Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Прокудина Екатерина Геннадьевна

Двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ 

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)

Психолого–педагогический факультет

Кафедра педагогики и современных образовательных технологий

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Курсовая работа по дисциплине Теория и методика обучения и воспитания

44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)

Профиль: Дошкольное образование

Зав. кафедрой                           Е.А. Кудрявцева, доктор  пед. наук, доц.

Обучающийся                          Е.Г. Прокудина

Руководитель                         Н.С. Авраменко, канд. пед. наук.

Борисоглебск 2018


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания…………………………………………………………………………6

  1. Анализ теоретических подходов к проблеме повышения двигательной активности детей дошкольного возраста……………………..6

1.2. Основные закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………….11

1.3. Роль физкультурного занятия в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………….15

Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии……………………………………………………….24

2.1.Диагностика двигательной активности детей на физкультурном занятии…………………………………………………………………………24

2.2 Содержание работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии………………26

2.3. Выявление эффективности проведенной работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста…………..30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………35


Введение

Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющей важную роль в его жизнедеятельности. Двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка.

Педагогическими исследованиями доказано, что уменьшение объема, времени и интенсивности двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья и физической подготовленности детей. Об остроте проблемы свидетельствуют исследования Т.А. Волосниковой, Л.Н. Волошиной, М.А. Руновой, согласно которым двигательный режим дошкольной образовательной организации позволяет реализовать потребность в движении ребенка лишь на 55−60 %. Подобная ситуация складывается вследствие подмены в системе дошкольного образования развивающих и оздоровительных занятий – информационно – образовательными.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки даже в дошкольном возрасте у большинства детей отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника. 

Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к обучению в школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, поэтому о полноценном образовании можно говорить тогда, когда в нем присутствуют здоровье сберегающие и здоровье формирующие составляющие.

В решении рассматриваемой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств, способствующих повышению двигательной активности ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания в целом и двигательной активности в частности.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Предмет исследования: двигательная активность дошкольников.

Объект исследования: повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях.

Задачи  исследования

1) провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2) провести диагностику двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурном занятии;

3) провести работу по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии;

4) оценить эффективность проведенной работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: двигательную активность дошкольников на физкультурных занятиях можно повысить за счет проведения занятий в сюжетной форме.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.

База исследования:  МКДОУ  Бубновский  детский  сад  «Цветочек».  

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней представлен комплекс гимнастических упражнений, который может быть использован специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы повышения двигательной активности детей  дошкольного возраста в процессе физического воспитания

1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме повышения двигательной активности детей дошкольного возраста

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста является двигательная активность.

По мнению В.П. Дудьева, активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность проявляет себя в активации различных рефлексов, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Активность это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

О.В Головин считает, что двигательная активность – естественно биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья [5].

Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем, как в покое, так и во время нагрузки.

Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. На всех этапах эволюции человек формирование всех его органов и систем происходило формирование всех его органов и систем происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, отсюда закономерна и неоспорима связь двигательной активности с состоянием здоровья человека: физического и духовного.

Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. По данным И.А. Аршевского, ребенку, с первых месяцев его существования необходимо обеспечивать определенную двигательную активность, и это – задача родителей. Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), младенец реагирует на это сокращением мышц. В условиях недостаточной двигательной активности рост тормозится, развитие идет медленнее.

Не менее важно обеспечение двигательной свободы, нормальных температурных условий. Систематические водные процедуры дают возможность к самым неожиданным, на первый взгляд, результатам.

Здоровье человека можно определить как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия. Однако, главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жизни.

В конечном счете, физическая активность должна стать необходимой составной частью образа жизни каждого человека.

В процессе физической активности организм при выполнении движений «включается» весь, как живая система – от клетки до коры головного мозга, при этом развертываются физиологические  и биохимические процессы обеспечения энергетики движения. Это открывает широкие возможности для влияния на решение воспитательно-образовательных задач.

Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален и зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня физического развития и подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий, наследственных признаков. Для каждого человека определяют диапазон уровня двигательной активности, необходимого для нормального развития и функцию жирования организма, сохранения здоровья: минимальный, максимальный и оптимальный:

- минимальный определяет границу, ниже которой воздействие двигательной активности не дает заметного положительного эффекта;

- максимальный определяет границу, выход за пределы которой, может быть связан с чрезмерными нагрузками и отрицательными последствиями (переутомление, перетренировка);

- оптимальный уровень наиболее приемлем, при нем достигается самый высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма.

Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца. Усиленная двигательная активность, вызывая значительное беспокойство всех систем организма, ведет к стимулированию процесса развития, а также функциональному созреванию его систем.

Режимы двигательной активности (классификация Р.А. Абзалова):

- усиленный двигательный режим,

- ограниченный двигательный режим,

- резко усиленная двигательная активность,  

- резко ограниченная двигательная активность [1]

Вышеуказанные режимы двигательной активности сопровождаются значительными функциональными изменениями растущего организма, их можно считать выходящими за пределы границы оптимального функционирования физиологических систем. Они являются характерными именно для данных условий взаимодействия организма с самой природой двигательной деятельности человека. Обращает на себя внимание тот факт, что эти условия двигательной активности не только по-разному влияют на функциональное развитие организма, но и выраженность этих изменений оказывается различной.

Согласно результатам исследования Л.А. Лещинского до 82 – 85% дневного времени большинство городских детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, находятся в статическом положении. У старших дошкольников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимают только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходятся лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Двигательная активность дошкольников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает [11].

Мало подвижная жизнь отражается на функционировании многих систем организма ребенка, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидячем состоянии дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляются так же в сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические  нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.  В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная  умственная деятельность невозможна без движения.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение  большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует  кровотворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.

Таким образом, двигательная активность ведет к нормальному росту и развитию организма ребенка.

1.2. Основные закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Двигательная активность именно в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребенка, переводящего их на качественно иной (повышенный) уровень энергетических возможностей, а не только возвращающего этот ресурс на исходный уровень. Другими словами, за каждой очередной физической нагрузкой происходит не просто восстановление всего затраченного организмом энергетического ресурса в связи с его двигательной деятельностью, а избыточное восстановление, т.е. фаза суперкомпенсации. Наличие фазы суперкомпенсации в период восстановления создает наилучшие предпосылки для роста функциональных возможностей организма ребенка, поскольку при повторных физических нагрузках каждое последующее физическое воздействие приходится уже на фазу повышенной работоспособности организма.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом [24].

Трудно переоценить положительное влияние двигательной активности на развитие растущего организма ребенка и его функций. Известно, что в первые недели после рождения стимуляция мышц младенца связана с неспецифическими воздействиями (как правило, это понижение температуры внешней среды), а затем уже и специфическими, - в виде непосредственной двигательной активности. При каждом сокращении мышц ребенка возникают нервные импульсы, стимулирующие деятельность центральной нервной системы и внутренних органов. Реализация этих стимулов в процессе двигательной активности служит тем пусковым механизмом, который и обеспечивает созревание структур и функций в развитии ребенка, поддерживая физиологически нормальную жизнедеятельность его организма.

Однако и саму потребность в двигательной активности, как базовое условие нормального развития организма ребенка, нельзя рассматривать лишь в качестве функции возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она заметно изменяется в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности ребенка, и, наконец, условий его жизни.

Положительное влияние двигательной активности на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития.

Двигательная активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности [4].

Можно проследить некоторые изменения в физическом развитии ребенка в период дошкольного возраста. Так, происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при физическом воспитании. Исключаются упражнения силовые и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание в раннем дошкольном возрасте рекомендуется уделять развитию свода стопы. Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей дошкольного возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Кроме того, правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Большая речевая активность проявляется у детей, как правило, в играх.

Следует осуществлять дифференцированный подход к детям, имеющим заболевания: органов пищеварения; органов моче-выделительной системы; органов кровообращения; неврологические заболевания; заболевания органов дыхания, ЛОР-органов; крови и обмена веществ; аллергические проявления; выраженные отклонениями физического и нервно-психического развития [22].

