Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_usloviya_v_realizatsii_virtualnogo_muzeya_v_dou_1.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ…………. | 4 |
Заключение……………………………………………………..……............... | 8 |
Список литературы…………………………………………...………………. | 9 |
Введение
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.
Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время появляется такое понятие как виртуальный музей.
Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
Изучение методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ и определили актуальность темы нашего исследования.
Цель нашего исследования – изучение методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- Изучить понятие виртуального музея в ДОУ.
- Раскрыть методические условия применения виртуального музея в ДОУ
Проблема исследования в изучении методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ. Недостаточная разработанность проблемы и её большая практическая значимость определили тему исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение темы исследования относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли - теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ
Музейная педагогика есть важный тип педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть основную роль только в последние десятилетия. Этот вид организации обучения объединяет в себе учебный процесс с настоящей жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с объектами и явлениями.
Исходно музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи различной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали особые экскурсии для дошкольников, формировали всевозможные мероприятия. Сегодня в дошкольной музейной педагогике активно формируются два больших направления:
сотрудничество ДОУ с музеями;
формирование и употребление мини-музеев в детском саду[1].
Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи исполняют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
Виртуальные музеи могут быть совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, содержанием воспитательной работы с детьми. Рейтинг посещаемости сайтов и страниц виртуальных музеев крайне высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре. Виртуальные музеи представляют собой фактор развития культуры: сайты традиционных музеев - далеко не единственная форма существования музеев онлайн. Сегодня работает множество виртуальных музеев, наличествующих только в сети «Интернет»: виртуальные музеи открывают частные лица (особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах), их формируют организации, которые не являются музеями – образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы. Ряд виртуальных музеев объединяет сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни[2].
Музейные педагоги активно мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.
Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс содействует ассоциации обучения и воспитания в один единый образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности воспитанника. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.
Виртуальные экскурсии обладают преимуществами перед обычными экскурсиями:
– Не выходя из ДОУ можно познакомиться с объектами, находящимися за границами детского сада.
– Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в помещении содействует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
Противоречие использования виртуальных музеев возникает между значительным познавательным, созидательным, экономическим, педагогическим, консолидирующим потенциалом виртуальных музеев, широко используемым в мире, - и недооценкой этого феномена в российском обществе в целом, в научном сообществе и органах управления сферой культуры в частности; между большим объёмом эмпирического материала и постоянно поступающей новой информацией, - и недостаточной степенью научной разработанности проблемы и теоретического осмысления фактов; между необходимостью инновационного развития России, вызванного требованиями современности - и практической реализацией, реальным положением дел при разрешении этих задач, медленным развитием инновационных процессов.
Форма виртуального музея в ДОУ возможна при соблюдении ряда требований:
наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
высокоскоростной Интернет;
доступность для посетителей[3].
Постижение явлений материальной и художественной культуры в реальных условиях конечно же должно организовываться по программе. Виртуальное общение с ценностями культуры есть подготовительный этап к первому. Оно дает возможность закрепить изучаемый материал, образовать условия для комфортного вступления в экскурсионную деятельность. По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть:
– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Подается как презентация;
– видеоэкскурсия сопровождаемая рассказами детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, выставленные на сайтах реальных музеев и в Интернет[4].
Создание виртуального мини - музея в ДОУ способствует воспитанию воспитанников детских садов, является инструментом отличной социализации и умственного развития дошкольников. Виртуальная экскурсия имеет несколько преимуществ перед классическими экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет пределов. Например, не покидая здания детского сада возможно посетить и познакомиться с объектами, находящимися за его пределами.
Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они никак не связаны с реальным помещением.
В ДОУ важно иметь список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.
В рамках виртуального музея возможно организация интерактивных музеев творчества дошкольников в рамках национальных традиций, например, «Белгородские узоры». Создание такого интерактивного музея позволит организовать условия не только для одностороннего восприятия информации детьми, но и сделать их активными участниками создания музея.
Главными этапами в создании виртуальной экскурсии являются:
– постановка цели и задач;
– выбор темы;
– поиск литературы по исследуемому вопросу;
– отбор и исследование экскурсионных объектов;
– оцифровка фото и иллюстраций,
– составление маршрута экскурсии на базе видеоряда;
– разработка речи экскурсовода;
– составление плана ведения экскурсии;
– показ экскурсии[5].
Создавая текст виртуальной экскурсии важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью изложения, иметь нормальный по количеству фактический материал, литературное изложение при прочтении. Материал располагается в той последовательности, в которой отображаются объекты, и имеет отчетливое разделение на части. Каждая из частей посвящается одному из объектов. Представленный текст должен быть готовым текстом для «использования» экскурсоводом[6].
Заключение
Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании детской деятельности. Музеи помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада, расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, широкими экспозиционными возможностями.
Виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее: экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок, как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.
Главными этапами в создании виртуальной экскурсии являются: постановка цели и задач; выбор темы; поиск литературы по исследуемому вопросу; отбор и исследование экскурсионных объектов; оцифровка фото и иллюстраций, составление маршрута экскурсии на базе видеоряда; разработка речи экскурсовода; составление плана ведения экскурсии; показ экскурсии. Создавая текст виртуальной экскурсии важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью, др. Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они никак не связаны с реальным помещением.
Считаем цели достигнутыми, задачи выполненными.
Список литературы
1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010 - №6 – С. 43-48
2."Виртуальный музей" в детском саду как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОУ http://открытыйурок.рф/статьи/625183/
3.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. – 2012 - №2. – С. 43-48
4.Майорова С.В.Виртуальный музей учреждения как инструмент формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО // Сб.ст.«Искусство педагогического общения» (Педагог-ребёнок, Педагог-родитель, Педагог-педагог) - г. Александровск, 2016 – С. 10-14
5.Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html
6. Четвертаков К.В. Дошкольные виртуальные музеи – доступное образовательное пространство. Основные принципы организации http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1486-chetvertakov-k-v-doshkolnye-virtualnye-muzei-dostupnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-osnovnye-printsipy-organizatsii
[1] Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. – 2012 - №2. – С. 43
[2] Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html
[3] Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010 - №6 – С. 43
[4] Четвертаков К.В. Дошкольные виртуальные музеи – доступное образовательное пространство. Основные принципы организации http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1486-chetvertakov-k-v-doshkolnye-virtualnye-muzei-dostupnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-osnovnye-printsipy-organizatsii
[5] Майорова С.В.Виртуальный музей учреждения как инструмент формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО // Сб.ст.«Искусство педагогического общения» (Педагог-ребёнок, Педагог-родитель, Педагог-педагог) - г. Александровск, 2016 – С. 10
[6] "Виртуальный музей" в детском саду как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОУ http://открытыйурок.рф/статьи/625183/