Педагогический имидж учителя начальных классов

Круглова Екатерина Михайловна

Актуальность исследования педагогического имиджа учителя начальных классов обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает более усиленное внимание к индивидуальности как ученика, так и учителя, поощрение его творческих Проблема создания педагогического имиджа учителя начальных классов в последнее время приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех областях жизни нашего общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Начального и дошкольного образования

Направление подготовки - «Педагогическое образование»

Профиль - «Начальное образование», «Английский язык»

                                                                                  «Допущена к защите»

            Декан

            Широких Оксана Богдановна

 « ____ »   ___________________   2016 г.

            Зав. кафедрой

            Макашина Татьяна Юрьевна

     « ____ »   ___________________   2016 г.

Педагогический имидж учителя начальных классов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

                                                   Выполнила:

студентка очной формы обучения

Карышева Екатерина Михайловна

                                                     

Руководитель:

д.п.н, профессор Вяликова Галина Сергеевна

Рецензент:

д.п.н, профессор Широких Оксана Богдановна

                                                               Коломна – 2016  г.

                                                Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа 

педагога начальных классов…………………………………………...6

1.1 Имидж как социально-педагогическая категория………………..6

1.2 Психолого-педагогические аспекты имиджа учителя…………..11

1.3 Психологический инструментарий в имиджелогии учителя и особенности его использования в учебно-воспитательном процессе…….16

Выводы по главе I……………………………………………………...21

Глава II. Изучение педагогического имиджа учителя начальных классов…………………………………………………………………………23

2.1 Характеристика представлений субъектов образовательного 

процесса об имидже учителя…………………………………………..23

2.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогического имиджа …………………………………………34

Выводы по главе II……………………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………..47

Список использованной литературы………………………………….49

                                       

                                           

                                             

                                                 Введение

Актуальность исследования. Перед современным образованием стоит цель - развить  высококультурную личность, которая гибко ориентируется в новых условиях и стремится максимально реализовать свои возможности в обществе.

Сейчас важно осознание человеком ценности профессионального и общественного признания. Это отражено в педагогическом росте и взаимоотношениях между людьми.

Проблема создания педагогического имиджа учителя начальных классов в последнее время приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех областях жизни нашего общества.

Актуальность исследования педагогического имиджа учителя начальных классов обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает более усиленное внимание к индивидуальности как ученика, так и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Но фактически многие идеи и принципы не воплощаются в достаточной мере. Объяснить это можно сложностью и противоречивостью процесса реформирования отечественного образования в нынешних социально-экономических условиях и недостаточным вниманием к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя.

В настоящее время актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания - имиджелогии. Со временем данная отрасль становится более самостоятельной и респектабельной. В развитии мастерства учителей начальных классов повышенную заинтересованность представляет изучение феномена имиджа  и базовых условий его формирования. В настоящее время собрано огромное количество данных, освещающих особенности восприятия младшими школьниками образа учителя. Данная проблема требует пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и со стороны тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности. Это, безусловно, нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован.

Проблема исследования: какова специфика педагогического имиджа учителя начальных классов?

Объект исследования: имидж учителя.

Предмет исследования: содержание и структура педагогического имиджа учителя начальных классов.

Цель исследования: определить содержание и структуру педагогического имиджа учителя начальных классов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть имидж как социально - педагогическую категорию.

2. Выявить психолого - педагогические аспекты имиджа учителя начальных классов.

3. Проанализировать психологический инструментарий в имиджелогии учителя и особенности его использования в

учебно - воспитательном процессе.

4. Охарактеризовать представления субъектов образовательного процесса об имидже учителя.

5. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогического имиджа.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение;

- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование;

- методы математической обработки результатов диагностики.

Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых: Ю.П. Азарова, А.А. Бодалева, Ю.П. Вавилова, М.Р. Варданяна, Д.В. Григорьева,  Г. Ефремовой, В.А. Кан-Калика,  А.А. Калюжного, В.А. Караковского, С. Квиллиам, В.В. Крутецкого,  А.Н. Леонтьева, Г.И. Легенького, А.С. Макаренко, А.Н. Марковой, Л.Н. Модзалевского, Н.Д. Никандрова, М.И. Рожкова, Е.О. Смирновой, В.А. Сухомлинского, П.Т. Фролова и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении концепций ученых, посвященных педагогическому имиджу учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию педагогического имиджа учителя начальных классов.

Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа учителя начальных классов

1.1. Имидж как социально - педагогическая категория

Имиджем является мнение о человеке, которое отражается перед обществом. Любой человек выстраивает определенный имидж - это впечатление о человеке, которое складывается из его внешнего вида, поступков, привычек, манеры поведения и т.д. [8, с. 45-48].

В последнее время из-за важной сейчас проблемы выбора, которая встала перед обществом (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренции на различных рынках, внимание к имиджу становится все более актуальным. Фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж, для того, чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке. Многолетний опыт доказывает, что осмысленный, соответствующий  имидж очень важен для любого вида социальной деятельности [9, с. 153].

Поэтому в таких традиционных научных дисциплинах, как психология, экономика, социология, политология, возникают специальные научно - практические отрасли: теория и практика рекламы, имиджелогия и другие. Их основным предметом является формирование образов, в том числе и социальных. Они оказывают помощь при решении задач в реальной жизни.

Имидж стоит в одной строке с такими определениями, как репутация, рейтинг, популярность, известность, авторитет, престиж и др. [10, с. 59-63].

Термин «имидж», в зарубежной профессиональной литературе, которая посвящена проблемам изучения данного понятия, употребляется в значении, которое сформулировано следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления. Это значит, что профессионалами термин «имидж» объясняется как образ, который понимается как совокупность материальных видимых характеристик объекта и идеальных невидимых его характеристик.

Большое число российских отечественных специалистов в данной области объясняют и переводят слово «имидж» как образ. Такое трактование этого понятия можно было бы считать допустимым, если бы в русском языке термин «образ» не имел бы различные значения, в частности такие, как:

- внешний вид, облик, внешность;

- живое, наглядное представление о ком - либо, чем - либо, которое возникает в воображении, мыслях кого-либо;

- форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;

- обобщенное художественное восприятие действительности, которое принимает форму конкретного индивидуального явления;

- характер, направление чего - либо:

- способ, средство.

Основываясь на всем вышесказанном, можно сказать, что термин «имидж» если и может использоваться как синоним понятия «образ» в значении внешний вид, то лишь как одна из составляющих частей имиджа.

