«Профессиональное развитие как процесс нравственного становления руководителя в образовании»
А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт. Может ли современный руководитель образовательной организации профессионально развиваться, но быть безнравственным?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Профессиональное развитие как процесс нравственного становления руководителя в образовании»
А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт. Может ли современный руководитель образовательной организации профессионально развиваться, но быть безнравственным?
Сегодня руководитель любого образовательного учреждения в условиях инновационного управления должен быть мастером, достигшим высокого уровня профессионального становления, обладающим способностью ставить перед собой задачи профессиональной деятельности и решать их в соответствии с собственными взглядами и отношениями. Это продиктовано не только изменениями, происходящими в российской системе образования, но и необходимостью перемены отношения к профессиональным компетенциям руководящего состава образовательной организации, в связи с утверждёнными новыми требованиями к руководителю.
Формирование нравственно совершенной личности — это непрерывный процесс по привитию человеку: а) этических знаний; б) моральных убеждений; в) нравственных качеств и чувств; г) моральных потребностей и привычек, которые можно рассматривать как задачи нравственного воспитания. Руководитель непременно должен обладать этими качествами. Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных.
Любая организация образования это многоуровневая система, находящаяся в непрерывном движении и изменении, для которой характерны периоды становления, функционирования, развития. Образовательное учреждение, только воспроизводящее свои функции, особенно в условиях меняющейся социальной ситуации, неизбежно начинает отставать, требуется современный руководитель, которому необходимо постоянно изучать законодательную базу в образовательной системе, всесторонне использовать достижения наук в инновационной педагогической деятельности, информационно-коммуникативных технологиях, заниматься профессиональным самосовершенствованием. Девизом моей деятельности являются слова: «От знаний к профессионализму и нравственности!».
Чтобы этические знания стали личными убеждениями руководителя сотрудника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практической целесообразности, общественной значимости, объективной необходимости. Большой вред делу сформирования у сотрудников моральных убеждений наносят расхождения между словом и делом, когда руководитель, говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабления, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания: руководитель не должен позволять себе того, что считает непозволительным для сотрудников.
Поэтому профессиональное развитие руководителя образовательной организации, в современном мире, должно быть непрерывно связано с процессом нравственного становления личности как его самого, так и сотрудников и только тогда она будет направлено на успешное решение задач и целей организации.