Доклад "Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях ведения ФГОС ООО
XXI век смело можно назвать веком технологий. Куда ни бросишь взгляд, вокруг нас – продукты технологической переработки, а сама жизнь наша – смена различных химических, биологических и технологических процессов. Вся история материальной культуры человечества связана с использованием законов природы, а фундаментальные знания являются научной основой общих принципов организации промышленности и сельского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kompetentnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Озерная средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Профессиональная компетентность
учителя технологии в условиях введения
ФГОС ООО
Подготовила учитель технологии
Бадыгин Руслан Ринатович
Октябрь 2018
XXI век смело можно назвать веком технологий. Куда ни бросишь взгляд, вокруг нас – продукты технологической переработки, а сама жизнь наша – смена различных химических, биологических и технологических процессов. Вся история материальной культуры человечества связана с использованием законов природы, а фундаментальные знания являются научной основой общих принципов организации промышленности и сельского хозяйства. Медицина, генетика, селекция, ветеринария, сельскохозяйственная практика, экология основаны не только на знании биологии, химии, физики но и на технологии производства и переработки.
Тем печальнее видеть, как в нашей стране учащиеся все чаще выбирают в качестве своей будущей профессии юриспруденцию, психологию, экономику. И это – в то время, когда во всем мире растет престиж именно биолого-химических знаний и рабочих профессий со знанием инженера!
Специалисты в рабочих профессий будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 50 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2020 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без специалистов здесь будет совсем не обойтись.
Перед общеобразовательной школой всегда стояла и стоит проблема: как при обучении основам наук учитывать индивидуальные особенности учащихся – их интересы, склонности, способности? Очевидно, в рамках общего образования необходима определенная дифференциация обучения с учетом интересов и направленности личности школьников. Одно из решений данной проблемы – открытие специализированных классов, в которых один предмет или цикл предметов учащиеся изучают по специальным программам.
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход.
В чем его суть? Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Предмет технологии, что бы не говорили, это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Это контроль не должен быть тоталитарным и все подавляющим. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке.
Чтобы характеризовать многоаспектную деятельность личности в настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций:
ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;
межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.
Проблема выделения ключевых компетенций является всеобщей для педагогического сообщества и выступает предметом обсуждения на многих симпозиумах и семинарах. Так, симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в 1996 г. В Берне, отметил: «Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на успех, важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни».
Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:
познавательная компетенция;
социальная компетенция;
коммуникативная компетенция;
информационная компетенция.
В плане подготовки к жизни в постоянно меняющемся социуме легко понять, по какой причине желательно отдавать предпочтение развитию компетенций «широкого спектра», способных проявить себя в самых разных ситуациях и условиях.
Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
К ключевым компетенциям относятся
• информационная компетенция;
• коммуникативная компетенция;
• компетенция разрешения проблем.
Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях введения ФГОС ООО:
Позиции, которые определяют профессиональную компетентность учителя технологии в условиях введения ФГОС ООО:
- Знания в области преподаваемого предмета «Технология»; ориентация в современных технологиях обработки и переработки материала; владение методиками преподавания предмета «Технология»;
-Предметно-методологическая
- Теоретические знания в области психологии и педагогики об индивидуальных особенностях учеников, умение использовать эти знания в образовательном процессе
- Психолого-педагогическая
- Умение проектировать здоровьесберегающую среду; формирование здорового образа жизни - в области здоровьесберегающих технологий
- Владение технологией использования информационно-коммуникационных технологий в обучении. Владение методиками и технологиями медиаобразования
- Информационно-коммуникационные технологии
- Практическое владение приемами общения - Коммуникативная компетентность
Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей и развивающей среды. Он уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность. А значит, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении по предмету «технология» и воспитании обучающихся.