Дети с выраженными нарушениями в состоянии здоровья и развитии нуждаются в строгом дозировании физических нагрузок, поэтому им необходимо иметь индивидуальные рекомендации врачей - специалистов.

Итак, движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения.

1.3. Роль физкультурного занятия в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста

В дошкольной образовательной организации следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

  • интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);
  • увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности);
  • составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей [14].

В теории и методике физического воспитания дошкольников выделяют различные параметры, характеризующие нормирование двигательной активности. Однако к оптимальным и более информативным параметрам мы все же относим нормирование объема двигательной активности ребенка по времени, отводимым на выполнение физических упражнений и физиологическую стоимость физической нагрузки, определяемую частотой сердечных сокращений. Объем общей двигательной активности должен составлять не менее 50-60% периода бодрствования ребенка от общего 12-ти часового бюджета времени пребывания его в детском саду, предполагая:

первое, перевод хаотичной двигательной активности ребенка в нормированный (т.е. организованный педагогом) режим;

второе, нормирование двигательной активности детей в режиме дня в пределах 25-30% от общего ее объема;

третье, расширение объема двигательной активности, без нарушений общей структуры режимных моментов;

четвертое, сокращение организационной части всех режимных моментов;

пятое, перераспределение содержания двигательного материала в режиме дня.

Кроме того, воспитателям при планировании режима двигательной активности детей необходимо учитывать то обстоятельство, что наиболее благоприятной и приемлемой для организма ребенка дошкольного возраста является физическая нагрузка преимущественно циклического характера (это различные виды ходьбы, бега, передвижений на лыжах, езда на велосипеде и другие), которая должна занимать до 45-50% времени физкультурного занятия.

Время двигательной деятельности и активности детей с отражением их содержания и качества в различные режимные моменты, определяемые с помощью метода индивидуального хронометража. В соответствии с СанПиН для дошкольников 5-7 лет продолжительность организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности должна составлять до 6-8 ч в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, сезона года и режима работы ДОУ.

Объем двигательной деятельности.

Интенсивность двигательной активности (методом подсчета частоты сердечных сокращений – ЧСС) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Классификация физических нагрузок по интенсивности для дошкольников:

- малой (низкой интенсивности): ЧСС до 130 уд./мин.;

- средней: ЧСС - от 130 до 159 уд./мин.;

- высокой (максимальной): ЧСС - 160 и более уд./мин.        

При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики; лечебно-оздоровительные игры.

Все физические упражнения, используемые в системе физического воспитания в ДОО, должны соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям дошкольников с учетом их особенностей развития и состояния здоровья. Комплексы корригирующих упражнений составляются для всей группы детей (индивидуальная коррекция осуществляется на занятиях ЛФК); выполняются детьми в среднем или медленном темпе с достаточным числом повторений для закрепления навыков. Воспитателям необходимо контролировать правильность выполнения упражнений, четкость соблюдения исходного положения. Спортивный инвентарь и оборудование должны подбираться в соответствии с функциональными возможностями дошкольников. Следует систематически проводить работу по профилактике травматизма.

На физкультурных занятиях воспитателям и медсестре ДОО следует осуществлять контроль за внешними признаками утомления детей. При появлении у ребенка выраженной потливости, гиперемии или резкой бледности кожных покровов, одышки, нарушений координации движений, жалоб на плохое самочувствие следует снизить нагрузку, используя дыхательные, релаксационные упражнения.

Организацию физического воспитания в ДОО можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

- гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

- улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

- положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

- формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

- расширение функциональных возможностей организма;

- снижение заболеваемости;

- устойчивое желание заниматься физкультурой.

Физкультурное занятие – это основная форма организованного обучения детей движениям, которое осуществляется в определенной системе и последовательности. Наряду с формированием двигательных навыков и умений на занятиях развиваются физические качества.

