ЛОГОРИТМИКА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВОЕОБРАЗНОЙ АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР
Аннотация: в статье рассматриваются вопрос о значении логопедической ритмики в инклюзивном сопровождении детей дошкольного возраста, раскрываются психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также анализируются особенности логоритмического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsygankova_zh.v.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыганкова Жанна Валерьевна
ГОУ ВО МО "Государственный социально-
гуманитарный университет» г.о. Коломна
zhannet2709@gmail.com
ЛОГОРИТМИКА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВОЕОБРАЗНОЙ АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР
Аннотация: в статье рассматриваются вопрос о значении логопедической ритмики в инклюзивном сопровождении детей дошкольного возраста, раскрываются психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также анализируются особенности логоритмического сопровождения.
Ключевые слова: дети с ТНР, интеграция, социализация, логоритмическое воздействие, логоритмические занятия.
В настоящее время в системе Российского образования происходят кардинальные перемены. Они направлены на внедрение инклюзивного образования в педагогическую практику, что обуславливает усиление в обществе гуманистических тенденций, признание права лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) на совместное существование с их нормально развивающимися сверстниками. В этой связи, особенно актуальной является разработка новых моделей организации и содержания педагогического процесса, что побуждает педагогов к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку при получении им образования.
По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. [5]
Среди детей дошкольного возраста, имеющих те или иные недостатки в развитии, как утверждает А. Я. Мухина, на первом месте стоят дети с тяжелыми нарушениями речи различной степени выраженности.
Вхождение в социум детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) затруднено целым рядом особенностей, среди которых, преобладает нарушение коммуникативных связей с окружающим миром. Особенности речевого развития, которые проявляются в нарушении формирования всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой стороны, препятствуют осуществлению полноценного общения.
Наряду с речевыми расстройствами для детей с ТНР характерно нарушение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов; меньший объем памяти, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Дети очень критично относятся к своему дефекту, в связи с этим, со стороны эмоционально-личностной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная раздражительность, замкнутость, обидчивость плаксивость, частая смена настроения.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой речевых нарушений (О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова и др.), указывают на отставание в развитии двигательной сферы данной категории детей. Они моторно неловки, отмечается задержанная переключаемость движений, недостаточная координация. Дети отстают от сверстников в навыках самообслуживания, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к различным видам ручной деятельности.
Важнейшим критерием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение.
Эффективным условием нормализации и развития вербального общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив здоровых сверстников. Особую значимость здесь имеет дошкольный возраст, так как он является самым сенситивным периодом для развития способностей к взаимодействию с окружающим и общению. В исследованиях российских ученых отмечается положительное влияние интегративного окружения на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицына, Л. П. Назарова, А. Н. Коноплева, Н. Н. Малофеев, Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова и другие). Чем раньше произойдет включение, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального благополучия.
Оказать эффективную помощь в процессе интеграции детей дошкольного возраста с ТНР могут занятия логоритмикой.
Изучением вопроса логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией в нашей стране занимались Н. Г. Александрова, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Г. А. Волкова и многие другие. Они указывали на то, что логоритмика благотворно влияет на психофизическое, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. В. А. Гринер выделяла такой положительный фактор логоритмики, как ее коллективное начало. Н. Г. Александрова подчеркивала необходимость дифференцированного использования логопедической ритмики, в зависимости от моторного и интеллектуального состояния. По мнению Г. А. Волковой, логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), позволяющих проникать в закономерности формирования двигательных и речевых навыков. Важное место в этом комплексе занимают учения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности.
Основной целью, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедического воздействия, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей.
Методика логоритмического воздействия включает приемы разнообразной направленности. Подвижные музыкальные игры, разнообразные упражнения, пение, ритмичные движения под музыку, направленные на развитие речевого общения, крупной и мелкой моторики, являются привлекательным видом деятельности для детей дошкольного возраста, игрой, в которой можно выразить свои чувства и эмоции. Музыка позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Контакт с помощью музыкальных средств ненавязчив, индивидуализирован, он помогает снять напряжение, избавиться от страхов. Все это закладывает основу для повышения адаптационных возможностей ребенка с отклонениями в развитии.
Следовательно, занятия по логоритмике очень важны для всестороннего развития каждого ребенка, а особенно, для детей с ТНР, поскольку оказывают огромное влияние не только на двигательную сферу, но осуществляется коррекция и развитие речевой и психологической сферы, что, несомненно, очень важно для данной категории детей.
При построении образовательного маршрута логопеду необходимо учитывать календарно-тематическое планирование, принимать во внимание возрастные и физические возможности детей, соблюдать поэтапность воздействия, обязательно прорабатывать речевой материал и показывать образец выполнения упражнений.
При проведении логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста надо обязательно учитывать ряд особенностей:
- формирование умений ребенка должно носить характер игры;
- в процессе работы использовать разнообразные дидактические пособия, игрушки, наглядный материал;
- каждое занятие должно включать в себя что-то новое, чтобы не иссякал интерес у детей;
- общение с детьми должно проходить в атмосфере радости и психологического комфорта.
Все вышеперечисленные аспекты, являются на наш взгляд очень важными и вполне обоснованными, чтобы опираться на них при вопросе создания инклюзивного сопровождения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
- Екжанова Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М : Дрофа, 2008. – 210 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : Методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
- Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика : методическое пособие / А. Я. Мухина. – М. : Изд. АСТ, 2010. – 128 с.
- Парламентская газета [электронный ресурс] (дата обращения: 02.05.18 г.) https://www.pnp.ru/social/2016/12/05/