Вертикальная структура педагогических технологий, а также их основные качества. Описание педагогических технологий с позиции их качеств.

Вертикальная структура педагогических технологий.  Основные качества современных педагогических технологий. Описание одной из педагогических технологий с позиции ее качеств.

 

Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих, с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность  более широкого (высокого) уровня.В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

1. метатехнологии - это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс; Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология  воспитательной работы в данной школе.

2. макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой - либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень) - Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. 

3. мезотехнологии или модульно-локальные технологии - технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса, или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний;

4. микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень)  Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует выделить их основные общие качества.

Системность.

Выступает важнейшим качеством любой технологии, как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

Научность.

Педагогическая технология включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе:

· представлений о процессе и его закономерностях;

· выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;

· выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.

Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:

· направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;

· выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;

· выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса;

Структурированность.

Наличие определённой внутренней организации системы, системообразующих связей элементов, устойчивых взаимодействий, обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

Иерархичность.

 1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии, зафиксированных в различных документах (проект, программа, устав, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно- методическое пособие, разработки, планы).

Алгоритмичность - разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов.

Управляемость.

Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой её ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Диагностичность выражается в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость  выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

 

Описание (и анализ) образовательной технологии можно представить в следующей структуре.

 

1. Название технологии:  Технология сотрудничества.

2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой).

2.1. Вид педагогической технологии по уровню применения: модульно-локальная.  

2.2. Основные используемые философские позиции : гуманистические

2.3. Основные используемые методологические подходы: личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный.

2.4. Отношение к факторам развития:  комплексная (био-, социо- и психогенная).

2.5. Изложение особенностей применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

2.7. Указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности: воспитательная,  психолого-социально-педагогическая. 

2.8. Характеристика типа управления педагогическим процессом: система малых групп.

2.9. Методы и средства, применяемые в технологии: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые.

2.10. Применяемые организационные формы педагогического процесса:  академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

2.11. Преобладающие средства обучения:  вербальные + практические.

2.12. Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребёнку, подростку, молодёжи): гуманно-личностный, субъект-субъектный (сотрудничество).

3. Целевые ориентации технологии.

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно-личностный подход к ребёнку.
  • Единство обучения и воспитания.

4. Концептуальная основа педагогической технологии. Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

5. Содержание УВП. Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объём и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

6. Процессуальная характеристика (методические особенности). В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).

7. Программно-методическое обеспечение. Программно- методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.

8. Соответствие критериям технологичности. Как было указано выше, основными критериями технологичности являются:

– системность (комплексность, целостность),

– научность (концептуальность, развивающий характер),

– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность), 

– управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

9. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.