М.А. Рунова рекомендует проводить физкультурные занятия три раза в неделю, в первой половине дня, длительностью от 30 до 40 минут по подгруппам, сформированным с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей [17].

Основу содержания двигательной активности детей на физкультурном занятии составляют упражнения преимущественно циклического характера. При этом, ходьбе и бегу в средней возрастной группе отводится до 40% бюджета времени занятия, в старшей и подготовительной – до 50%.

Учитывая закономерности развития детского организма и работоспособности ребенка, в физкультурном занятии выделяют вводно-подготовительную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, разрабатывается методика их проведения.

Вводно-подготовительная часть ставит, прежде всего, задачи: организовать детей, собрать и активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и на одной ноге на месте и с продвижением, ОРУ на месте или в движении с предметами или без, элементы танцев и плясок, восстановление функций дыхания.

В основной части занятия формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества. Содержание этой части физкультурного занятия составляют основные движения (прыжки, метение, лазанье и др.) и игры большой подвижности, а также в некоторых случаях танцы, пляски, эстафеты.

После основной части следует заключительная. Ее назначение - снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используется ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие  упражнения для плечевого пояса, успокаивающие организм, подвижные игры спокойного характера, игры хороводные и с пением.

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах детского сада. Тем более, что все части взаимосвязаны. Содержание вводно-подготовительной и заключительной частей зависит в большей мере от задач и содержания основной части занятия.

В процессе занятия кривая физической нагрузки имеет волнообразный характер с двумя пиковыми точками: первая – в конце вводной части; вторая – в конце основной; а в заключительной нагрузка снижается.

К наиболее эффективным типам физкультурных занятий относятся следующие:

Занятия обучающего характера, т.е. занятия с преобладанием нового материала (это может быть комплекс ОРУ, основные движения, спортивные упражнения, подвижная игра, элементы спортивных игр и др.). При этом процентное соотношение нового и знакомого материала составляет примерно 70 к 30-ти.

Занятия на закрепление пройденного материала. В этом случае процентное соотношение хорошо освоенных детьми двигательных умений и закрепляемых составляет примерно 50 на 50.

Занятия смешанного характера, где 1-2 новых вида физических упражнений включаются для разучивания, а остальные закрепляются. Процентное соотношение в таком занятии примерно 30 к 70-ти.

Контрольное занятие, где процентное соотношение проверяемого материала и хорошо знакомого соответствует примерно 80 к 20-ти.

К более продуктивным формам проведения физкультурных занятий с дошкольниками относят:

Занятия учебно-тренирующего характера, где воздействие физической нагрузки (преимущественно циклического характера) осуществляется на основные физиологические и мышечные системы организма детей;

Игрового характера с различными видами движений и дозируемой физической нагрузкой на определенные физиологические и мышечные системы организма детей (набор подвижных и элементов спортивных игр в соответствии с целями и задачами занятия);

Сюжетного характера, где реализация предлагаемого воспитателем сюжета обыгрывается при помощи различных видов физических упражнений;

Основные задачи воспитателя – обеспечить детям потребность в движении, полноценно физически развить ребенка, сформировать двигательные навыки, развить физические качества, повышать двигательную активность. Решая эти задачи, воспитатель должен стремиться к увеличению плотности занятия. Так называется отношение времени, использованного на педагогически оправданную деятельность, ко всей продолжительности занятия. Плотность физкультурного занятия – показатель двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

К педагогически оправданным относятся следующие виды деятельности или компоненты занятия: восприятие и осмысление детьми объяснений, указаний и показа воспитателя; выполнение упражнений, неизбежные паузы и необходимый отдых; организованный анализ действий своих товарищей; вспомогательные действия (перестроения, установка пособий, рыхление песка в прыжковых ямах и т.д.).

Не все виды педагогически оправданной деятельности равнозначны при решении образовательно-воспитательных задач. Так, вспомогательные действия имеют меньшее значение, чем наблюдение и анализ действий товарищей.

