» Николая Носов; «Грипп», «Прививка» Агнии Барто; «О мальчиках и девочках» Самуила Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно», «Косточка» Константина Ушинский.

Просматривались мультфильмы о семье и взаимоотношениях в ней: «Мешок яблок» (СССР, 1974) - трогательная история о заботливом зайце, который ради своих любимых жены-Зайчихи и «четырех сыночков и лапочки-дочки» готов преодолеть любые трудности. Мультфильм научит детей важности заботы о близких. «Северная сказка» (СССР, 1979) - мудрость, словно сошедшая со страниц фольклора северных народа, наполняет этот мультфильм особой атмосферой. Невероятно грустная, но от этого еще более поучительная, история о детях, которые не услышали свою маму в сложную минуту. Этот мультфильм, скорее напоминает притчу, смотреть и пересматривать которую следует и маленьким, и взрослым.

Составлялись описательные рассказы по картинкам и фотографиям, которые дети принесли из дома «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи».

Рассматривались репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Дети активно включались в обсуждения, выдвигали свои гипотезы о том, какая это семья, какие отношения в этой семье.

Проводились беседы с детьми на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Имена, отчества, фамилии», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «Работа моих родителей».

В ходе реализации проекта были созданы условий для самостоятельной деятельности детей:

Слайд 8

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания на выбор

Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно развивающей среды и совместной изготовлении атрибутов «Кафе», «Больница», «Экскурсия в лес с семьей».

Центр театрализованных и режиссерских игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Наш дом», «В гости к бабушке».

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр;  

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного творчества.

Для осуществления взаимодействие с семьей, в рамках оаботы родительского клуба «Наш ребенок», были использованы следующие формы работы: папка-передвижка «Искусство быть родителем», «Моя семья». Консультация «Наказание и поощрение», «Что такое генеалогическое древо?».

 

 

Слайд 9

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи. После реализации проекта дети могли точно сформулировать ответ на вопрос, что такое семья. Семья – это самые близкие люди, с которыми мы живем рядом. И очень важно любить и заботится о каждом члене семьи.

Слайд 10

Гипотеза проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях, как основ православной культуры.

 

Благодарю за внимание.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rozhdestvenskie_chteniya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Пионерского городского округа

Рождественские педагогические чтения

Пленарный доклад

  «Формирование семейные ценностей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Подготовила

Учитель-логопед, педагог-психолог

Комшина Ольга Сергеевна

г. Пионерский

17 января 2017г.

Слайд 1

  «Формирование семейные ценностей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Слайд 2

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети являются активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества   и государства.

Приоритетом государственной политики становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее само актуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Отрадно, что с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Я считаю, что необходимо углублять представления детей о семье и родственных отношениях начиная с дошкольного возраста. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Слайд 3

Одним из эффективных способов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в котором принимают участие, дети, педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи воспитанника - является проектная деятельность. Для реализации задач мною был разработан творческо-исследовательский проект «Мое генеалогическое древо». Данный проект реализовался в 2016-2017 учебном году в старшей группе нашего учреждения, проект являлся краткосрочным и в дальнейшем будет использоваться в других группах детского сада.

        Цель, которую я перед собой ставила - Систематизировать знания семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Для достижения данной цели, мною были поставлены следующие задачи - Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”; понятия о распределении семейных обязанностей, о русских семейных традициях.

- Продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

- Создать генеалогическое древо семьи.

- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Укреплять детско-родительские отношения.

- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

-  Обогащать словарный запас детей и расширять кругозор.

На начальном этапе реализации проекта была разработана карта проекта, определены цель и основные задачи. Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, определены участники проекта.

Слайд 4

С целью мониторинга семейных ценностей и традиций семьи воспитанников, была разработана анкета для родителей «Ценности и традиции Вашей семьи» Проведя анализ, было выявлено, что у всех родителей есть четкое представление, что такое семейные ценности. Некоторые родители ответили, что это «Любовь, доверие, верность, поддержка, забота друг о друге», «Семейные ценности – это объединяющие семью идеи, традиции, устои», «Семейные ценности – это совокупность принятых правил».  И д.р.

Слайд 5

На вопрос «Есть ли в вашей семье генеалогическое древо?» 

70% ответили,  - да, есть,

15% - частично, мы собираем информацию о нем  

15 % не имеют генеалогического древа.

 На вопрос какие традиции существуют в вашей семье

 60 % - традиции связанные с праздниками,

30 % - игры в кругу семьи,

5% - кулинарные традиции,

5% традиции связанные с достижениями

Слайд 6

Так же задавался вопрос «Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья»?

50% личным примером и проецирование этих ценностей на всю жизнь

30 % воспитательные беседы, почему это важно,

20 % через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться.

И на вопрос хотели бы Вы, что бы ваши дети переняли ваши семейные традиции 100% родители ответили, что да.

Детям же задавался вопрос, что такое семья? Многие дети говорили, что это дружба, несколько детей ответили, что это магазин, в который ходят родители за продуктами, а одна девочка ответила, что семья – это те, кто сильно любит.

Слайд 7

В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы работы, детям читались произведения о семье: «Моя бабушка» Сильвы Капутикян; «Мой дедушка» Расула Гамзатов; «Мама» Юрия Яковлев; «Заплатка» Николая Носов; «Грипп», «Прививка» Агнии Барто; «О мальчиках и девочках» Самуила Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно», «Косточка» Константина Ушинский.

Просматривались мультфильмы о семье и взаимоотношениях в ней: «Мешок яблок» (СССР, 1974) - трогательная история о заботливом зайце, который ради своих любимых жены-Зайчихи и «четырех сыночков и лапочки-дочки» готов преодолеть любые трудности. Мультфильм научит детей важности заботы о близких. «Северная сказка» (СССР, 1979) - мудрость, словно сошедшая со страниц фольклора северных народа, наполняет этот мультфильм особой атмосферой. Невероятно грустная, но от этого еще более поучительная, история о детях, которые не услышали свою маму в сложную минуту. Этот мультфильм, скорее напоминает притчу, смотреть и пересматривать которую следует и маленьким, и взрослым.

Составлялись описательные рассказы по картинкам и фотографиям, которые дети принесли из дома «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи».

Рассматривались репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Дети активно включались в обсуждения, выдвигали свои гипотезы о том, какая это семья, какие отношения в этой семье.

Проводились беседы с детьми на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Имена, отчества, фамилии», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «Работа моих родителей».

В ходе реализации проекта были созданы условий для самостоятельной деятельности детей:

Слайд 8

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания на выбор

Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно развивающей среды и совместной изготовлении атрибутов «Кафе», «Больница», «Экскурсия в лес с семьей».

Центр театрализованных и режиссерских игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Наш дом», «В гости к бабушке».

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр;  

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного творчества.

Для осуществления взаимодействие с семьей, в рамках оаботы родительского клуба «Наш ребенок», были использованы следующие формы работы: папка-передвижка «Искусство быть родителем», «Моя семья». Консультация «Наказание и поощрение», «Что такое генеалогическое древо?».

Слайд 9

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи. После реализации проекта дети могли точно сформулировать ответ на вопрос, что такое семья. Семья – это самые близкие люди, с которыми мы живем рядом. И очень важно любить и заботится о каждом члене семьи.

Слайд 10

Гипотеза проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях, как основ православной культуры.

Благодарю за внимание.