Использование наглядности как средства повышения познавательного интереса у учащихся в начальных классах.
На каждому роке учитель использует наглядность, чтобы заинтересовать учащихся любого возраста. Наглядность привлекает внимание детей и мотивирует их к изучению предмета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование наглядности как средства
повышения познавательного интереса у
учащихся в начальных классах.
В 17 веке Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Песталоцци превратил этот принцип в основное средство обучения.
Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные закономерности: органы чувств обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения пропускают в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, и прочно.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые
подразделяют их на средства, которыми пользуется о
бучающий для эффективного
достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и
индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные
принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с
которыми связана,как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное
оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Согласно идее В.А. Сластенина, в качестве основания для классификации
дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
∙визуальные (зрительные)-предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды,
ИКТ, презентации;
∙аудиальные (слуховые) –радио, магнитофоны, музыкальные
инструменты и т.п.;
∙аудиовизуальные (зрительно-слуховые) –звуковые фильмы, телевидение
и т.п.
Классификаций дидактических средств очень много, но кажый учитель выбирает для себя необходимые наглядности.
В нашей гимназии мы используем разные наглядности: схемы, таблицы, диаграммы, картинки, фотографии, изображения. Мы часто применяем визитки, публикации, открытки, брошюры, сделанные учителями нашей гимназии и учащимися на практических занятиях.
Правила применения наглядности
- Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
- Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
- Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
- Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
- Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
- Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
- Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
Литература:
- Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года. - Астана, 2005.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.