К неоправданным затратам времени относятся преждевременное завершение занятия; перерывы, вызванные нарушениями дисциплины; долгое ожидание очереди для выполнения физических упражнений; длительная подготовка инвентаря. Надо всячески ограничивать простои и вспомогательные действия. Для этого можно пользоваться различными приемами: заранее наметить кротчайшие пути передвижения детей; избегать излишних перестроений и построений; уборку физкультурных пособий проводить иногда в порядке соревнования.

Вспомогательные действия неизбежны и необходимы, но их можно рационализировать. Например, раздачу и сбор физкультурных пособий многие педагоги используют для воспитания у детей быстроты и аккуратности; перестроения и передвижения - для активного отдыха; паузы во время ожидания своей очереди – для наблюдения за товарищами и анализа их действий.

Для определения общей плотности занятия следует сложить время, затраченное на все виды деятельности (исключая общий простой), и вычислить процентное соотношение их суммы к общей длительности занятия. Например, если занятие длилось 35 минут; из них 5 минут дети потратили на простой, 30 минут – на полезную деятельность.

Общая плотность = =85,7%

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Если общая плотность занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре позволяет повысить плотность занятия, которая является основным показателем уровня двигательной активности.

Д.В. Хухлаева подчеркивает, что «значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности» [23 с.166].

Э.Я. Степаненкова считает, что обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.


Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии

2.1.Диагностика двигательной активности детей на физкультурном занятии

Экспериментальное исследование проводилось на базе

МКДОУ Бубновский  детский сад «Цветочек» с детьми старшей группы, не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой.

В спортивном зале детского сада имеется инвентарь и оборудование для выполнения различных упражнений, основных видов движений, а также подвижных игр: шведская стенка, гимнастические скамейки, наклонные доски, обручи и мячи различного диаметра, дуги, канаты, мягкие модули, гимнастические маты, баскетбольные корзины, гимнастические палки, а также различные атрибуты для проведения подвижных игр. Также есть, необходимые для дошкольников, зрительные ориентиры: напольные, настенные.

Целью экспериментального исследования являлось выявление эффективных способов  повышения двигательной активности детей  старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии.

Оценка двигательной активности проводилась путем вычисления общей плотности и моторной плотности физкультурного занятия.

Критерии оценки двигательной активности по результатам общей плотности (по Д.В. Хухлаевой.):

1. Высокий уровень двигательной активности по результатам общей плотности – 94-95%

2. Средний уровень двигательной активности по результатам общей плотности – 93-90%

3. Низкий уровень двигательной активности по результатам общей плотности – 85-89%

Для оценки двигательной активности детей старшей группы на физкультурных занятиях мы наблюдали за проведением занятия инструктором физического воспитания и рассчитали хронометраж и замерили  пульсометрию. Метод хронометража использовался для измерения моторной плотности занятия. Наиболее простой способ - использование секундомера с суммирующим устройством. Методика проста: секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража используется одна - она нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения.

Проанализировав физкультурное занятие в опытной группе, мы определили МП, которая составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая плотность занятия составила 75%, которая явилась следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени занятия, чередованием умственной и физической деятельности; непродуманностью методов руководства и способов организации детей (индивидуальный, групповой); командного стиля руководства педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям.

Параллельно с хронометражем, была использована пульсометрия, для более объективной оценки двигательной активности детей на занятии. Результаты подтвердили предыдущие выводы и выявили средний уровень частоты сердечных сокращений детей 5-6 лет на занятии, что составило 100-130 уд./мин. Средний уровень определяется суммированием ЧСС после:

1) вводной части;

2) ОРУ;

3) основных движений;

4) подвижной игры;

5) заключительной части и деления на 5.

Таким образом, результаты диагностики уровня двигательной активности детей привели нас к выводу, что данные способы организации детей старшей группы в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность детей. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности и уровня работоспособности детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Содержание работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии

С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которых использовали эффективные, на наш взгляд, способы организации детей при выполнении основных видов движений.

Физкультурное занятие №1 (классического типа, поточно-групповой способ организации)

Задачи:

Учить детей пролезать в обруч боком, закреплять умение перепрыгивать через модули, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, сохранять равновесие при ходьбе с перешагиванием предметов, ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Развивать силу, ловкость, координацию движений, ловкость, чувство равновесия, гибкость, внимание.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, доброжелательное отношение друг к другу.