Для того, чтобы сформировался имидж, надо воспринимать различные характеристики объекта и создать в своей психике образ этого объекта, а так же необходимо, чтобы к этому образу образовалось определенное отношение и определенная оценка этого образа, а также определенное представление о прототипе этого образа. Из этого выходит, что имиджем является отношение к образу и мнение о нем.

Образ самого себя нельзя считать имиджем без презентации этого образа в психику другого человека. Из этого следует, что имиджем человека можно назвать лишь тот оценочный образ человека, который сформировался у другого человека.

Отсюда следует, что имидж объекта возникает в тот момент, когда человек, который входит в определенную социальную группу людей (в данном случае учитель, который является членом педагогического коллектива школы), воспринимает внешние или внутренние характеристики какого-то объекта (другого человека, предмета или явления), в конечном итоге из-за этого восприятия в психике человека появляется образ данного объекта, он непреднамеренно сопоставляется человеком с собственной системой ценностей, в результате этого у человека формируется мнение о этом объекте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод,  что имидж человека - это впечатление о нем у группы людей в результате образовавшегося в их психике образа этого человека, который возник благодаря их прямому взаимодействию с ним или из полученной о нем информации от других людей. Фактически, имидж человека является то, как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение.

Имидж создает: сам человек, который рассчитывает, какой стороной повернуться к окружающим, какую информацию о себе представить;  имиджмейкеры - профессионалы, которые занимаются созданием имиджа для таких известных лиц, как политики, государственные деятели, артисты и т.п.; средства массовой информации - печать, радио, телевидение; имидж создают окружающие люди-друзья, родные, коллеги.

Основные составляющие имиджа: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии [11, с. 121].

Наш образ - это наш портрет, который мы показываем окружающим нас людям. Образ должен помогать нам, а не работать против нас. Из всего набора наших характеристик мы должны выбирать те, которые, безусловно, будут положительно оценены обществом.

Личностный имидж - сочетание ряда внутренних и внешних факторов, которые задают его составные - самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж.

Самоимидж выходит из прошлого опыта и показывает нынешнее состояние самоуважения. Для того, чтобы нас уважали, мы должны сначала научиться уважать сами себя.

Воспринимаемый имидж-это то, как видят нас другие люди. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Часто этому помогает тип одежды и ее форма.

В педагогике и в ряде других наук имидж получил свое заслуженное признание. Появление учителя как человека, который создает свой собственный имидж, позволяет говорить о формировании новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии.  В общепризнанном понимании, имидж учителя - это экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [14, с. 94].

 При создании имиджа учителя, качества, которые у него существуют, органично сплетаются с качествами, приписывающимися обществом.

Согласно  педагогической  имиджелогии,  имидж  учителя 

рассматривается как продукт особой деятельности по формированию или преобразованию имиджа, как следствие приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально - психологическое определение имиджа должно принимать во внимание его двойственную природу -  социальную и психологическую. Являясь образом субъекта для социальной группы, имидж в некотором смысле становится в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта. Имидж нельзя понимать только как факт психической жизни индивида, но в это же время неточным будет и описание его лишь как проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Имидж является проявлением работы психики по взаимодействию ее личных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

Если учесть все вышесказанное, то можно составить следующее социально - педагогическое определение имиджа учителя:  имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного образовательного процесса [18, с. 253].

         1.2. Психолого - педагогические аспекты имиджа учителя

Если рассмотреть работы, выполненные известными отечественными и зарубежными психологами, которые относятся к психологии  познания людьми друг друга, то можно четко увидеть определенные тенденции развития этого направления.

Человек понимает то, что он самостоятелен, то, что он выделяется в роли самостоятельного субъекта из окружающего мира только через взаимодействие с обществом. Человек сам приходит к самосознанию, к постижению собственного «Я» через познание других людей.

Понимание человеком самого себя, представление о  своих психических особенностях, не всегда  отражает их соответствующе. Мотивы, которые обосновывают поведение перед самим собой и окружающими людьми, не всегда справедливо выражают его побуждения,  в сущности определяющие его действия.

В исследованиях говорится о том,  что самосознание - это следствие изучения, требующего понимание реальной значимости своих переживаний. Самосознание тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, которое определяет правила оценки. Самосознание - это не изначальная данность, свойственная человеку, а результат развития. В процессе этого развития, в ходе приобретения жизненного опыта человеком, перед ним открываются все новые стороны бытия и совершается глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления создает тайное и главное содержание внутренней сущности человека, которое определяет мотивы его действий и смысл тех задач, которые он решает в жизни [9, с. 135].

Понять то, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый создает ее образ индивидуально, можно лишь при введении личности в познавательный процесс. Социальное познание, которое возникает, непосредственно,  в процессе контакта, подразумевает неизбежный коммуникативный процесс - это процесс постоянного обмена информацией. Все люди разные, и исходя из этого, каждый из нас показывает свой стиль социального познания, но притом, этот образ складывается сообща [4, с. 45-53].

Восприятие другого человека значит, прежде всего, восприятие его внешних признаков, сопоставление их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и их объяснение, исходя из его поведения.

С видением другого человека объединен уровень личного самосознания. Необходимость индивида быть личностью является причиной образования у других людей восприимчивости личности, которая актуальна  для сохранения единства, преемственности, общности, распространения  способов и продуктов деятельности и формирования веры друг в друга, без чего тяжело рассчитывать на достижение общей цели.

Необходимость быть личностью гарантирует активность включения индивида в систему общественных отношений. Человек, который получает в порядке обратной связи сведения об удаче, именно этим удовлетворяет требования персонализации. Это значит, что человек, который видит себя  индивидуальностью, который достигает разной оценки себя как личности,  показывает себя в окружающем мире как требование, которое нужно для ее существования, так как он создает целостный итог, что делает возможным сохранить ее как целое. Умение быть личностью, главным образом, дано субъекту как что-то особое, то, что выделяет его из общества и противоположно другим людям, как шанс представить, направить на них свою индивидуальность, неповторимость, своеобразие [4, с. 49].

Мир каждого человека сосредоточен вокруг него самого. Человек, имеющий определенный статус, позволяет ему предполагать и настаивать на  определенном отношении со стороны других людей, а отношение к людям часто определяется положением, которое он имеет, вовсе независимо от его личностных особенностей. Все люди ставят себя среди своего условного круга. Понимание человека самого себя, безусловно, является прямым выражением того, кто он есть, или того, что он делает [2, с. 132].

В выражении личности обретает отображение ее суть. Для того чтобы точно объяснить и познать ее сущность, нужно посмотреть на личность во всех ее основных взаимосвязях с реальностью, иначе говоря в работе, познании и коммуникации.

