Способы организации проблемного обучения.
Презентация "Способы организации проблемного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pershina_l.i._sposoby_organizatsii_problemnogo_obucheniya.ppt | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.» М.Монтень
Великие педагоги, внедрявшие идеи активизации познавательной деятельности обучающихся Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.) Жан – Жак Руссо (1712 – 1778 г.) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.) Александр Яковлевич Герд (1841-1888г.) Джон Дьюи (1859-1952г.) Б.Е.Райков Т.В.Кудрявцев А.М.Матюшин М.И.Махмутов В.Оконь Д.В.Вилькеев А.А.Вербицкий Л.Б.Рылова и многие другие современные педагоги
Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.
Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Причины эффективности большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу. знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач.
Цели проблемного обучения 1 . Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. 2. Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. 3. Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся .
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
Принципы : связь предмета изучения с жизнью; принцип дифференциации при решении творческих задач; отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся; личностная значимость изучаемого и сделанного; активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры; учет и рассмотрение региональных особенностей, привычного детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края; принцип единства восприятия и созидания; развитие художественно-образного мышления. Творческое освоение ИКТ при решении художественных задач.
Место проблемного обучения На любом предметном содержании На любом возрастном этапе
Проблемность как принцип обучения Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
Правила создания проблемных ситуаций Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.
Применение мотивирующих примеров
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :
Достоинства и недостатки проблемного обучения Недостатки в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Достоинства обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. способствует формированию мотивации достижения успеха развивает мыслительные способности обучающихся
Функции проблемного обучения Общие Специальные Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности Развитие познавательной самостоятельнос-ти и творческих способностей учащихся Воспитание навыков творческого усвоения знаний Воспитание навыков творческого применения знаний Формирование диалектико-материалистического мышления,как основы мировоззрения школьников Формирование и накопление опыта творческой деятельности
Условия реализации проблемной технологии Отбор самых актуальных,сущностных задач Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств Личностный подход и мастерство учителя,способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка
Методы проблемного обучения Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский
Методы проблемного обучения Исследовательский метод Проблемного изложения Эвристическая беседа Основные этапы исследовательского процесса: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Отличие исследовательского метода: Учебная проблема не является новой истиной. Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем. проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода. Степень проблемности проявляется по-разному: цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учеников; «называние» темы , постановка проблемы, которую дети решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу;
Уровни проблемного обучения Уровень несамостоятельной активности Уровень полусамостоятельной активности Уровень самостоятельной активности Уровень творческой активности Восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации Применение учениками прежних знаний в новой ситуации и участие в поиске способа решения поставленной учителем проблемы Выполнение учениками работ репродуктивно- поискового типа, применяя прежние знания в новой ситуации,помощь учителя-незначительна Выполнение учениками самостоятельных работ,требующих творческого воображения
Преимущества технологии проблемного обучения Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков. Способствует достижению высокого уровня умственного развития. Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Развивает интерес к творческому труду. Обеспечивает прочные результаты обучения.
Применение на уроках различных инновационных технологий, в том числе и проблемного обучения, помогают сделать уроки более яркими, разнообразными. У обучающихся развивается творческое воображение, повышается уровень мотивации к обучению, и , как следствие, повышается интерес к преподаваемому предмету .
Список литературы: Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. Измайлова М. Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте // Начальная школа плюс до и после. - 2010. Исаева С. В. Использование элементов методики проблемного обучения на уроках развития речи в начальных классах // Школьный логопед. - 2010. Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах // Учительский журнал. - 2009.