Для организации детей был выбран поточно-групповой способ организации. Словесные указания были четкими и краткими. Удобное расположение инвентаря позволило потерять меньше времени в процессе перестроения детей. Дети выполняли движения двумя потоками и повторяли упражнения 4 раза. Чем больше в зале пособий и двигательных заданий, тем меньше времени приходится ждать своей очереди, а значит выше физическая нагрузка. Но снарядов было недостаточно и количество повторов упражнений не соответствовало возрасту (2 повтора), а для высокой двигательной активности детей повторов должно быть не меньше 4 раз. Общая плотность занятия составила 79%. Этот показатель входит в рамки низкого уровня двигательной активности, но он выше показателя двигательной активности занятия инструктора. На занятии дети 24 минуты активно двигались, 6 минут было потрачено на установление дисциплины в группе, объяснение и показ сложных упражнений таких, как ползанье по гимнастической скамейке на животе.

Физкультурное занятие №2 (классического типа, поточно-круговой)

Задачи:

1.Учить ползать по-пластунски, закреплять умение ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, сохраняя равновесие, совершенствовать умение прыгать из обруча в обруч, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, подлезать под дугой гуськом.

2.Развивать силу, ловкость, координацию движений, быстроту, внимание, память.

3.Воспитывать честность, доброжелательное отношение друг к другу.

Т.к. общая плотность первого занятия не превысила 85 % и осталась на низком уровне, на втором занятии был использован поточно-круговой способ организации детей, который позволил им выполнять упражнения потоком друг за другом без длительных ожиданий. Используя данный способ, который позволил выполнять детям движения без остановки, останавливались только те дети, которые затруднялись выполнять ходьбу по скамейке, т.к. часто мешочек соскальзывал, увеличили физическую нагрузку, но качество выполнения упражнений страдало. На данном занятии, по определению уровня двигательной активности, общая плотность составила 86%. На занятии было потеряно 4 минуты т.к. те дети, которые останавливались, затрудняли   движения остальных и  нагрузка снижалась, поэтому двигательная активность была на среднем уровне – это подтверждает расчет общей плотности. Объяснения были  недостаточно четкими  и необходимо было пояснять выполнение упражнений и следить за дисциплиной – при нарушении, останавливать двигательную деятельность детей.

Физкультурное занятие №3 (по сюжету, поточно-круговой)

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей сохранять равновесие, энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, координировано ползать, отбивать мяч 1 рукой.

2.Развивать быстроту, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, внимание.

3.Воспитывать дисциплинировать, умение слушать воспитателя.

По результатам проведенных занятий, выявлено, что поточно-круговой способ организации детей на физкультурном занятии, когда дети выполняют движения по кругу, переходят от одного снаряда к другому, не ожидая своей очереди, эффективен в целях повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. При этом физическая нагрузка выше, естественно, потому что дети занимаются с интересом, т.к. много раз повторяют задания по сюжету и не чувствуют утомления. Данное занятие имело сюжетный характер, что значительно повысило интерес детей к выполнению физических упражнений, а, следовательно, и двигательную активность. Это подтверждено результатами диагностики уровня двигательной активности на физкультурном занятии, он составил 90%. Также, показатель уровня двигательной активности достиг среднего уровня благодаря меньшей потере времени на объяснение упражнений, расстановку инвентаря, потеряно было 3 минуты, т.к. дети длительное время принимали исходное положение и отталкивание при выполнении прыжков, тем самым останавливая движение потока детей. У детей недостаточно сформировано умение выполнять прыжок в длину с места.

Физкультурное занятие №4 (по сюжету, поточно-круговой, фронтальный)

Задачи:

Учить сохранять равновесие при перешагивании высоты 20 см, закреплять умение энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, подлезать под дугу, группируясь, отбивать мяч 1 рукой.

Развивать ловкость, быстроту, силу, внимание.