Постижение людьми друг друга является обязательной областью их общения и обстоятельством координирования каждым из них своих действий согласно с условиями и решаемыми проблемами. Оценка, мнение и знания о других людях, позволяют человеку поступать в отношении к каждому из них рационально. Познание человеком самого себя строится исходя из множественных соотнесений и сравнивания себя с другими, оно, возникнув и непрерывно прогрессируя, также воздействует на образование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним как компонента его имиджа.

Связь людей друг с другом, по сравнению со связью его с неживой вещью или с одушевленным существом, лишенным разума и самосознания, носит субъектно - субъектное направление. Все это является немаловажным мотивом для исследования имиджа как социально - психологического явления [2, с. 145].

Анализ содержания работ, которые относятся к психологии познания людьми друг друга, дает возможность отчетливо увидеть главные тенденции, и даже первоисточники возникновения имиджа человека и имиджелогии как отдельной науки.

Одна из этих тенденций состоит в том, что поэтапно все более обогащаются знания о феноменологии, закономерностях и механизмах, которые, выражают ценность психологии познания людьми друг друга и становятся объектом внимания исследователей. На начальной стадии   целенаправленной работы в этой отрасли психологами были освоены в основном особенности восприятия людьми друг друга и образование понятия о личности человека у людей, связанных с ним. Так была изучена в сопоставлении специфика восприятия людьми человеческого лица и просто предмета, обнаружены изменения, которые происходят в восприятии и понимании другого человека на протяжении дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста и более зрелого возраста.

В тот же период перед нами предстали и иные работы, которые раскрывают воздействие полученной человеком специальности на понимание им других людей и на образующуюся точку зрения об их личности.

Был совершен рывок по исследованию психологических условий, которые раскрывают своеобразие формирования у человека идеалов и образцов, как возрастных, так и профессиональных, которые влияют на восприятие им внешнего облика других людей и социально-психологическую трактовку этого облика.

Имидж имеет сходные со стереотипом свойства: ярко выраженную эмоциональную оценку, стойкость у представителей различных социальных групп, схематичность. Имидж характеризуется группой свойств, которые позволяют говорить о нем как об обособленном механизме социального познания.

Имидж является намеренно конструируемым образом для вероятных обучающихся и всех участников целостного учебно - воспитательного процесса, совпадающий с их ожиданиями и потребностями [12, с. 69].

В имидже в первую очередь задается: примитивность и недостаточность, а также благоприятное течение эмоционального оценивания. Имидж занимает важное место при непрямом общении больших групп людей, когда главным информационным источником об образовательном учреждении, школе или определенном учителе являются средства массовой коммуникации.

Имидж – это образ, который методом ассоциаций наделяет объект дополнительными преимуществами, которые не имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но которые обладают социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Это определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж учителя, имидж школы или имидж учреждений образования. Разница между имиджем учителя и имиджем школы состоит лишь только в том, что при восприятии предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, которые присущи в той или иной степени учителю или лидеру.

1.3. Психологический инструментарий в имиджелогии учителя и особенности его использования в учебно-воспитательном процессе

Основываясь на имеющихся определениях имиджа, можно выдвинуть на первый план его  составные части. Особо важные из них: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа  профессии - внутреннее  "Я".  

Внешний вид способствует привлечению к себе внимания, он создает положительное расположение к себе, помогает выглядеть в глазах других людей не просто привлекательным человеком, но и превосходным педагогом. Учителя обязаны располагать к себе и детей и взрослых всем своим внешним  видом. В педагоге должны отображаться его  внутренний мир, любовь к детям и их опека. Дети берут пример со взрослых и, прежде всего, со своего любимого учителя. В способе одеваться выражается одно из важных правил:  красиво  выглядеть – это значит   проявлять уважительное отношение к окружающим людям. Это значит,  что такие требования, которые предъявляются к  внешнему облику человека, помогают учителю сделать  свой профессиональный имидж лучше. Если грамотно выбирать одежду, то это будет способствовать профессиональному успеху. Не нужно приходить на работу в ультрамодной  одежде, это может спровоцировать недоверчивое отношение  к профессиональным  качествам.  

Мудро совмещая требования моды со своим внешним обликом, необходимо придерживаться такого правила: одеваться чрезмерно модно -  это признак плохого вкуса, быть позади моды также неприемлемо, то есть нужно одеваться в соответствии с модой, но так, чтобы это не было явно выражено. Настоящий педагог не будет с помощью одежды заострять внимание на своей привлекательности, он станет показывать на работе свой разум, профессиональные качества, которые намного значительнее во всех отношениях, чем внешность.

Вербальные и невербальные средства общения – это очень важные составляющие имиджа педагога. Что и как учитель говорит, какие жесты и позы при этом использует, что происходит с его мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это воздействует на восприятие младших школьников. Для совершенствования своего мастерства педагогу нужно сконцентрировать внимание и на умении показать себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации ученик получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

В структуру речевого общения входят:

1) значение и смысл слов, фраз: имеет важное значение употребление слова, его выразительность и элементарность, правильность построения фразы и ее доступность, точность произношения звуков, слов, смысл интонации;

2) речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи; наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

3) выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, которые возникают при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы и другие [26, с. 98].

Невербальные средства общения изучают следующие науки: кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса); токесика (тактильные взаимодействия); проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Большая часть исследователей согласны с такой точкой зрения, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях употребляется вместо словесных сообщений. Невербальное общение значимо тем, что оно демонстрируется обычно несознательно и беспричинно, зависимо от импульсов нашего подсознания; таким образом, отсутствие вероятности подделать эти импульсы дает возможность нам питать доверие к этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Существует  десять основных категорий информации о говорящем (учителе), которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю (ученику), вне зависимости от того, что говорит человек: индивидуально-личностная, эстетическая, эмоциональная, психологическая, социально-иерархическая, возрастная, половая, медицинская, пространственная и другие [10, с. 61]

Наиболее значимые позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика, то есть имиджа:

1. Общетелесное самораспоряжение (манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки - позиции той или иной длительности пребывания): высокая подвижность во всех ее проявлениях может легко выступить отвлекающим фактором; у каждого человека из - за его индивидуальности, например, типологической, существует свой диапазон подвижности;  психологический эффект педагогического воздействия в меньшей мере обусловлен абсолютной силой поведенческого фактора, он зависит от его уместности и относительной меры в рамках возможностей учителя;  умеренная или даже специально ослабленная интенсивность поведенческого воздействия часто приводит к желаемым и значительным результатам.

2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам.

3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно - выразительный и воздейственный уровень, так как   мимика соединяется с речью, хотя, естественно, может быть использована учителем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.

