Роль ранней неврологической диагностики в коррекционно-педагогическом процессе.
В презентации показана роль ранней неврологической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ranney_nevrologich._diagn._v_kor.-ped.prots_.pptx | 104.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обследование детей первого года жизни В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы: Изучение анамнестических данных: При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар ). на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.
2.Изучение двигательного развития ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть; развитие мускулатуры кисти, положению первого пальца; возможности зрительно-моторной координации; манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи); определяется общий мышечный тонус ребенка; характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог; способность ребенка опираться на ноги и ходить.
3.Изучение состояния речевого аппарата: наличие патологии в строении артикуляционного аппарата; обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка; определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. особенности приема пищи: сосания и глотания; учитываются характер голоса, крика и дыхания.
4.Исследование голосовой и доречевой активности ребенка: отмечается характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию; логопед устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения; наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.
Содержание работы с детьми первого года жизни При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного развития.
Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) Цель: Стимуляция голосовой реакции, гуканья и гуления . Задачи : Формирование потребности в эмоциональной коммуникации, эмоциональном познании окружающего мира. Основные направления развития ребенка от рождения до трех месяцев: развитие общей и мелкой моторики рук; формирование зрительного и звукового сосредоточения; стимуляция голосовых вокализаций; формирование предпосылок понимания речи; вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.
Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев) Цель: Закрепление умения держать голову, тянуться и захватывать игрушки, вступать в эмоциональный контакт с взрослым, активно и протяжно гулить . Задачи : стимуляция инициативы общения с взрослыми; развитие положительных эмоций, интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности в виде певучего гуления ; развитие зрительно-моторной координации, реакции равновесия, обучение двигательным навыкам, соответствующим данному возрастному периоду.
Основные направления развития ребенка в возрасте 3–4 месяцев: организация эмоционального общения с ребенком; последовательная стимуляция и формирование голосовых реакций гуканья (единичные звуки) и гуления (длительное звучание с повторами); развитие общей и мелкой моторики рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительных дифференцировок; формирование предпосылки понимания речи; расширение эмоционально-коммуникативного опыта; формирование умения локализовать звуки в пространстве, воспринимать и дифференцировать различно интонируемый голос взрослого; развитие устойчивости фиксации взгляда, плавности прослеживания взглядом за объектом; развитие "комплекса оживления
Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев) Цель: Стимуляция интонационного голосового общения и начальных стадий лепета. Задачи: стимуляция ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету; формирование подражания звукам, предшествующим лепету; совершенствование приобретенных в результате предыдущей работы навыков; обучение положению стоя на четвереньках, ползанию и формирование навыков сидения.
Основные направления развития ребенка 4–6 месяцев: эмоционально-выразительное, вокализованное общение между взрослым и ребенком; формирование подражания переходным к лепету звукосочетаниям; развитие восприятия слогоритмических цепочек; обучение ребенка есть из ложки и пить из чашки; стимуляция и развитие пальцевого осязания; выработка слуховых и зрительных дифференцировок.
Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) Цель: Активизация лепета, расширение лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым). Задачи: развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аутоэхолалического лепета, предпосылок понимания речи; обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой пищи; формирование устойчивого сидения, совершенствование движений, развитие чувства равновесия и координации, подготовка к самостоятельному вставанию.
Основные направления развития ребенка 6–9 месяцев: вызывание в процессе совместной с взрослым деятельности эмоционально-выразительных реакций (смех, улыбка, сосредоточение); стимуляция аутоэхолаличного лепета (цепочки различных слогов с изменением звуков в них и интонационных характеристик (длительности, напряженности, громкости)); слуховое восприятие лепетных псевдослов (слов, понятных при соотнесении с ситуацией); формирование предпосылок понимания речи; выработка новых движений; обучение навыку жевания; формирование положительного отношения к занятиям, вовлечение в общение через голосовые реакции и игру, выработка акустической установки на звуки и голоса (то есть развитие внимания к речи), развитие манипулятивной функции рук. Особенностями комплексных занятий на этом этапе является освоение способов вертикализации , активизация самостоятельных движений и действий.
Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) Цель: Активизация лепетных и осмысленных слов (к году в словаре ребенка насчитывается приблизительно 5-10 слов и до 30 звукоподражаний). Задачи : создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций; побуждение к произношению псевдослов и их цепочек; активизация осознанно произносимых лепетных слов; расширение объема понимаемых слов и фраз; обучение еде при помощи ложки; развитие умения сохранять равновесие в положении сидя; освоение новых способов ползания (переползание, подползание) и посадки (с опорой на вытянутые руки, с разведенными в стороны коленями); обучение навыкам самостоятельного вставания и ходьбы.
Основные направления развития ребенка 9-12 месяцев: создание эмоционально окрашенных коммуникативных ситуаций в процессе ситуативно-делового общения; стимуляция общения с использованием лепетных псевдослов и их цепочек; обучение восприятию и подражательному воспроизведению мелодических особенностей речи взрослого; обучение использованию в процессе еды ложки; развитие дифференцированных движений пальцев рук.
Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается , поэтому работа по д иагностике , профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. Только ранняя диагностика способствует раннему воздействию, что дает возможность наиболее полно компенсировать патологию, в том числе и речевую.