Воспитывать умение действовать по словесной инструкции.

Нами было выяснено, что поточно-круговой способ организации, а также сюжетный тип занятия эффективно повышает двигательную активность детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии. На этом занятии мы решили использовать уже выясненные нами эффективные способы повышения двигательной активности, а также апробировать фронтальный способ организации детей. Фронтальный способ организации обеспечил постоянное взаимодействие воспитателей и детей, при его использовании движения выполняют одновременно все дети и можно держать в поле зрения всю группу и руководить ее деятельностью, делая указания на правильность выполнения. При одновременном выполнении упражнений увеличивается физическая нагрузка. Но недостаток этого способа: при одновременном выполнении упражнений всей группой затруднен индивидуальный подход к каждому ребенку.

На этом занятии чередовали разные способы организации детей, а при выполнении упражнений без интервалов увеличивается физическая нагрузка.

Общая плотность занятия составила 92%, этот результат соответствует среднему уровню двигательной активности на физкультурном занятии. Двигательная деятельность детей на занятии составляла 28 минут, 2 минуты было потеряно т.к. при обучении новому виду движения у детей возникали трудности, что замедляло движение детей по кругу.

Физкультурное занятие №5 (по сюжету, станционный: поточный, фронтальный)

Задачи:

Совершенствовать умение энергично отталкиваться в прыжках из обруча в обруч, координировать движения при лазании, сохранять чувство равновесия при ходьбе по скамейке с мешочком на голове, упражнять в отбивании мяча двумя руками.

Развивать ловкость, быстроту, внимание, чувство тактильного восприятия.

Воспитывать выдержку, честность.

Учитывая удачный опыт проведения занятий сюжетного характера, мы решили сохранить тип занятия, апробируя станционный способ организации детей. Применяя данный способ организации детей, удалось достигнуть высокого уровня двигательной активности на физкультурном занятии, общая плотность на данном занятии составила 94%.

Благодаря данному способу организации, при котором дети выполняли небольшими группами потоком и фронтально, то дети не зависели от движения длительного потока и не прерывались для выполнения упражнений, а фронтальный способ способствовал увеличению нагрузки. Было потеряно 1,5 минуты т.к. у детей были сложности с выполнением упражнений на развитие чувства равновесия – мешочки часто соскальзывали.

Таким образом, на данном этапе с целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста проведена опытно-эксперементальная работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которых апробировали эффективные, на наш взгляд, способы организации детей при выполнении основных видов движений и типы занятий.

2.3. Выявление эффективности проведенной работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Для выявления эффективности проведенной работы по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста проводилась повторная диагностика двигательной активности детей на физкультурном занятии.

На данном физкультурном занятии решались следующие задачи:

  • закреплять умение выполнять движения в быстром темпе, пролезать в обручи сверху и снизу, энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках через предметы высотой 20 см, лазать по гимнастической лестнице удобным способом, правильно выполняя хват рукой и постановку стопы;
  • развивать быстроту, силу, выносливость, внимание;
  • воспитывать смелость, решительность, находчивость.

Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. Способов много, но мы выделили из них основной – станционный, на котором можно использовать и фронтальный, и поточный. Важно рационально сочетать эти способы, чтобы повышая физическую нагрузку заботиться о качестве выполнения упражнений, о развитии у детей физических качеств. На этом занятии способ организации выбран со знанием рационального сочетания упражнений и двигательных умений детей. Мы чередовали способы организации детей, проверяли качество движений, делали соответствующие указания на увеличение темпа движений при выполнении упражнений.

Занятия в сюжетной форме повышают интерес к движениям, и дети выполняют движения многократно без утомления. Поэтому общая плотность и составила 95%, уровень двигательной активности детей на физкультурном занятии вышел на максимально высокий уровень. Излишних простоев детей также удалось избежать благодаря кратким и четким объяснениям, строгой дисциплине, а также уборкой инвентаря детьми в форме соревнования.