4. Интонационное поведение - это  психическое  явление, которое  справедливо  обозначить  термином “поведение”, так как оно  охватывает  большую часть   учительской  деятельности и преобладает над  поведенческими показателями. Не без причины происходит так, что одно и то же выражение   учителя может восприниматься учениками  неодинаково.  

5. Саморегуляция речи - выражается в контроле педагогом за громкостью   звучания речи и ее  характеристикой.  

Выявлено, что информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Крайне важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо усиливается тогда, когда в роли воспринимающих ее выступают дети - главная учительская аудитория.

Также не менее важно, чтобы имидж не отличался от внутренних установок учителя, чтобы он соответствовал его характеру и мнению. Учитель становится лучше тогда, когда создает свой образ. Личностное как нечто внутреннее выявляются с помощью деятельности, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы границей перехода личностного (внутреннего) во внешнее - продуктивное. Как правило, это - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в способе общения со всеми участниками целостного образовательного процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение обучающихся, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ – это, главным образом, культура педагога, непосредственность и свобода, очарование, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие [24, с. 236].

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока [24, с. 237].

                                   

                                           Выводы по главе I

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что имидж - это впечатление о человеке, которое он производит на общественность. Множество специалистов объясняют и переводят слово «имидж» как образ. Каждый из нас создает представление о себе, которое складывается на основе внешнего облика, поступков, привычек, манеры говорить. Образ самого себя не может считаться имиджем без представления его в психику других людей. Имидж создает сам человек, который продумывает, какой стороной повернуться к окружающим, какую информацию о себе представить.  Можно подчеркнуть, что первое впечатление об одном и том же человеке в большей степени связано с особенностями человека, который оценивает. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении.

Основные составляющие определения имидж - внешний облик, манера поведения, мимика, жесты, темп речи, тон голоса. Имидж стоит в одном ряду с такими понятиями, как популярность, репутация, авторитет и т.д.

Личностный имидж - это сочетание ряда внутренних и внешних факторов, которые задают его составные - самоимидж, воспринимаемый имидж, требуемый имидж.

Самоимидж исходит из прошлого опыта и показывает нынешнее самоуважение.

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас окружающие.

Требуемый имидж - это имиджевые характеристики, которые связаны с определенными профессиями.    

Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям.

Следовательно, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по  развитию своих личностных качеств.

Глава II. Изучение педагогического имиджа учителя начальных

2.1 Характеристика представлений субъектов образовательного процесса об имидже учителя

Если учитывать, что не все педагоги целенаправленно задумываются о создании собственного профессионального имиджа, то  при исследовании необходимо было сосредоточить внимание учителей на определенных высказываниях, которые касаются восприятия учащимися некоторых характеристик их личности. Суждения, которые были представлены для респондентов (учащихся и учителей), имели одинаковый смысл, но были несколько переформулированы в соответствии с категорией респондента.

Так или иначе, педагоги, отвечая на предложенные вопросы, должны пересмотреть для себя какие - то формы поведения, задумываясь о том, как на них ответили бы дети.

Проведенные методы опроса позволят представить модель положительного имиджа педагога, включающую определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.

Таким образом, в практической части данного исследования ставятся следующие задачи:

1) Выявить положительное и отрицательное отношение педагогов и учащихся к представленным вопросам, касающихся внешнего облика учителя, его вербальных и невербальных средств коммуникации и т. д.;

2) Составить методические рекомендации по корректировке профессионально - педагогических качеств, что позволит внести изменения в свой имидж, заняться целенаправленным формированием (изменением) своего образа.

Базой исследования была выбрана МКОУ «Нижне-Масловская начальная общеобразовательная школа» Луховицкого района. В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 10 человек, а также  учителя, работающие в этой школе, в количестве 5 человек.

С целью определения отношения к имиджу педагога была проведена беседа с обучающимися и учителями, причем вопросы имели одинаковый смысл, но для учащихся они были скорректированы.

                    Беседа «Имидж учителя начальных классов»

                                               (для учителей)

1. Как Вы считаете, лучше, если в гардеробе педагога  преобладают  вещи классического стиля темных тонов?

2. Как Вы думаете, когда учитель строгий, дети серьезнее относятся к обучению?

3. Вам бы хотелось быть таким учителем, каким был определенный учитель, обучавший Вас в школе?

4. Как Вы считаете, лучше, когда учитель высмеивает промахи учеников, тем самым, ориентируя их на безупречную учебную деятельность?

5. Учителю следует уделять своему облику большую часть времени?

                      Беседа «Имидж учителя начальных классов»

                                                    (для учеников)

1. Лучше, если в гардеробе педагога преобладают вещи классического стиля темных тонов?

2. Когда учитель строгий, к преподаваемому им предмету относишься серьезнее?

3. Тебе бы хотелось быть похожим на одного из учителей школы?

4. Лучше, когда учитель высмеивает твои неудачи в учебе, тем самым, подстегивая тебя учиться лучше?

5. Учителю следует уделять своему внешнему облику большую часть времени?

Результаты беседы приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные результаты беседы по определению отношения к имиджу педагога

№ вопроса

                    Ответы учителей

                  Ответы учеников

   Положительные

Отрицательные

Положительные

Отрицательные

1

      4 чел. (80 %)

   1 чел. (20 %)

   5 чел. (50 %)

  5 чел. (50 %)  

2

      3 чел. (60 %)

   2 чел. (40 %)

    4 чел. (40 %)

 6 чел. (60 %)

3

      4 чел. (80 %)

   1 чел. (20 %)

    8 чел. (80 %)

  2 чел. (20 %)

4

   5 чел. (100 %)

  10 чел. (100 %)

5

    5 чел. (100 %)

  6 чел. (60 %)

 4 чел. (40 %)

На вопрос «Как Вы считаете, лучше, если в гардеробе педагога  преобладают  вещи классического стиля темных тонов?/ Лучше, если в гардеробе педагога преобладают вещи классического стиля темных тонов?» учителя дали в основном положительный ответ, кроме одного человека, а ученики разделились на равное количество положительных и отрицательных ответов.

На вопрос «Как Вы думаете, когда учитель строгий, дети серьезнее относятся к обучению?/Когда учитель строгий, к преподаваемому им предмету относишься серьезнее?» трое из учителей дали положительный ответ, а двое не согласились с данным высказыванием; четверо учеников согласились с тем, что учитель должен быть строгим, а шестеро из них не согласились.  

На вопрос «Вам бы хотелось быть таким учителем, каким был определенный учитель, обучавший Вас в школе?/ Тебе бы хотелось быть похожим на одного из учителей школы?» четверо из учителей ответили положительно, а один из них не вспомнил такого учителя, на которого он хотел бы быть похож; восемь учеников ответили, что хотят быть похожи на определенных учителей школы, двое не согласились с данным высказыванием.

