Педагогика Марии Монтессори. Эссе

Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогика Марии Монтессори32.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Эссе

                    Аспирант: Кузьменкина С.Г.

Руководитель: Корнетов Г.Б., д.п.н., профессор

Московская область

2016

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. В течение XIX – XX веков в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития воспитательных систем. Для современной Российской системы образования также характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Вместо прежних единообразных школ и детских садов стали появляться гимназии и прогимназии, лицеи, колледжи, центры развития разных профилей и направлений. Все это в большей мере отвечает запросам современных детей и их родителей, дает возможность уйти от заформализованных методов обучения, создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий. Достаточно актуальна для таких инноваций идея свободного воспитания. Это направление в воспитании привлекательно тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия. Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания можно назвать Марию Монтессори, итальянского педагога, философа, врача, которая разработала свою антрополого-педагогическую систему в конце XIX – начале ХХ века. На сегодняшний день её педагогическая система является популярной моделью воспитания, она очень актуальна во многих образовательных учреждениях. Детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах. Более того, педагогический проект этого педагога будет получать все большее распространение в нашей стране. Ведь он в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО.

Я работаю  учителем начальных классов, поэтому мне близка и интересна система Марии Мантессори. Она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Ее  интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.

Родилась Мария Монтессори 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле, была единственным ребёнком Алессандpо и Рейнильде Монтессори. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Закончив школу, Мария с помощью возможностей семьи получила высшее образование, что для женщины в традиционном итальянском обществе того времени было неслыханным делом. Закончив Римский университет, Мария стала первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук и звание профессора антропологии и гигиены.

Следующим значимым этапом в жизни Монтессори был переворот в педагогике. Изучение детской психологии и педагогики привело Марию к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только медицинские, но, главным образом, педагогические. По её мнению, с такими детьми нужно учиться работать не в больнице, а в школе.

В дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу в Сан-Лоренцо для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, Мария Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Система Марии Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв., суть которой заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности[1]. Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого, К.Ф. Ушинского и др.

Система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессори выражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике.

Детей, обучающихся по системе Монтессори, возможно, нельзя назвать более развитыми, по сравнению с другими детьми, просто они более самостоятельны. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Именно этот факт можно считать показателем полноценной реализации на практике главного девиза Монтессори-педагогики – "Помоги мне это сделать самому! "

Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX века был направлен на обновление содержания, форм и методов воспитания и привел к созданию нескольких школ нового типа, характеризующихся гуманистическим подходом.[2]

В числе ее трудов  - «Метод научной педагогики», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Воспитание гуманного потенциала», научно-методические разработки по преподаванию математики, обучению чтению и письму в детском саду (до 6 лет), начальной школе (6-12 лет) и средних учебных заведениях (12-18 лет).

Система М. Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори-общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.[3]

Монтессори говорила о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Центральным основаниями ее концепции были положение об уникальности природы и жизни ребенка, спонтанном и творческом развитии детей во взаимодействии с окружающей средой. Деятельность ребенка трактуется как бессознательное проявление природной способности построения собственной личности, удовлетворение внутренних потребностей в действиях, максимальное проявление энергии[4].

М. Монтессори разработала оригинальный метод воспитания и обучения детей посредством создания особой образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка, в логике естественного роста его организма и опоры на внутреннюю активность. Она требовала видеть в ребенке самостоятельного саморазвивающегося человека[5]. Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.[6]

В процессе разработки своей методики, Мария Монтессори позволяла детям самостоятельно заниматься тем, чем они хотят, а сама наблюдала за их действиями со стороны. Благодаря этому она смогла иначе взглянуть на роль взрослого рядом с детьми. По её мнению, от воспитателя необходимо только создать благоприятные условия и лишь слегка помочь ребёнку, в таком случае, он сможет развиваться сам. «… Мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые открывает в себе ребёнок,  вступая в наш мир.» - писала она.[7]

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом[8].

Одной из наиболее значимых идей её системы являлась идея тьюторства -  то есть индивидуального подхода к каждому ребёнку. В своем фундаментальном труде «Метод научной педагогики» Мария Монтессори пишет: «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача - направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «учительница» словом руководительница, наставница. ... Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется в виду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка».[9]

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире - растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. М. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни - не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.[10] 

Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений[11]. Многие ее идеи уже стали общим местом в области педагогики, в частности, дошкольной. На сегодняшний день, кажется, никто ещё не смог создать лучший, чем она, дидактический материал, поскольку она в процессе своей кропотливой работы отобрала именно тот, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребёнком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого.

Большая часть её многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией, часть отвергнута, как предрассудок, господствующий в науке её времени. Но главное, это то, что её методика позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям.

Каждый человек, соприкоснувшийся с педагогикой Монтессори, вдруг начинает ощущать нехватку чего-то важного в своем образовании, что, в конечном счете, подводит его на путь самоисследования и, прежде всего, на личностном уровне, и гораздо более глубинном, чем профессиональном. Люди, которым посчастливилось по-настоящему окунуться в педагогическое пространство Монтессори, всегда ощущают физическое наслаждение от свободы общения с детьми, которое, как правило, сопровождает их в течение всей жизни.[12]


[1] Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997.

[2] Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.-676с.

[3] Мария Монтессори, «Дети – другие. Саморазвитие». Части вторая и третья, сост. К. Сумнительный / Litres, 2015

[4] Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.-676с.

[5] Корнетов Г.Б. Теория истории педагогики / АСОУ, 2013

[6] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[7] М.Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», СПб «Благотворительный фонд «Волонтёры», 2009г., с-261-265

[8] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[9]   Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 133-134 с.

[10] Физическое воспитание в образовательном пространстве дошкольных учреждений, Наталья Фомина‬‬, Виктор Меньщиков‬ / Litres, 2016‬‬

[11] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[12] Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2005. - 75 с.