По итогам проведенной работы нами были выявлены наиболее эффективные способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии. Мы выяснили, что успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. Способов много, но мы выделили из них основной – станционный, на котором можно использовать и фронтальный, и поточный. Также, мы определили, что занятия в сюжетной форме повышают интерес к движениям, и дети выполняют движения многократно без утомления.


Заключение

Нами была изучена проблема снижения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих нормальное функционирования всего организма. При недостаточной двигательной активности ребенка (гипокинезии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Таким образом, мы выяснили, что двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма ребенка в движении и является важнейшим условием его нормального развития, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. При формировании потребности ребенка в движении очень важна взаимосвязь его двигательной активности и функционального состояния основных физиологических систем, поскольку уровень сформированности этой потребности может быть недостаточным для поддержания здоровья и полноценной адаптации организма ребенка к социальным условиям жизни.

В изученной нами научно-методической литературе обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий. С целью повышения двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях необходимо сочетать такие приемы, как: включение различных способов организации детей, рациональное использование физкультурного оборудования, лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений, активизация мыслительной деятельности детей, создание проблемных ситуаций, использование музыкального сопровождения, вариативность подвижных игр. Следует также подчеркнуть, что ориентация в работе на степень подвижности детей позволяет наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствует лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности.

Диагностика уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста проводилась по критериям и методике, разработанными Д.В. Хухлаевой. Уровень двигательной активности определяется на основе расчета общей плотности занятия. По результатам входной диагностики, уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста был на низком уровне, т.к. общая плотность физкультурного занятия составила 75%. Эти результаты доказали необходимость проведения данной работы в целях повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которых апробировали эффективные, на наш взгляд, способы организации детей при выполнении основных видов движений и типы занятий.

По итогам проведенной работы нами были выявлены наиболее эффективные способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии. Мы выяснили, что успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. Способов много, но мы выделили из них основной – станционный, на котором можно использовать и фронтальный, и поточный. Также, мы определили, что занятия в сюжетной форме повышают интерес к движениям, и дети выполняют движения многократно без утомления.

Таким образом, эффективные способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявленные в ходе анализа научно-методической литературы, подтвердили предполагаемый результат во время проведения опытно-эксперементальной  работы.


Список использованной литературы

  1. Абзалов  Р.А. Движение и развивающееся сердце. М.: Медицина. 1985.  253с.
  2. Аверина  И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. M.: Айрис-пресс, 2011. 112 с.
  3. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание. 2000. №6. С. 37-48.
  4. Головин  О.В. Двигательная активность дошкольников: учебное пособие. – Новосибирск: ГЦРО, 2009. 304 с.
  5. Головин О.В. Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника: монография.  Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003.
  6. Головин О.В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. Новосибирск:  Изд-во НИПК и ПРО, 2000. 31 с.
  7. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск:  Изд-во НИПК и ПРО,, 1996. 215 с.
  8. Карманова Л.В., Шебеко А.В. Физкультура в старшей группе детского сада. Минск: Помыля, 1987. 264 с.
  9. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Козловой. М.:  Академия, 2002. 320 с.
  10. Колесникова Н.Н., Ведмич В.М., Навалихина И.В. Организация развивающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006.  134 с.
  11. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. М.: Физкультура и спорт. 1995. 252с.
  12. Матвеев  Л.П., Полянский  В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. №7. С. 42-47.
  13. Могендович М.Р. Достижение теории и практики учения о моторновисцеральных рефлексах. Вильнюс, 1972.
  14. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт. 1998. 378с.
  15. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 306с.
  16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.:Просвещение, 1988. 143 с.
  17. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности. Старший дошкольный // Дошкольное воспитание.  2000.  №6. С. 30-37.
  18. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.  368с.
  19. Тер-Овасян И.А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физическая культура и спорт, 1978. 156с.
  20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. А. И. Шустова. М.: Просвещение, 1982. 159 с.
  21. Фомин Н. А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
  22. Фомин Н. А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.  М.: Физическая культура и спорт. 1991. 187с.
  23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие.  М.: Просвещение, 1976. 239 с.
  24. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение. 2002. 234с.