На вопрос «Как Вы считаете, лучше, когда учитель высмеивает промахи учеников, тем самым, ориентируя их на безупречную учебную деятельность?/ Лучше, когда учитель высмеивает твои неудачи в учебе, тем самым, подстегивая тебя учиться лучше?» никто не ответил положительно.

На вопрос «Учителю следует уделять своему облику большую часть времени?» все учителя ответили, что нужно уделять много времени, но не большую ее часть; шестеро учеников ответили положительно на данный вопрос, а четверо из них посчитали, что это не так важно.                                         

Для выявления представлений об имидже учителя было проведено анкетирование, на вопросы которого необходимо было ответить Да/Нет   (+/-). В ряде вопросов необходимо  было дать развернутый ответ.

                                   Анкета « Имидж учителя»

                                     (для учителей и учеников)

1. Учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым?

2. Уверенность учителя вселяет уверенность и в учеников?

3. Чтобы воспитывать современных детей, педагогу необходимо, в первую очередь, быть самому современным в широком понимании этого слова?

4. Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций?

5. Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок будет проходить в непринужденной обстановке?

Полученные результаты анкетирования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования по выявлению представлений об имидже учителя

№ вопроса

              Ответы учителей

                  Ответы учеников

 Положительные

  Отрицательные

 Положительные

 Отрицательные

1

 5 чел. (100 %)

9 чел. (90 %)

1 чел. (10 %)

2

5 чел. (100 %)

9 чел. (90 %)

1 чел. (10 %)

3

4 чел. (80 %)

1 чел. (20 %)

10 чел. (100 %)

4

5 чел. (100 %)

8 чел. (80 %)

2 чел. (20 %)

5

5 чел. (100 %)

8 чел. (80 %)

2 чел. (20 %)

Интерпретация ответов учеников и учителей показала, что лидирующее число одобрений получили высказывания, которые рассмотренны ниже по принципу первенства.

Первое место занимает высказывание о том, что учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым, но один ученик не согласился с этим утверждением. На этом же месте находится высказывание о том, что уверенность учителя вселяет ее и в ученика. На втором месте, одобренное учениками суждение о необходимости педагогу быть современным в широком смысле этого слова, чтобы воспитывать современных детей.

Третье место по результатам анкетирования занимают два высказывания с одинаковым количеством положительных ответов:

1) Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.

2) Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок будет проходить в непринужденной обстановке.

Эти два высказывания в данном аспекте несколько противоречивы:  учитель должен постоянно контролировать себя в эмоциональной сфере, но при этом должен оставаться таким, какой он есть. Данное противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, педагог, который полностью уверен в своей позиции в классе не будет применять яркие черты своего характера для создания необходимого ему образа.

Для уточнения представлений субъектов образовательного процесса об имидже учителя было проведено тестирование. Вопросы для педагогов и обучающихся носили одинаковый характер, но для учеников они были немного скорректированы.

                                        Тест «Имидж учителя»

                                                (для учителей)

1. Мягкий, уступчивый характер преподавателя располагает к максимальному восприятию информации?

А) Да

Б) Нет

2. Педагог должен быть неприметным и восприниматься лишь как цензор знаний учеников?

А) Да

Б) Нет

3. Иногда я ловлю себя на том, что дети выражают такую же мимику что и я?

А) Да

Б) Нет

4. Когда учитель иногда поглядывает на наручные часы - это вселяет ощущение, что все под контролем?

А) Да

Б) Нет

5. Чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении материала - это все, что смогут запомнить дети с урока?

А) Да

Б) Нет

6. Не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке

А) Да

Б) Нет

7. Учитель не должен выделяться из толпы, должен вести себя так, как и подобает учителям, несмотря на внутреннее противоречие какому - либо действию?

А)Да

Б) Нет

                                       Тест «Имидж учителя»

                                               (для учеников)

1. Мягкий, уступчивый характер преподавателя располагает к максимальному восприятию информации?

А) Да

Б) Нет

2. Педагог должен быть неприметным и восприниматься лишь как цензор знаний учеников?

А) Да

Б) Нет

3. Иногда я ловлю себя на том, что дети выражают такую же мимику что и определенный учитель школы?

А) Да

Б) Нет

4. Когда учитель иногда поглядывает на наручные часы - это вселяет ощущение, что все под контролем?

А) Да

Б) Нет

5. Чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении материала - это все, что я запомнил (а) с урока?

А) Да

Б) Нет

6. Не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке

А) Да

Б) Нет

7. Учитель не должен выделяться из толпы, должен вести себя так, как и подобает учителям, несмотря на внутреннее противоречие какому - либо действию?

А)Да

Б) Нет

Полученные результаты проведенного тестирования приведены в таблице 3.

       Таблица 3. Результаты тестирования по выявлению представлений об имидже учителя

   № вопроса

            Ответы учителей

         Ответы учеников

Положительные

Отрицательные

Положительные

Отрицательные

1

3 чел. (60 %)

2 чел.  (40 %)

7 чел. (70 %)

3 чел. (30 %)

2

1 чел. (20 %)

4 чел. (80 %)

4 чел. (40 %)

6 чел. (60 %)

3

4 чел. (80 %)

1 чел. (20 %)

8 чел. (80 %)

2 чел. (20 %)

4

4 чел. (80 %)

1 чел. (20 %)

3 чел. (30 %)

7 чел. (70 %)

5

3 чел. (60 %)

2 чел. (40 %)

5 чел. (50 %)

5 чел. (50 %)

6

5 чел. (100 %)

7 чел. (70 %)

3 чел. (30 %)

7

5 чел. (100 %)

9 чел. (90 %)

1 чел. (10 %)

Половина из опрошенных считают, что чрезмерная жестикуляция учителя при объяснении материала значительно мешает запоминанию и усвоению темы урока.

Большую часть учеников вводит в состояние напряжения, когда учитель на протяжении всего урока смотрит на наручные часы. Ученики объясняют это тем, что педагог, скорее всего, ждет с нетерпением окончания урока, а вовсе не следит за временем, которое  отведено на определенный этап.

Из десяти семь учеников утвердительно ответили на суждение "Опоздав на урок, не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке". Это доказывает, что все же внешний облик учителя так или иначе влияет на осознание обучающимися собственного безупречного внешнего вида, так как школьники сами тщательно следят за собой. Показателем того, что многие ученики, пусть даже и, не осознанно желая  быть похожими на кого - либо из учителей своей школы, так или иначе, выявляют в себе моменты копирования мимики, тембра, интонации голоса определенного педагога.

