ЛОГОРИТМИКА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВОЕОБРАЗНОЙ АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР

Цыганкова Жанна Валерьевна

Аннотация: в статье рассматриваются вопрос о значении логопедической ритмики в  инклюзивном сопровождении детей дошкольного возраста, раскрываются психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также анализируются особенности логоритмического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsygankova_zh.v.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цыганкова Жанна  Валерьевна

ГОУ ВО МО "Государственный социально-

гуманитарный университет» г.о. Коломна

zhannet2709@gmail.com

ЛОГОРИТМИКА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВОЕОБРАЗНОЙ АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР

Аннотация: в статье рассматриваются вопрос о значении логопедической ритмики в  инклюзивном сопровождении детей дошкольного возраста, раскрываются психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также анализируются особенности логоритмического сопровождения.

Ключевые слова: дети с ТНР, интеграция, социализация, логоритмическое воздействие, логоритмические занятия.

В настоящее время в системе Российского образования происходят кардинальные перемены. Они направлены на внедрение инклюзивного образования в педагогическую практику, что обуславливает усиление в обществе гуманистических  тенденций, признание права лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) на совместное существование с их нормально развивающимися сверстниками. В этой связи, особенно актуальной является разработка новых моделей организации и содержания педагогического процесса, что побуждает педагогов к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку при получении им образования.

По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. [5]

Среди детей дошкольного возраста, имеющих те или иные недостатки в развитии, как утверждает  А. Я. Мухина, на первом месте стоят дети с тяжелыми нарушениями речи  различной степени выраженности.  

Вхождение в социум детей  с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) затруднено целым рядом особенностей, среди которых, преобладает нарушение коммуникативных связей с окружающим миром. Особенности речевого развития, которые проявляются в нарушении формирования всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой стороны, препятствуют осуществлению полноценного общения.

 Наряду с речевыми расстройствами для детей с ТНР характерно нарушение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов; меньший объем памяти, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Дети очень критично относятся к своему дефекту, в связи с этим, со стороны эмоционально-личностной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная раздражительность, замкнутость, обидчивость плаксивость, частая смена настроения.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой речевых нарушений (О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова и др.), указывают на отставание в развитии двигательной сферы данной категории детей. Они моторно неловки, отмечается задержанная переключаемость движений, недостаточная координация. Дети отстают от сверстников в навыках самообслуживания, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к различным видам ручной деятельности.

Важнейшим критерием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение.

Эффективным условием нормализации и развития вербального общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив здоровых сверстников. Особую значимость здесь имеет дошкольный возраст, так как он является самым сенситивным периодом для развития способностей к взаимодействию с окружающим и общению. В исследованиях российских ученых отмечается положительное влияние интегративного окружения на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицына, Л. П. Назарова, А. Н. Коноплева, Н. Н. Малофеев, Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова и другие). Чем раньше  произойдет включение, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального благополучия.

Оказать эффективную помощь в процессе интеграции детей дошкольного возраста с ТНР могут занятия логоритмикой.

Изучением вопроса логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией в нашей стране занимались Н. Г. Александрова, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Г. А. Волкова и многие другие. Они указывали на то, что логоритмика благотворно влияет на психофизическое, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. В. А. Гринер выделяла такой положительный фактор логоритмики, как ее коллективное начало. Н. Г. Александрова подчеркивала необходимость дифференцированного использования логопедической ритмики, в зависимости от моторного и интеллектуального состояния. По мнению Г. А. Волковой, логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), позволяющих проникать в закономерности формирования двигательных и речевых навыков. Важное место в этом комплексе занимают учения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности.

Основной целью, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедического воздействия, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей.

Методика логоритмического воздействия включает приемы разнообразной направленности. Подвижные музыкальные игры, разнообразные упражнения, пение, ритмичные движения под музыку, направленные на развитие речевого общения, крупной и мелкой моторики, являются привлекательным видом деятельности для детей дошкольного возраста, игрой,  в которой можно выразить свои чувства и эмоции. Музыка позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Контакт с помощью музыкальных средств ненавязчив, индивидуализирован, он помогает снять напряжение, избавиться от страхов. Все это закладывает основу для повышения адаптационных возможностей ребенка с отклонениями в развитии.

Следовательно, занятия по логоритмике очень важны для всестороннего развития каждого ребенка, а особенно, для детей с ТНР, поскольку оказывают огромное влияние не только на двигательную сферу, но осуществляется коррекция и развитие речевой и психологической сферы, что, несомненно, очень важно для данной категории детей.

При построении образовательного маршрута логопеду необходимо учитывать календарно-тематическое планирование, принимать во внимание возрастные и физические возможности детей, соблюдать поэтапность воздействия,  обязательно прорабатывать речевой материал и показывать образец выполнения упражнений.

При проведении логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста надо обязательно учитывать ряд особенностей:

- формирование умений ребенка должно носить характер игры;

- в процессе работы использовать разнообразные дидактические пособия, игрушки, наглядный материал;

-  каждое занятие должно включать в себя что-то новое, чтобы не иссякал интерес у детей;

- общение с детьми должно проходить в атмосфере радости и психологического комфорта.

Все вышеперечисленные аспекты,  являются на наш взгляд очень важными и вполне обоснованными, чтобы опираться на них при вопросе создания инклюзивного сопровождения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика  : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  2. Екжанова Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М : Дрофа,  2008. – 210 с.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : Методическое пособие /  под ред. М. С. Староверовой. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
  4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика : методическое пособие / А. Я. Мухина. – М. : Изд. АСТ, 2010. – 128 с.
  5. Парламентская газета [электронный ресурс] (дата обращения: 02.05.18 г.) https://www.pnp.ru/social/2016/12/05/