Обучающиеся, сами того не осознавая, указывают на развитую Я-концепцию учителя, что и позволит ему целенаправленно или же неосознанно создать такой имидж, который был бы положительно принят всеми учениками. Это педагог с современным взглядом на мир, который  максимально уделяет внимание собственной позиции, имеющий твердый характер, ограненный позитивным настроем и сопутствующей приветливостью. Яркое настроение учителя имеет отражение и в своей внешности и в творческой деятельности. Классика для педагога приемлема, но предпочтительнее вещи разных стилей в гардеробе педагога. В данной совокупности дети видят блистательного учителя.

Респонденты категорически против высказывания о необходимости учителя быть весьма критичными к неудачам учеников. Все это говорит о том, что педагоги осознают тот факт, что личность учителя и созданная им среда для взаимодействия с обучающимися, положительно влияют на представления о педагоге.

Учителей значительно беспокоит, в каком виде они предстанут перед учениками. Это показывает согласие четверых из пяти опрошенных учителей на высказывание о необходимости педагогу убедиться в том, что он безупречно выглядит, перед тем как он зайдет к детям в класс. А также  согласие на выражение о стремлении уделять своей внешности достаточное количество времени.

Практически все опрошенные подчеркивают необходимость педагога оставаться таким, какой он есть при стремлении быть современным, в некоторой степени строгим, мягким или уступчивым, овладеть актерским мастерством. Другими словами нужно найти золотую середину взаимодействия между желаемыми и существующими чертами в образе педагога.

Многие из учителей отметили, что необходимо в течение всей педагогической деятельности работать над представлениями о себе, соотнесение их с реальностью. Это позволит достичь намеченной цели.

Цель педагога, прежде всего, установить контакт с учащимися, чему способствует максимально  продуманный положительный педагогический образ. Это, безусловно, будет способствовать успешной педагогической деятельности, удовлетворяя процесс и результат своего труда. Результат деятельности позволит укрепить сформировавшийся имидж, положительно воздействующий на учеников.

По результатам проведенных диагностик можно сказать о том, что учителя готовы постоянно совершенствоваться, а это значит пересматривать и изменять свой профессиональный образ. И, что самое важное, результаты опросов среди педагогов и учеников не выявили диссонанса в ответах между субъектами образовательного процесса. Учителя и учащиеся сошлись во многих аспектах, которые были представлены в диагностиках.

Учителя, так или иначе, задумываются о влиянии имиджа на взаимодействие с учениками при уже сформировавшемся представлении о нем у учащихся и, выявив какое - то неудовлетворение в восприятии окружающими, педагог ставит перед собой цель - пересмотреть что - то в себе. Таким образом, происходит осознанное формирование положительного имиджа: анализ, осмысление и изменение в существующем образе нежелательных качеств, пересмотр некоторых компонентов имиджа, создание и апробирование идеальной модели, оценка результатов.

Сравнительные результаты проведенных диагностик представлены в таблице 4.

Таблица 4. Наиболее значимые составляющие педагогического имиджа учителя начальных классов

         Составляющие педагогического имиджа

       Ответы учителей

     Ответы учеников

Внешний вид

100 %

90 %

Манера поведения (передвижение по классу, позы, походка)

80%

70 %

Характер

70 %

60 %

Жестикуляция, мимика

90 %

80%

Настроение

60 %

60 %

Темп речи, тон голоса

60 %

50 %

Если сравнить результаты диагностик, то можно сделать вывод, что по мнению учителей и учеников наиболее важными составляющими педагогического имиджа являются внешний вид, жестикуляция и мимика.  

2.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа

Основными компонентами создания имиджа учителя являются следующие:

- построение имиджа лишь дополняет, а не заменяет педагогическую деятельность;

- необходимо создавать педагогический имидж еще до момента работы учителем;

- в основе общения должен лежать несложный язык, а проблемы, которые рассматриваются должны быть важными для всех;

- безусловно, нужны специалисты, которые смогут оценить педагога со стороны.

Помимо основных компонентов создания педагогического имиджа, также есть другой результативно воздействующий  компонент, такой как визуальные символы. С помощью визуального сообщения формируется много однообразных цепочек восприятия. Мысль головного мозга правого полушария - это образ. Она может быть основой догадки, интуиции. Эта мысль скрыта не только для других, но и для самого себя, она не имеет соответствующего языкового оформления.

Следовательно, визуальный канал по объему принимаемой информации является главным, а визуальное сообщение имеет большую долговременность. Именно этот канал является основным, потому что внешние параметры могут значительно видоизменить поведение человека. Первое впечатление от встречи формируется 9 % содержанием, а на 37 %-голосом и на 54 % - внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей индивидуальной и социальной, вследствие этого и считается самым сильным инструментом воздействия на других людей. Из этого следует, что имиджелогия учителя обладает определенными составляющими своих компонентов или характеристик, которые формируют его профессиональный имидж. Особо важными являются профессиональная компетентность учителя, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Педагогу нужно не только развивать умение представлять себя, ему в большей степени необходимо уметь видеть и оценивать себя и других. Немаловажно понимать то, цель развития и создания имиджа педагога - это воспитание учителя с актерскими качествами, проявляющиеся при решении  педагогических задач.

         Учитель часто сталкивается с различными проблемами межличностного общения. Невысокий уровень культуры педагогического общения или ее отсутствие часто приводят к появлению спорных ситуаций, к напряженным отношениям между учителем и обучающимися или даже всем классом. Удачное решение споров зависит от общей психологической грамотности и уровня культуры педагога. Главными нормами морали, на которых строятся взаимоотношения обучающихся и учителя, являются: уважение достоинства всех учеников, внимательное и доверительное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие педагогом школьника помогает установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту способность обеспечивает учителю умение грамотно оценивать по мимике, жестам, речи, поступкам обучающихся их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: перцептивный - восприятие и слушание человека; эмпатийный - сочувствие и сопереживание к человеку. Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большое количество педагогических работников не имеют в достаточной мере навыков слушания.

Слушание-это процесс, с помощью которого устанавливается взаимосвязи между людьми, появляется чувство взаимопонимания, делающее плодотворным любое общение. Слушание нуждается в  определенных навыках, которые должны быть у учителя, потому что этот  процесс занимает большую часть его жизни [16, с. 106].

Существует три вида слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание - вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, с помощью задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания:

1. Перефразирование (эхо - техника)

Сущность техники: возвратить собеседнику его высказывание, которое будет сформулировано своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...». Главная цель перефразирования - уточнение информации. Для этого берутся самые важные моменты высказывания. Но при «возврате» фразы не надо что-либо добавлять «от себя», разъяснять сказанное. Эхо - техника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и навести на разговор о том, что в его словах кажется вам более важным.

2. Резюмирование.

Эта техника подразумевает повторение фраз собеседника в более коротком варианте, краткое формулирование самого важного, подытоживание. Резюмирование способствует решению каких - либо проблем во время  обсуждения или рассмотрения претензий. Эта техника результативна в тот момент, когда обсуждение затянулось, повторяется или встало в тупик. Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.

3. Развитие идеи.

Эта техника имеет различия с предыдущими. В ней собеседник пытается вывести из высказывания логическое следствие, выдвинуть предположение о причине услышанного [15, с. 267]. С помощью этой техники можно уточнить главную мысль высказывания, быстрыми темпами пройти в разговоре вперед, можно без прямых вопросов получить необходимую информацию. Но при данной технике нельзя спешить в выводах, необходимо употреблять некатегоричные формулировки и мягкий тон. Активное слушание имеет важную роль при конфликтах, в тот момент, когда собеседник проявляет агрессию или показывает свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если появляется желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт. Частой ошибкой людей при использовании активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в свою пользу, пренебрегая мнением собеседника. Потом этот человек удивляется тому, что техника активного слушания не действует. Эту технику можно применять во многих ситуациях, например, когда ребенок огорчен, обижен, потерпел неудачу, когда он испытывает боль, стыд, страх. В таких случаях главное дать ему понять, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение. Иногда бывает так, что нужно выслушать человека, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае активное слушание не поможет. В этом состоянии люди не могут  контролировать свои эмоции, они не способны понимать суть беседы. Человеку нужно только одно-успокоиться, чтобы он мог контролировать себя, и только после этого с ним можно поговорить. В таких случаях результативным будет прием пассивного слушания.

Пассивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать [9, с. 74]. Эмоциональное состояние похоже на маятник: дойдя до самой высокой точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, но потом сила его чувств снова увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально.

Самое важное в этом виде слушания [9, с. 76]:

1) не молчать, так как глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а тем более у человека, который возбужден;

2) не задавать уточняющих вопросов, в виду того, что это лишь вызовет ответный взрыв раздражения;

3) не говорить собеседнику: «Успокойся, не волнуйся, все уладится»- он этих слов адекватно понять не может, они его выводят из терпения, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают.

Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» под собеседника, повторять его слова, эмоции, движения, иначе говоря, вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, иначе повторение действий будет оценено как издевательство над его переживаниями.

Эмпатическое слушание позволяет испытывать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не надо давать советов, не нужно стремится оценить говорящего, не надо его критиковать и  поучать. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания - такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания [11,с. 128 ]:

1) Необходимо настроиться на слушание: на время оставить свои проблемы, забыть про собственные переживания и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только так  можно понять, что чувствует партнер, «увидеть» его эмоции.

2) В своей реакции на высказывания собеседника нужно точно отразить переживания, чувства, эмоции, которые стоят за его словами, но надо сделать это так, чтобы показать партнеру, что его чувства не только правильно поняты, но и приняты.

3) Необходимо выдерживать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4) Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - это не объяснении скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Следует лишь отразить чувства партнера, но не разъяснять ему причину их появления. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» вызывают только ответную агрессию и защиту.

5) В те моменты, когда собеседник возбужден и разговор складывается таким образом, что он говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, совсем не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять его последние слова.

6) Методику эмпатического слушания можно применять только в том случае, если человек сам хочет рассказать о каких - то переживаниях.

Эмпатическое слушание помогает учителю лучше понимать ребенка, и  нейтрализует имеющуюся у учителя предрасположенность к оценке.

Из-за стремления многих учителей слушать другого человека не с целью вслушаться в то, что он им говорит, а больше с целью оценить его, часто возникают коммуникативные барьеры. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору.

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил [15, с. 79]:

1) воспринимать несогласия обучающихся как естественную реакцию, следствия критического отношения к информации;

2) учитывать глубинные мотивы конфликтов учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.);

3) выражать неизменную доброжелательность по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;

4) заинтересованно и уважительно относиться к любому мнению, даже абсурдному, заботиться о том, чтобы сохранить и повысить престиж каждого учащегося;

5) нужно критически оценивать конкретные действия, а не личность в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.);

6) контролировать за эмоциональную тональность спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;

7) использовать общепринятые нормы этикета при отстаивании своего мнения («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), признавать ошибки, извиняться за оплошность;

8) принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности;

9) иметь терпимость, уступчивость в мелочах;

10) дисциплинировать класс с помощью косвенных воздействий- переключения внимания, шутки;

Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:

1) Ограничение в отстаивании своей точки зрения, особенно, если она не совпадает с мнением педагога («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

2) Ориентация только на цели, которые были запланированы («Опять ты у нас, Петров, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Киселева, своими заумными вопросами!»).

3) Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Демешова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).

4) Нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Дугина! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).

5) Дисциплинирование  с помощью нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Кабакова, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).

6) Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

7) Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).

8) Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).

9) Высмеивание («Ребята, кого напоминает Круглов? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

10) Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове - две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Никитин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Кодочигова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

11) Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 30 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).

12) Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Юленька, Вовочка) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.

Таким образом, для того, чтобы вести коммуникативный диалог с обучающимися учитель должен иметь высокую культуру общения- лингвистическую, нравственную, психологическую, педагогическую. Она является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, которая показывает степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров во взаимодействии. Учитель, который имеет высокий уровень коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. С помощью этих достоинств образуется психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стараться принимать ребенка со всеми его недостатками и неудачами.

Принимать ребенка - это значит [19, с. 46]:

1) проявлять к нему терпимость, пытаться понять его и помочь ему;

2) уважать его личность, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

3) признавать за ним право быть непохожим на других;

4) смотреть на проблему с его позиций, его глазами;

5) иметь в виду индивидуально - психологические и личностные особенности ребенка.

Особо важно выражение коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка. На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты - высказывания», «Я - высказывания» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Когда учитель высказывает свои чувства без приказа, осуждения или выговора, он оставляет за ребенком право самому принять решение, учитывая переживания взрослого.

Схема «Я - высказывания» такова [19, с. 47]:

1) Описание ситуации, которая вызывает напряжение: «Когда я вижу, что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что...».

2) Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».

3) Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и образованию положительного педагогического имиджа учителя помогает знание и выполнение «заповедей общения»:

1) Отношения с людьми - это главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими, стройте их на взаимопонимании и доверии.

2) Когда вы общаетесь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Являясь учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Помните, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее - вот смысл вашей работы.

3) Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Не забывайте, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

4) Когда приходите к человеку, старайтесь оставить свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Когда говорите с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим мнением о нем. Необходимость в равенстве свойственна всем, а тем более детям.

5) Учитесь смотреть на себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, попытайтесь встать на место того человека, с которым вы разговариваете.

6) Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам других людей, она служит источником благоприятного эмоционального настроя, вызывает у окружающих готовность общаться с вами.

7) Расширяйте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Не забывайте, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает окружающих, в особенности, когда все это сочетается с вниманием, умением понимать других.


                                       

                                       

                     

                                     

                                   

                                       Выводы по главе II

Для изучения педагогического имиджа учителя нами были проведены следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Задачи практической части данного исследования:

1) выявить положительное и отрицательное отношение педагогов к определенным вопросам, которые были представлены в диагностиках, касающиеся внешнего вида, жестов, мимики и т.д.;

2) составить методические рекомендации по созданию педагогического имиджа учителя начальных классов.

 Базой нашего исследования была выбрана МКОУ «Нижнее-Масловская НОШ» Луховицкого района. В диагностиках учувствовали дети младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса и учителя.

При исследовании внимание педагогов было сосредоточено на определенных высказываниях, которые касаются восприятия обучающимися некоторых характеристик их личности. Проведенные диагностики позволили представить модель положительного педагогического имиджа учителя начальных классов.

После проведенных нами методов исследования можно сказать о том, что учителя готовы постоянно совершенствоваться, а это значит пересматривать и изменять свой профессиональный образ. Результаты опроса среди учеников и педагогов показали, что они сошлись мнениями на многие вопросы.

Интерпретация ответов на вопросы диагностик показывает осознание учителями того, что педагогический имидж учителя и созданная им среда для взаимодействия с обучающимися, влияет на представления о педагоге.

С помощью проведенных методов исследования мы составили методические рекомендации по созданию педагогического имиджа для учителей начальных классов. В них вошли такие пункты, как:

1) видеть в каждом ребенке  то, что выгодно отличает его от других детей;

2) не забывать про интересы, стремления школьников;

3) учиться видеть себя со стороны;

4) чаще улыбаться;

5) развивать свой внутренний мир, таланты и способности;

6) необходимо уметь слушать и слушать обучающихся.  

Результаты изучения свидетельствуют о том, что имидж учителя влияет на формирование личности младшего школьника, так как учащиеся, сами того не осознавая, часто копируют педагога.       

                                     

                                              Заключение

В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми.

Постоянная включенность в общение с учениками в течение рабочего дня требует от учителя больших нервно - психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешним видом и формами поведения. В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально - психологические свойства личности.

Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека.

На основании полученных результатов диагностик, проводимых с учителями и учениками, сформулирован ряд методических рекомендаций, которые направлены на оптимизацию формирования имиджа учителя.

В результате изучения проблемы мы нашли подтверждение того, что имидж педагога начальных классов действительно оказывает эффективное влияние на процесс становления личности младшего школьника, а формирование имиджа происходит благодаря активной, осознанной и целенаправленной деятельности субъекта имиджа, которая направлена на самопознание, самовыражение и самосовершенствование в различных аспектах.

Таким образом, в итоге можно сказать, что учитель - это образец для подражания для учеников, так как они проводят вместе очень много времени. Педагоги могут оказать на школьников как позитивное, так и негативное влияние, в зависимости от имиджа учителя.  Если педагог имеет соответствующий внешний вид, он аккуратен, имеет высокую культуру общения, грамотно использует вербальные и невербальные средства общения, то и ученик будет брать с него положительный пример сам о том не подозревая.


                               Список  использованной литературы

1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитания [Текст] / Ю. П. Азаров. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

2. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970.-135 с.

3. Вавилов, Ю. П. О педагогических способностях учителя младших классов [Текст] / Ю. П. Вавилов // Диагностика познавательных способностей. - Ярославль.: ЯГПИ. - 1986. - С. 18-25.

4. Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53.

5. Григорьев, Д. В. Школьник как субъект воспитания  [Текст] / Д. В. Григорьев // Классный руководитель. Научно - методический журнал. - 2002 - № 2. - С. 10-11.

6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников  [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005 - № 8. - С. 17.

7. Кан - Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан - Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

8. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя //Журнал прикладной психологии. - № 6. – 2005. – С. 45-48.

9. Калюжный А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ. – Алматы: Гылым, 1994. – 156 с.

10. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). – М., ГУУ, 2006. - С. 59-63.

11. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.

12. Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (14). – М., ГУУ, 2005. - С. 71-81.

13. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

14. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. - М.: Ниола - Пресс, 1998.-144 с.

15. Крутецкий, В. В. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В. В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

16. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с.

17. Легенький, Г. И. Цели и способы воспитания [Текст] / Г. И. Легонький. - М.: Просвещение, 1990. - 134 с.

18. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Знание, 1984. - 400 с.

19. Маркова, А. Н. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А. Я. Никонова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40 - 48.

20. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен [Текст] / М. В. Захарченко. - СПб.: Алетейя, 2000. - 469 с.

21. Найденская, Н. Библия стиля : [гардероб успешной женщины] / Н. Найденская, И. Трубецкова ; [фот. Ю. Майоровой]. — М. : ЭКСМО, 2012. — 251 с.

22. Никандров, Н. Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания [Текст] / Н. Д. Никандров // Школа. - 2005. - № 4. - с. 6.

23. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники / А. Ю. Панасюк. — 3-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2013. — 267 с.

24.  Почепцов Г.Г. Имеджелогия. – М.: Рефл-бук, 2013. – 768 с.

25. Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. - М: Школа-Пресс, 1997.-384 с.

26. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 513 с.

27. Тетерина, С.М. Не бойтесь выйти на «подиум» / С.М. Тетерина // Библиотека. -2014. - № 12. - С. 46-48.

28. Тонков, Е. В. Теория и практика воспитания [Текст] / Е. В. Тонков. - Москва - Бедгород, 2003. - 108 с.

29.  Ускова, В. Имидж профильного учреждения / В. Ускова // Библиополе. - 2007. - № 10. - С. 56-59.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

31. Фролов, П. Т. Творцы и новаторы педагогического процесса [Текст] / П. Т. Фролов. - Москва - Белгород, 2003. - 33 с.

32. Цветкова, Г. В. Профессиональный стандарт педагога [Текст] / Г. А. Ястребова. – М.: Учитель, 2016. – 40 с.

33. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: 2012. – 480 с.

34. Шепель, В. М. Профессия имиджмейкер / В. М. Шепель. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 524 с.